Меню

Уходи отсюда со своей противной трубой найти восклицания невосклицательное



Уходи отсюда со своей противной трубой найти восклицания невосклицательное

Труба у Незнайки и ревела, и хрипела, и визжала, и хрюкала. Гусля слушал, слушал.. Наконец ему надоело. Он надел свою бархатную тужурку, нацепил на шею розовый бантик, который носил вместо галстука, и ушёл в гости.

Вечером, когда все малыши собрались дома. Незнайка снова взялся за трубу и принялся дуть в неё сколько хватало сил:

— Что за шум? — закричали все.

— Это не шум, — ответил Незнайка. — Это я играю.

— Перестань сейчас же! — закричал Знайка. — От твоей музыки уши болят!

— Это потому, что ты к моей музыке ещё не привык. Вот привыкнешь — и уши не станут болеть.

— А я и не хочу привыкать. Очень мне нужно!

Но Незнайка не слушал его и продолжал играть:

— Бу-бу-бу! Хр-р-р! Хр-р-р! Виу! Виу!

— Да перестань ты! — набросились на него все малыши. — Уходи отсюда со своей противной трубой!

— Куда же мне уходить?

— Иди в поле да там и играй.

— Так в поле ведь некому будет слушать.

— А тебе обязательно надо, чтоб кто-нибудь слушал?

— Ну, иди на улицу, там тебя соседи услышат.

Незнайка пошёл на улицу и стал играть возле соседнего дома, но соседи попросили его не шуметь под окнами. Тогда он пошёл к другому дому — его и оттуда прогнали. Он пошёл к третьему дому — его стали и оттуда гнать, а он решил им назло играть и играть. Соседи рассердились, выбежали из дома и погнались за ним. Насилу он убежал от них со своей трубой.

С тех пор Незнайка перестал играть на трубе.

— Моей музыки не понимают, — говорил он. — Ещё не доросли до моей музыки. Вот когда дорастут — сами попросят, да поздно будет. Не стану больше играть.

Источник

Невосклицательные и восклицательные предложения 9

Невосклицательные и восклицательные предложения 9

Просмотр содержимого документа
«Невосклицательные и восклицательные предложения 9»

«ТАТИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок русского языка в 5 классе

Учитель: Магомедалиева Зумрият Демирбековна.

Тема урока: Восклицательные предложения

1) Обучающие: дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

2) Развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах.

3)Воспитательные: воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование: экран, проектор записи на доске, индивидуальные карточки.

2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.

1). Проверка домашнего задания.

1) работа по вопросам:

— Продолжите фразу: предложение – это…

— Грамматическая основа – это……

— По составу грамматической основы предложения бывают ……………

— По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

3. Постановка учебной цели.

— Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Мы можем увидеть его на лавочке в парке или на стене в помещении, о чем он нам сообщает? Слайд №1

(Здесь покрашено! Будь сторожен!)

— Молодцы! А какие это предложения по цели высказывания? Слайд №2

(Первое предложение повествовательное. Оно сообщает о том, что здесь покрашено. Второе побудительное. Оно выражает совет.)

— Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока?

— Какова цель нашего урока?

(Выяснить роль восклицательных предложений в речи) Слайд

— Молодцы. Запишите число и тему урока. Слайд №3

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока

— Теперь обратимся к учебнику на странице 60. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации в первом столбике. В чем особенность предложений записанных справа?

Мы были в лесу. Мы были в лесу!

Кто взял книгу? Кто взял книгу?!

Прочитай книгу. Прочитай книгу!

(Слева предложения по интонации невоскл., справа те же предложения по цели высказывания– воскл.)

— Как мы должны читать предложения справа?

— Запишем предложения справа в свои тетради. Слайд №4

Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?

( Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Они могут выражать чувства и в то же время сообщать о чем-либо, спрашивать или побуждать к действию.)

— Давайте запишем этот вывод. Слайд №5

— А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами запишем графический диктант. Я буду читать предложения, а вы записываете лишь знак препинания соответствующий концу предложения. Готовы?

Осень. Красивые наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра?

Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты!

— Давайте проверим, друг друга, верно ли вы отвечали. Поменяйтесь тетрадями. Слайд №6.

Физминутка. «У тети Моти»(музыка)

1. Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).

Слайд 7 (проверка)

Читайте также:  Снип проектирование трубопроводов пара

а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.

б)Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

2. Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.

— Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных или невосклицательных? Почему? Как вы считаете, чего мы достигли сегодня на уроке?

