Меню

Трубчатый или пластинчатый радиатор автомобиля



Трубчатый или пластинчатый радиатор автомобиля

В качестве дополнительных радиаторов для возрастных Автоматических трансмиссий применяются два класса радиаторов — Трубчатые и Пластинчатые (Ленточно-пластинчатые).

1. Оба типа радиаторов чаще всего выполняются из алюминия. Пластинчатые радиаторы обычно поставляются крашенными.

2. Радиаторы выпускаются сериями разных размеров: от минимальных — для машин с ДВС 1.0 — 1.4L до максимальных — для внедорожников с максимально «горячими» двигателями.

3. Характеристики радиаторов этих двух классов кардинально отличаются:

— Трубчатые радиаторы имеют минимальное Гидравлическое сопротивление (масло движется ламинарным потоком по трубке таким же диаметром как выходит из АКПП) и минимальное Аэродинамическое сопротивление (охлаждающий поток воздуха легче проходит сквозь соты радиатора, достигая основого радиатора)

— Пластинчатые радиаторы имеют максимальную Удельную тепло-производительность , что гарантирует быстрое охлаждение проходящего по ним масла.

При выборе радиаторов существует несколько мифов:

МИФ №1- «Лучше взять радиатор с запасом«

Но с точки зрения термодинамики, чрезмерно быстрое и сильное охлаждение масла не требуется для нормальной работы автомата, по таким причинам:

А. В самый жаркий день под максимальной нагрузкой масло нагревается до 135-140ºС. Его нужно охладить всего на 10-15ºС, но не ниже +70ºС, иначе качество сцепления фрикционов под нагрузкой ухудшается и увеличивается риск срыва в скольжение. 10-15ºС снижения температуры масла дает даже радиатор из нижнего ряда по производительности ( 100102 ).

Б. Перегрев масла также опасен как и пониженная температура масла. Поэтому если поставить один радиатор без термостата, который служит «сторожем масла», то появляется риск переохлаждения масла и неожиданно начинают слишком быстро гореть фрикционы, причем в несезон — зимой и осенью.

В. Перегрев коробки часто случается по вине изношенных расходников, из-за протечек в которых насос гоняет масло по кругу внутри коробки. Если произведен капремонт автомата с заменой колец и уплотнений, то риск перегрева коробки значительно снижается и даже отдаляется на несколько лет. Поэтому радиатор большого размера может не понадобиться, а вполне достаточно будет самого минимального радиатора ( 100101 ). Если вместо замены колец и уплотнений попытаться решить проблему перегрева установкой радиатора, то это решает проблему перегрева, но усугубляет проблему износа узлов.

МИФ№2. — «Для дорогой машины лучше взять дорогой пластинчатый радиатор«.

Пластинчатый радиатор ( 100108 ) имеет множество дальних каналов, по которым масло течет медленно и редко. В таких «тихих омутах» довольно быстро оседает грязь из масла и быстро забивает неиспользуемые каналы, как заиливается спокойная река в засушливое лето. Радиатор служит здесь своего рода «фильтром» для масла. В зимнее время, когда радиаторы практически не работают, масло и осадок в них застаивается, уплотняется, а летом при включении насоса, быстрый поток горячего масла, открытый термостатом может вымывать из этих каналов куски слежавшегося мусора и оказывать такое же действие, как оторвавшийся тромб в кровеносной системе человека.

Источник

Промо: Типология автомобильных радиаторов

История создания автомобильных радиаторов восходит к концу XIX – началу XX века

Змеевики

До тех пор, пока двигатели были небольшой мощности, излишняя теплота рассеивалась прямо от двигателя и его узлов. При увеличении мощности стали применять первые радиаторы – в виде гладкостенной медной трубы, изогнутой в виде змеевика. В 1900 году было применено наружное оребрение этого змеевика.

«Сотовые» радиаторы

При дальнейшем увеличении мощности двигателей (свыше 4 л.с.) такие простейшие радиаторы стали неэффективны, в первую очередь из-за слишком большого гидравлического сопротивления. В 1913 году появился первый пластинчатый паяный медно-латуный радиатор. Параллельно ему появилась конструкция радиатора, в которой воздух проходил по горизонтальным воздушным трубкам внутри бачка, количество этих трубок со временем становилось все больше, пока не получился сотовый радиатор, который был распространен до середины 30-х годов.

Трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные радиаторы

Сотовые радиаторы достаточно трудоемки в производстве, громоздкие и тяжелые. Основной стимул развития автомобильных теплообменников – увеличение мощности двигателей и сокращение подкапотного пространства – заставил разрабатывать более сложные конструкции. У радиаторов появляются латунные донья, куда запаиваются медные трубки, окруженные стальными пластинами (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы). Вследствие использования стальных пластин при производстве трубчато-пластинчатых радиаторов возникают множество недостатков такой конструкции – большой вес, минимальные показатели теплообмена, низкая коррозийная стойкость сердцевины, низкая вибрационная стойкость.

В дальнейшем своем развитии такие радиаторы получают медную ленту вместо стальных пластин (трубчато-пластинчатые медно-стальные радиаторы), что позволяет существенно увеличить их теплоотдачу. Такой радиатор весит гораздо меньше при значительном улучшении тепловых характеристик.

Сборные алюминиевые радиаторы

Сборные алюминиевые радиаторы стали разрабатываться в СССР во время «холодной войны». Так как медь являлась стратегическим сырьем, исследователи стали пытаться создать алюминиевые радиаторы паяной и сборной конструкции. Сборные радиаторы имеют меньшую теплоотдачу, но дешевле в производстве.

Читайте также:  Минога нервная система трубчатого типа

Первые попытки создания алюминиевых сборных радиаторов были предприняты на Мариупольском (Ждановском) радиаторном заводе для автомобиля ЗиС-120, но оказались не очень удачными, так как за основу была взята конструкция с плоскоовальными трубками. Плоскоовальные трубки было невероятно трудно уплотнять на торцах в месте соединения с доньями, из-за чего проект оказался очень дорогим и его скоро свернули. Радиаторов такого типа было сделано около 2 тысяч штук.

В дальнейшем создатель такого радиатора Курневич пришел к выводу, что необходимо в сборных радиаторах делать трубку круглого сечения на всю длину. К сожалению, он не успел сделать опытный образец по причине смерти, остались только чертежи, но этот проект тоже посчитали убыточным.

Идею алюминиевого сборного радиатора с круглыми трубками подхватила в дальнейшем французская фирма «Софико». Они же и получили патент на это изобретение, хотя такой радиатор впервые был изобретен в Советском Союзе!

Паяные (несборные) алюминиевые радиаторы

Первые шаги к наиболее современным теплообменникам – алюминиевым паяным радиаторам – были сделаны в 70-х года XX века. Первые радиаторы такой конструкции изначально были разработаны для автомобилей ГАЗ 3102. К сожалению, первый опыт оказался неудачным – алюминиевый паяный радиатор не справлялся теплоотдачей, особенно в городском режиме, и поэтому скоро был заменен медно-латунным. Однако причиной его слабой теплоотдачи являлось конструктивное исполнение алюминиевой ленты – ее шаг составлял примерно 8мм. Причина такой крупноячеистой конструкции сердцевины тривиальна – на заводе, выпускающем эти радиаторы, не было технологической возможности делать меньший шаг охлаждающей ленты.

Но история автомобильных радиаторов на этом не заканчивается. Мы уверены, что нас ждет еще много открытий и инноваций в сфере автомобильных теплообменников.

Интересные разработки в области автомобильных радиаторов

Все развитие автомобильных теплообменников стремилось к увеличению теплоотдачи при сохранении габаритов и одновременном уменьшении стоимости. Темпы развития автомобильных радиаторов определялись быстрыми темпами развития автомобильных двигателей – мощности моторов росли очень быстро, и охладить его становилось все труднее.

В попытках добиться результата создавались различные интересные типы радиаторов, по каким-либо причинам не вошедших в серию. Наиболее интересные образцы представлены ниже:

— автотракторный радиатор. Интерес вызывает способ закрепления крышки бачков –крышка закрепляется при помощи болтов. Такой радиатор является ремонтопригодным, что особо важно для сельской местности.

— «безотходный» алюминиевый радиатор для автомобиля «МАЗ», разработанный Бурковым В.В. Представляет собой довольно оригинальную конструкцию; взамен охлаждающих пластин или лент фрезой на охлаждающей трубке «елочкой» нарезалось оребрение. Такой радиатор оказался довольно сложным в изготовлении и поэтому не получил широкого распространения.

— алюминиевый паяный радиатор отопителя для автобусов ЛиАЗ. Особый интерес этот радиатор вызывает в связи с использованием съемных патрубков радиатора. Такое решение скорее всего принято для унификации изделия – в условиях невозможности точно указать угол, в каком требуется зафиксировать патрубки, необходим изменяемый угол.

