Меню

Технология замены труба в трубе



Труба в трубе без разрушения

Недорогой ремонт трубопроводов с минимальными техническими сложностями — главное преимущество метода «труба в трубе без разрушения». При таком ремонте новая труба из полиэтиленового материала протаскивается в старую трубу, и образующуюся кольцевую щель заполняют цементно-песчаным раствором. Такая технология приводит к уменьшению диаметра старой трубы, но повышает гидравлическую пропускную способность трубопровода.

Другие названия метода: Футеровка протягиванием / Релайнинг / Slipline.

Технология «труба в трубе без разрушения»

Методом «труба в трубе без разрушения» проводится ремонт существующих повреждённых трубопроводов путём протягивания в них полиэтиленовых (ПЭ) труб короткими и/или длинными отрезками. Предварительно старая труба очищается от коррозийных отложений и грязи.

ПЭ труба протаскивается в существующий трубопровод при помощи сцепного устройства и лебёдки; тяговая сила которой строго контролируется; для уменьшения трения используются специальные приспособления.

После протаскивания ПЭ трубы пространство между новой и старой трубой заполняется раствором. Возникающее при этом уменьшение диаметра компенсируется за счёт отличных гидравлических параметров новой трубы.

Отличительные свойства метода «труба в трубе без разрушения»

  • Технология применима к трубам, неспособным нести статическую нагрузку;
  • Отсутствие деформации полиэтиленовых материалов;
  • Отсутствие тепловой нагрузки;
  • Отсутствие дополнительного напряжения при растяжении;
  • Коррозионная стойкость;
  • Гладкая поверхность ПЭ трубы значительно сокращает сопротивление в течение длительного времени и повышает гидравлическую пропускную способность трубопровода.

Преимущества метода «труба в трубе без разрушения»

  • Минимальные технические сложности;
  • Не нарушается движение транспорта, то есть возможно применение данного метода в условиях плотной городской застройки;
  • Возможность использования в нестабильных грунтовых условиях;
  • Меньший риск повреждения существующих коммуникаций по сравнению с открытыми способами ремонта трубопроводов;
  • Минимальная разработка грунта при реконструкции сетей и сооружений;
  • Не загрязняет окружающую среду.

Технические параметры метода «труба в трубе без разрушения»

Данная технология может применяться ко ;всем стандартным трубам; при этом диаметр старого трубопровода должен быть на 10-15 % больше. Вновь проложенный трубопровод выдерживает внутреннее давление до PN 16.

Источник

Технология замены труба в трубе

Рано или поздно всё стареет. И вот уже надо ремонтировать дом, омолаживать сад, подправлять забор. А что делать, если начал разрушаться и протекать проложенный по участку трубопровод? Неужели откапывать траншеи, вскрывать дорожки и портить газон и цветники?! Или все-таки есть способ решить проблему с минимальными издержками для ландшафта и семейного бюджета?

Наряду с технологией бестраншейной прокладки труб (ГБН – горизонтально направленное бурение), существует и прогрессивный метод санации старых, изношенных трубопроводов, позволяющий обойтись без большого объема земляных работ со всеми сопутствующими этому сложностями. Восстановлению подлежат как водоводные, так и канализационные трубы (из асбоцемента, бетона, чугуна, стали, керамики), проложенные на любой глубине. Значение имеет только протяженность коммуникаций, материал, из которого они изготовлены, а также особенности грунта на участке. В зависимости от этих факторов и собственно задачи – устранить утечки из-за коррозии и трещин, очистить заросший отложениями просвет или полностью заменить трубопровод – определяют дальнейшую тактику. Это может быть применение метода «труба в трубе», с протягиванием трубы меньшего диаметра внутри сохраненной прежней, либо разрушение старого канала и замещение его новым – с аналогичным или большим сечением, если требуется повысить производительность системы.

Труба в трубе

Работы ведутся через небольшие монтажные котлованы – стартовый и приемный, выкопанные по концам аварийного участка трубопровода, предназначенного для замены. В обеих точках его «вскрывают». Если на ремонтируемой линии есть повороты, там отрывают промежуточные котлованы и демонтируют соединения, таким образом разделяя ее на прямые отрезки. Сначала с помощью лебедочного механизма по трубе пропускают трос с насадкой для очистки от отложений (предварительно должно быть проведено видеообследование полости). Затем на том же тросе закрепляют трубу-вкладыш нужной длины и затягивают ее в канал, после чего на концах устанавливают втулки для фланцев. Вкладыш сваривают из ПНД-труб (стандартная длина изделий диаметром 90 мм и более – 12 м), сечение которых должно быть чуть меньше проходного. Поскольку в местах сварки образуются кольцевые утолщения (бурты), это важно иметь в виду при подборе диаметра. При необходимости могут быть использованы пластиковые модули длиной 1–1,2 м с резьбовым соединением.