9.Домашнее задание: написать мини-сочинение по видеоролику (5-8 предложений. Определите их вид по цели высказывания.), на тему «Читать — это модно!».

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Я предлагаю вам закрасить одного из этих пушистиков соответственно вашему настроению от урока (листы с пушистиком у каждого на столах).

8. Развитие навыков выразительного чтения восклицательных предложений. Сценка.

«Уроки русского языка в 5 классе» Е.И. Никитина, М. «Просвещение»

Русский язык 5 класс- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М. «Просвещение», 2011 г.

Источник

Русский язык. 5 класс

Типы предложений

Определите, какой ответ является неправильным? Зачеркните его.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

Восклицательное предложение

Укажите, какое из предложений является восклицательным.

Облетели листья с клёна, Клён от холода дрожит. (Е. Авдиенко)

Хорошо живёт на свете Вини-Пух! (Б. Заходер)

Сколько звёзд на небесах, А веснушек на носах? (С. Погорельский)

Восклицательные и невосклицательные предложения

Прочитайте отрывки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Распределите предложения по группам.

Восклицательное

Невосклицательное

Вид предложения по эмоциональной окраске

Определите вид предложения по эмоциональной окраске.

Ах, сколько на свете детей!

Как звёзд на небесном челе.

Как назвать котёнка?

Тигром иль Мышонком?

Анализ предложения

Определите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло! (А. С. Пушкин).

По цели высказывания это предложение, потому что в нём сообщается о . По эмоциональной окраске – , потому что в нём выражено чувство злости.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Вставьте в пустые ячейки предложения из произведения Н. Носова.

Восклицательное

Невосклицательное

Текст

Восстановите текст, используя характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Вопросительное, невосклицательное.

3. Повествовательное, невосклицательное.

4. Повествовательное, восклицательное.

Осень пришла в наш сад.

Янтарём и рубинами загорелись листья.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Сгруппируйте предложения по эмоциональной окраске.

Восклицательные предложения

Невосклицательные предложения

Характеристика предложений

Зачеркните неправильные ответы.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин)

1 ) повествовательное, восклицательное; односоставное.

2 ) повествовательное, восклицательное; двусоставное.

3 ) побудительное, невосклицательное, двусоставное.

Анализ предложения

Вставьте пропущенные слова в анализ предложения. Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.

В предложении солнце – это , выражено . Гуляло и забежало – , выражены . Так как в предложении сообщается факт, то по цели высказывания это предложение. По эмоциональной окраске оно , так как никаких эмоций не передаёт.

Источник

Русский язык. 5 класс

Типы предложений

Определите, какой ответ является неправильным? Зачеркните его.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

Восклицательное предложение

Укажите, какое из предложений является восклицательным.

Облетели листья с клёна, Клён от холода дрожит. (Е. Авдиенко)

Хорошо живёт на свете Вини-Пух! (Б. Заходер)

Сколько звёзд на небесах, А веснушек на носах? (С. Погорельский)

Восклицательные и невосклицательные предложения

Прочитайте отрывки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Распределите предложения по группам.

Восклицательное

Невосклицательное

Вид предложения по эмоциональной окраске

Определите вид предложения по эмоциональной окраске.

Ах, сколько на свете детей!

Как звёзд на небесном челе.

Как назвать котёнка?

Тигром иль Мышонком?

Анализ предложения

Определите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло! (А. С. Пушкин).

По цели высказывания это предложение, потому что в нём сообщается о . По эмоциональной окраске – , потому что в нём выражено чувство злости.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Вставьте в пустые ячейки предложения из произведения Н. Носова.

Восклицательное

Невосклицательное

Текст

Восстановите текст, используя характеристику предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Вопросительное, невосклицательное.

3. Повествовательное, невосклицательное.

4. Повествовательное, восклицательное.

Осень пришла в наш сад.

Янтарём и рубинами загорелись листья.

Восклицательные и невосклицательные предложения

Сгруппируйте предложения по эмоциональной окраске.

Восклицательные предложения

Невосклицательные предложения

Характеристика предложений

Зачеркните неправильные ответы.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! (А. С. Пушкин)

1 ) повествовательное, восклицательное; односоставное.

2 ) повествовательное, восклицательное; двусоставное.

3 ) побудительное, невосклицательное, двусоставное.

Анализ предложения

Вставьте пропущенные слова в анализ предложения. Солнце по небу гуляло и за тучку забежало.