— алюминиевый сборный радиатор охлаждения с плоскоовальной трубкой для автомобилей PORSCHE. В то время как традиционный алюминиевый сборный радиатор имеет круглые охлаждающие трубки, радиатор с плоскоовальными трубками возвращает нас к первым попыткам создания сборного радиатора. Зачем создавать радиатор с плоскоовальными трубками? Площадь контакта набегающего потока воздуха с такой трубкой на 30% больше, чем с круглой – соответственно, и теплоотдача больше.

— радиаторы с биметаллической сердцевиной. При создании таких радиаторов использовались комбинации традиционных материалов – меди, латуни, алюминия, стали. Наиболее яркий пример – сборный радиатор с круглыми алюминиевыми охлаждающими трубками и медными пластинами.

Материалы предоставлены компанией LUZAR — производителем автомобильных радиаторов

Источник

Какой радиатор охлаждения лучше трубчатый или пластинчатый?

Потек радиатор: что брать взамен?

Чем заменить вышедший из строя радиатор? В магазинах автозапчастей нынче можно встретить весьма широкий ассортимент радиаторов системы охлаждения, теплообменников системы кондиционирования и интеркулеров. Разбираемся в их многообразии.

Этот экспонат выставочного стенда — полуторамиллионный радиатор Luzar, но совсем скоро его потеснит двухмиллионный.

Этот экспонат выставочного стенда — полуторамиллионный радиатор Luzar, но совсем скоро его потеснит двухмиллионный.

Материалы по теме

Когда-то первые вазовские «восьмерки» шокировали практически всех и всем. В том числе своими радиаторами, сделанными… из алюминия!

— Ну, додумались, — качали головами бывалые. — Медный-то запаял и дальше поехал — а с этим что делать? Новый покупать?

С тех пор всё изменилось. Мягкая, тяжелая и дорогая медь полностью уступила место алюминию. А чтобы посмотреть на современное производство радиаторов всех мастей, не нужно ехать за границу — гораздо удобнее посетить Санкт-Петербург. Помимо Медного всадника и Спаса на Крови там есть и завод ПО «Авто-Радиатор», выпускающий более полумиллиона радиаторов Luzar в год.

Трубчатые и пластинчатые

Материалы по теме

Читайте также:  Что делать если щенок съел трубчатую кость

С детства помню, что грибы бывают трубчатые и пластинчатые — к примеру, подберезовики и сыроежки. Примерно такая же терминология применяется и в радиаторном мире. Два основных вида радиаторов систем охлаждения — это сборные трубчато-пластинчатые, а также паяные (несборные) трубчато-ленточные. Какие лучше? Давайте разбираться.

Начнем с подберезо… простите, с трубчато-пластинчатых изделий. Больше всего мне понравилось то, что внутрь трубок при производстве вставляют так называемые турбулизаторы. Это закрученные спиралью узкие и длинные пластмассовые пластины, благодаря которым жидкость не проносится вдоль трубки на всех парáх, а совершает сложное движение по спирали, что способствует лучшему теплообмену. А вообще процесс начинают с вырубания охлаждающих пластин из ленты (отечественной, кстати говоря!). Затем полученные пластины надевают на трубки, после чего применяют — необычный термин! — дорнование.

Дорнование трубок необходимо для исключения воздушного зазора между трубками и ламелями (пластинами).Дорнование трубок необходимо для исключения воздушного зазора между трубками и ламелями (пластинами). Завальцовка концов опорных доньев на края пластиковых бачков.Завальцовка концов опорных доньев на края пластиковых бачков.

Дорн — это один из героев Чехова, но тут он точно ни при чем. Так называется стержень, который проталкивают внутрь трубок, увеличивая таким образом их наружный диаметр. Далее на концы трубок устанавливают опорные донья с уже вложенными резиновыми прокладками и концы трубок развальцовывают.

На оба опорных дна монтируют пластмассовые бачки, которые крепят загибанием лапок. Получившиеся радиаторы проверяют избыточным давлением более 2 бар, при этом специальный стенд регистрирует малейшее падение давления. Прошедший испытания радиатор получает индивидуальный номер.

Сборные радиаторы

высокая жесткостьтрубки защищены от повре­ждений пластинамималый процент браканевысокая стоимость материалов не очень высокаятеплоотдача сложная оснастка

Повысить теплоотдачу удается расположением трубок в шахматном порядке. Если применить плоскоовальные трубки (уже без турбулизаторов), теплоотдача тоже увеличится. Кстати, такие трубки также обрабатывают дорном.

А что сказать о паяных радиаторах (кроме того, что они несборные)? Такие конструкции требуют соединять трубки с охлаждающей лентой и основанием бачков в специальной печке! Конструкция спекается в печи в среде азота, который помогает освободить алюминиевые поверхности от окислов. Далее через совсем тонкие (лапшевидные) прокладки устанавливают бачки.

Паяные радиаторы

высокая теплоотдачанизкая стоимость оснасткинет необходимостив массивной резиновой прокладке (при пластмассовом бачке) сложный процесс производства (возможен бракпри недостаточном соединении трубок с лентами)нет защиты трубок
Из алюминиевой ленты вырубаются охлаждающие пластины-ламели. В них предусмотрены «жалюзи» для задержки воздуха, отверстия для трубок и «ограничители», определяющие расстояние между пластинами.Из алюминиевой ленты вырубаются охлаждающие пластины-ламели. В них предусмотрены «жалюзи» для задержки воздуха, отверстия для трубок и «ограничители», определяющие расстояние между пластинами. В круглые трубки радиаторов вкладывают пластмассовые турбулизаторы для улучшения теплообмена.В круглые трубки радиаторов вкладывают пластмассовые турбулизаторы для улучшения теплообмена. Каждый готовый радиатор проверяют давлением, превышающим рабочее. Утечек нет.Каждый готовый радиатор проверяют давлением, превышающим рабочее. Утечек нет.

Сколько ходов?

На этом нюансы терминологии не кончаются. Радиаторы делятся на одноходовые и двухходовые. У одноходовых жидкость проходит через все трубки радиатора в одном направлении — от одного бачка к другому. А вот у двухходового один бачок разделен на две части перегородкой; жидкость, зайдя через верхнюю часть, перемещается по половине трубок в одну сторону, а затем, уже в другом бачке, меняет направление движения и возвращается во вторую часть первого бачка, двигаясь в обратном направлении.

При создании новых радиаторов Luzar используется испытательный стенд, позволя­ющий оценить эффективность конструкции.

При создании новых радиаторов Luzar используется испытательный стенд, позволя­ющий оценить эффективность конструкции.

Для кого это делают?

Авто-Радиатор — официальный поставщик конвейеров АВТОВАЗа и СП GM-АВТОВАЗ. Само собой, радиаторы Luzar поставляются на вторичный рынок, причем не только на российский — экспорт налажен в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Украину, Армению… Сегодня питерцы производят свыше 1200 наименований продукции, в основном это радиаторы охлаждения двигателей и радиаторы отопления салона легковых автомобилей отечественного и импортного производства, а также некоторых грузовиков. Хотя и кондиционеры с интеркулерами не забыты.

Культура производства на заводе меня приятно удивила. Если радиатор моей машины потребует замены, не буду сбрасывать со счетов изделия Luzar.

От наиболее простых, с двухрядным расположением трубок, снабженных для повышения эффективности пластмассовыми турбулизаторами, перешли к производству радиаторов с шахматным расположением трубок. Венцом развития сборных радиаторов стали конструкции с плоскоовальными трубками, улучша­ющими теплоотдачу.
Радиатор с двухрядным расположением трубок и турбулизаторами.Радиатор с двухрядным расположением трубок и турбулизаторами. Трубки расположены в шахматном порядке.Трубки расположены в шахматном порядке. Радиатор с плоскоовальными трубками.Радиатор с плоскоовальными трубками.

Потек радиатор: что брать взамен?Потек радиатор: что брать взамен?

Легче чугунных, надежнее алюминиевых. Виды радиаторов отопления: стальные плоские, трубчатые и пластинчатые

Существует несколько видов приборов отопления. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Хозяева вправе выбрать ту модель, которая будет удовлетворять все их потребности и подходить по техническим характеристиками.

Читайте также:  Как сделать дырку в металлической трубе

В последнее время большую популярность приобретают стальные батареи, так как сталь отлично поддаётся обработке и обладает хорошей теплопроводностью.

Стальные радиаторы отопления можно поделить на три вида по конструктивным особенностям:

Панельные плоские

Такая батарея представляет собой две стальные пластины, в которых сделаны углубления с плоским дном. При соединении двух пластин, образуются каналы для циркуляции теплоносителя.

Пластины скрепляются методом точечной сварки. В углах прибор имеет отверстия для входящей и выходящей воды. При необходимости на одном из штуцеров устанавливают кран для спуска воздуха.

На трубе, через которую в калорифер поступает теплоноситель, устанавливается кран для регулировки подачи воды.