Читайте также:  Радиографический контроль сварных соединений трубопроводов это

В предложении солнце – это , выражено . Гуляло и забежало – , выражены . Так как в предложении сообщается факт, то по цели высказывания это предложение. По эмоциональной окраске оно , так как никаких эмоций не передаёт.

Источник

Вариант 8

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Со)своим от..ездом я (не)сп..шил. Этим погожим днём мне предст..ял (не)трудный путь. (4) (К)тому(же) в голову пришла мне одна важная мысль (не)пок..давшая меня н.. на минуту. Казач..и лошади оказались (не)пригодными для горных переездов. Вы..снив (2) это на опыте наших пред..дущих пут..шествий я решил во что(бы) то (н..)стало пом..нять лошадей.

Для моей (двух)недельной эксп..диц..и мне нужны были (не)обык- нове(н/нн)ые лошади а животные мес..ной породы воспита(н/нн)ые (3) и нарен..рова(н/нн)ые киргизами Большой орды. Этих лошадей можно было сч..тать горными так(как) они в летн..е время года паслись на самых (не)пр..ступных высотах Алатау. Полковник Хоментовский сообщил мне что я (на)верн..ка могу таких найти на реке Тургени находивш..йся всего лиш.. в пятнадцати верстах от места моей стоянки.

(По П. П. Семёнову-Тян-Шанскому)

Со своим отъездом я не спешил. Этим погожим днём мне предстоял нетрудный путь. (4) К тому же в голову пришла мне одна важная мысль, не покидавшая меня ни на минуту. Казачьи лошади оказались непригодными для горных переездов. Выяснив (2) это на опыте наших предыдущих путешествий, я решил во что бы то ни стало поменять лошадей. Для моей двухнедельной экспедиции мне нужны были не обыкновенные лошади, а животные местной породы, воспитанные (3) и натренированные киргизами Большой орды. Этих лошадей можно было считать горными, так как они в летнее время года паслись на самых неприступных высотах Алатау. Полковник Хоментовский сообщил мне, что я наверняка могу таких найти на реке Тургени, находившейся всего лишь в пятнадцати верстах от места моей стоянки.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Морфологический разбор слова

1. Животные (какие?) воспитанные — причастие, н. ф. — воспитанный; от глаг. воспитать.

2. Пост. — страдат., прош. вр., сов. в.; непост. — в полной форме, им. п., мн. ч.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Этим погожим днём мне предстоял нетрудный путь. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: путь (подлежащее, выражено именем существительным) предстоял (сказуемое, выражено глаголом).

Второстепенные члены предложения: (предстоял) мне — дополнение, выражено местоимением; (предстоял) днём — обстоятельство, выражено именем существительным; (путь) нетрудный — определение, выражено именем прилагательным; (днём) этим — определение, выражено местоимением; (днём) погожим — определение, выражено именем прилагательным.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)следстви.. нельзя вмешиваться посторонним лицам.

2) (Не)смотря на мороз, лёд на реке был тонким.

3) (В)продолжени.. года проект будут готовить к реализации.

4) Не забудьте внести нужную сумму (на)счёт клиента.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложений с предлогом: Несмотря на мороз, лёд на реке был тонким. В продолжение года проект будут готовить к реализации;

2) правильное написание предлогов: несмотря на, в продолжение.

4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Спереди, а так(же) на рукавах были пуговицы.

2) Что(бы) сегодня на ужин приготовить?

3) И старики то(же) в пляс пустились.

4) Я (за)то пустое дело на тебя уже не сержусь.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложений с союзом: Спереди, а также на рукавах были пуговицы. И старики тоже в пляс пустились;

2) правильное написание союзов: (а) также, тоже.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Поднятый, черпая, начать, кухонный.

По́днятый, че́рпая, нача́ть, ку́хонный.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях).

Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).

1) Вопреки нашим ожиданиям, паром так и не пришёл в тот вечер.

2) Согласно указания на карте мы находились рядом с озером.

3) Одолевший человек собственные сомнения способен на решительный поступок.

4) Глядя на звёздное небо, древние мореплаватели могли проложить верный путь.

Согласно указанию на карте мы находились рядом с озером. Одолевший собственные сомнения человек способен на решительный поступок.

Согласно указанию на карте мы находились рядом с озером. Человек, одолевший собственные сомнения, способен на решительный поступок.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Не давая врагу опомниться гнали его за Днепр потом за Вислу.

2) Он лежал на спине и заложив руки под голову глядел вверх.

3) Подлинная любовь рождается только в сердце пережившем заботу о ближнем.

4) Люди занятые истинно важным делом всегда просты.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и места постановки запятой: Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о ближнем;

Читайте также:  Текут канализационные трубы у раковины

2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.

Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые.

(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Бушевавший над землёй ураган ломал крыши вырывал с корнем огромные деревья.

2) Птицы гнездились на одинокой скале возвышающейся над морем.

3) Товарищи вы можете поучаствовать в лотерее приобретая билеты в кассе.

4) Не надевая фуражки капитан вышел на палубу.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Товарищи, вы можете поучаствовать в лотерее, приобретая билеты в кассе;

2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.

Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение. Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.

(1)Эта история началась с разбитого стекла.

— (2)Кто разбил стекло?

(3)Естественно, Воробьёв! (4)Если собрать все стёкла, разбитые за недолгий век Воробьёвым, то их хватит, чтобы застеклить новый дом. (5)Воробьёв не сознавался.

— (6)Воробьев, признайся сразу, тогда возмездие обойдёт тебя стороной — даже родителей не вызову.

— (7)Хорошо, я выбил. (8)Можно идти?

— (9)Иди, — директор с облегчением посмотрел на Воробьёва.

(10)На этом история с разбитым стеклом могла завершиться. (11)Воробьёв направился к двери. (12)Но тут подал голос Сёмин. (13)Мой школьный товарищ вдруг громко сказал:

— (14)А Воробьев стекло не выбивал!

— (15)А он говорит — выбил. (16)Кому прикажешь верить?

— (17)Мне! — приказал упрямый Сёмин.

(18)Опять спросили Воробьёва.

— (19)Выбил я, — повторил Воробьёв.

— (20)Теперь ты убедился?

— (21)Нет, Воробьёв стекло не выбивал!

(22)История продолжилась через несколько дней. (23)На вечере самодеятельности Сёмин вдруг вышел на сцену и объявил:

— (24)А Воробьёв стекло не выбивал!

— (25)Видишь ли, уже среди древних римлян встречались большие оригиналы, — сказал тогда директор Сёмину. — (26)Калигула мечтал сделать своего любимого коня консулом. (27)А цензор Марк Порций Катон Старший любую речь начинал фразой: «Карфаген должен быть разрушен!» (28)Кто же ты?

(29)Сёмин, не моргнув глазом, ответил:

(31)С этого момента в нашей школе и появился Марк Порций Катон Старший, повторявший свою неизменную истину: «А Воробьёв стекло не выбивал!»

(32)Прошли годы. (33)Наступил выпускной вечер. (34)И вот уже на выпускном наш Марк Порций снова объявил:

— (35)А Воробьёв тогда стекло не выбивал!

— (36)Да не важно это уже, когда оно было. тыщу лет назад!

— (37)Это правда, а у правды нет срока давности, — объяснился Сёмин.

— (38)Так правда твоя выеденного яйца не стоит, маленькая она — эта правда.

— (39)Правда не бывает маленькой. (40)Правда всегда большая. (41)Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься.

— (42)Ладно. (43)Воробьёв не выбивал. (44)Это был я, — сказал длинный парень с прозвищем «Верста».

(45)И все собравшиеся в актовом зале вдруг почувствовали облегчение.

(По Ю. Я. Яковлеву)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста:

Никогда нельзя изменять правде.

Правда о событии всегда должна быть услышана: неважно, сколько с тех пор прошло времени и насколько само событие осталось для нас значимым.

Человек не должен изменять правде, даже если кажется, что эта правда потеряла свою актуальность.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11 — 14 текста. Запишите ответ.

11. Почему Сёмин решил, что он похож на Марка Порция Катона Старшего? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: Сёмин готов был, как Катон, последовательно отстаивать свою правду.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;

2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: правда; нет срока давности; не бывает маленькой; изменить правде.

Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «оригинал» из предложения 25.

Оригинал — чудак, странный человек, поступки которого вызывают удивление. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.

13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание стилистически окрашенного слова: возмездие;

2) подбор синонима к данному слову: возмездие — наказание, кара, расплата. Могут быть подобраны другие синонимы.

14. Объясните значение пословицы Лжецу и в правде не верят, запишите Ваше объяснение.

Данная пословица означает: Если человек много лжёт, ему никто не поверит, даже если он скажет правду.

Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.

Источник