Эти модели имеют функцию конвекции. Конвекционные рёбра располагаются со стороны, которая крепится к стене. Во время нагрева калорифера эти рёбра также нагреваются. Горячий воздух поднимается вверх, образуя естественную конвекцию, что ускоряет прогрев помещения.

Важно! В некоторых моделях панельных отопительных приборов из стали конвекционные рёбра отсутствуют.

В одном радиаторе может размещаться от одной до трёх панелей. В зависимости от их количества, а также от наличия функции конвекции, различают 7 типов панельных калориферов:

  • 10 — имеет одну панель. Не имеет конвектора и облицовки.
  • 11 — имеет одну панель и конвектор.
  • 20 — имеет две панели и воздуховыпускную решётку сверху. Конвектор отсутствует.
  • 21двухпанельный калорифер с защитным кожухом и конвектором, присоединённым к одной из панелей.
  • 22двухпанельный прибор с защитными кожухами и конвекторами.
  • 30трёхпанельный радиатор, прикрытый сверху воздуховыпускной решёткой.
  • 31трёхпанельный прибор с защитными кожухами и конвектором.

Фото 1. Внутреннее устройство некоторых типов стальных панельных радиаторов, маленьких и больших.

Трубчатые или секционные

Некоторые трубчатые калориферы похожи на обычные чугунные секционные батареи. Их также называют секционными, так как теплоноситель в них циркулирует по секциям, соединённым в единую конструкцию.

Одна секция такого прибора может иметь от 2 до 6 трубок. Трубчатые отопительные приборы могут иметь любые размеры. Наименьшая высота составляет 0,19 м, а максимальная — 3 метра.

Пластинчатые

Пластинчатые калориферы состоят из большого количества пластин, теплообменника и кожуха.

Теплообменник представляет собой дугообразную трубу. Количество коленей (сгибов) трубы зависит от конкретной модели. Как правило, используют одно или два колена.

Труба нагревается от теплоносителя, а затем отдаёт тепло пластинам. Пластины выполняют роль конвектора, но конвекция, созданная рёбрами панельных приборов отопления значительно сильнее.

Защитный кожух выполняет две функции. Вследствие того, что пластины и труба сильно нагреваются от теплоносителя, они способны обжечь жильцов дома. Температура кожуха не превышает 40 °C. Кроме того, этот кожух играет эстетическую роль. Внешне такие батареи похожи на панельные.

Технические характеристики стальных пластинчатых калориферов таковы, что позволяют им быть частью отопительных систем панельных домов, так как способны выдержать давление до 40 атмосфер.

Внимание! Со временем теплоотдача стальных пластинчатых отопительных устройств уменьшается из-за пыли, оседающей на частях конструкции. Во избежание этого, устройство нужно периодически чистить.

Технические характеристики стальных батарей

К техническим характеристикам батарей относятся:

  • теплоотдача;
  • инерционность;
  • рабочее давление.

Каждый вид отопительных конструкций имеет свои технические особенности. Теплоотдача зависит от нескольких факторов:

  • размеров радиатора;
  • наличия защитного кожуха;
  • функции конвекции;
  • массы.

Защитный кожух уменьшает теплоотдачу, а наличие конвектора — увеличивает.

Инерционность — свойство стали быстро нагреваться и остывать, в зависимости от температуры носителя.

Масса каждого радиатора определяется моделью и размерами. Но, в сравнении со своими чугунными собратьями, стальные батареи значительно легче.

Рабочее давление, которое способны выдержать стальные отопительные устройства, зависит от конкретной модели и толщины стенок труб и секций. Так, панельные батареи способны выдержать давление до 40 атмосфер, тогда как трубчатые модели не перенесут выше 13 атмосфер.

Посмотрите видео, в котором рассказывается про типы стальных панельных радиаторов.

Выбор модели зависит от потребностей и технических характеристик системы отопления. В частные дома с автономной системой отопления подойдёт любой тип радиатора.

Если вы приобретаете устройство в квартиру, расположенную в многоэтажном здании, следует задуматься о покупке именно панельной модели, так как рабочее давление в таких домах довольно большое.

Кроме того, в многоквартирных высотных зданиях система отопления «страдает» от скачков давления. Трубчатые и пластинчатые батареи могут не выдержать гидроударов, деформируются или теряют герметичность.

При выборе калорифера следует учитывать и интерьер помещения. Существуют декоративные модели, высота которых составляет всего 20 см. Они устанавливаются возле пола и служат не только отопительными приборами, но и элементами интерьера.

Средняя оценка: 0 из 5.
Оценили: 0 читателей.

Источник

Adblock
detector