Несмотря на то, что из-за вкладыша сечение канала уменьшается на 10–15%, пропускная способность трубопровода не только не снижается, но даже может возрасти: благодаря гладкой внутренней поверхности ПНД-трубы, поток жидкости практически не испытывает гидравлического сопротивления

Новая труба вместо старой

Если трубопровод уже отслужил своё окончательно или необходимо увеличить пропускную способность системы, бестраншейную замену осуществляют методом разрушения старой трубы и прокладки на ее месте новой. Кроме того, к данному способу приходится прибегать, когда технические условия не позволяют даже минимально уменьшить сечение имеющегося канала. Так называемое статическое взламывание производят с помощью тросовой или штанговой разрушающей головки с расширительными ножами. Оборудование установлено на каретку и приводится в действие гидравлическим приводом. Одновременно с продвижением головки в полость затягивается полимерную труба, диаметр которой может превышать исходный диаметр канала в полтора-два раза. Окружающий грунт при этом уплотняется, а обломки старого трубопровода просто вдавливаются в него.

Читайте также:  Вес трубы диаметром 500 миллиметров

Трубы из ПНД (полиэтилена низкого давления) отвечают современным санитарным нормам, не подвержены зарастанию известковыми и грязевыми отложениями, не покрываются плесенью. Они прочны, устойчивы к электрохимической коррозии и низким температурам и прослужат не менее полувека.

Компании, выполняющие бестраншейную прокладку и замену труб, как правило, имеют в своем арсенале малогабаритные проходные установки и компактные компрессоры лебедочных механизмов, нуждающиеся в минимальной рабочей площадке (меньше квадратного метра), а следовательно, не наносящие ущерба участку, как это происходит с тяжелей техникой. Для управления агрегатами легкого класса требуется два человека. За одну смену может быть отремонтировано до 50 м трубопровода, а непосредственно сама протяжка новой трубы осуществляется со скоростью 1 пог. м/мин. По окончании работ коммуникации опробуют под номинальной нагрузкой. Стоимость замены труб Ø 50–100 мм закрытым способом ориентировочно составляет от 3500 руб./пог. м, Ø 160 мм – от 4500 руб./пог. м (для Московской и близлежащих областей) * . Выезд специалиста на объект для составления плана и сметы ремонта обычно бесплатный.

* По данным ООО «Рузская Бестраншейная Компания»

Преимущества замены труб по бестраншейной технологии

  • Высокая скорость выполнения работ и, как следствие, кратковременное отключение коммуникаций и быстрый ввод в эксплуатацию реконструированных сетей
  • Возможность увеличить пропускную способность трубопроводов
  • Сохранность зеленых насаждений и прочих элементов ландшафта на участке (дорожек, садовых построек и пр.)
  • Существенная экономия на минимальном объеме земляных работ (не нужно рыть, а затем засыпать траншеи, извлекать из земли и вывозить старые трубы, восстанавливать травяной покров)
  • Сокращение затрат за счет привлечения малого числа исполнителей и отсутствия необходимости в тяжелой технике
  • Проведение работ без риска повредить пролегающие рядом коммуникации
  • Возможность произвести ремонт в любое время года

Как ещё это делают?

При ремонте и реконструкции крупных жилищных и промышленных инженерных сетей, кроме вышеописанных, применяются и другие инновационные технологии бестраншейной замены старых трубопроводов. Так, например, санация систем водоснабжения может быть произведена методом напыления цементного раствора на внутренние стенки трубы с последующим заглаживанием ремонтного слоя тросовой конусной насадкой. Кроме того, водопроводные и канализационные трубы восстанавливают путем нанесения защитного покрытия на основе смол, создания в полости спиральной оболочки из ПВХ-лент или формирования канала-вкладыша из листовых материалов.

Листовым материалом для изготовления санирующей оболочки, в частности, служит ПВД (полиэтилен высокого давления) с зубчатым профилем: благодаря зубцам на наружной стороне вкладыша, между ним и поверхностью трубы образуется полость, куда закачивают бетонную смесь

Еще один способ восстановить изношенную трубу – протянуть в ней рукав (чулок), пропитанный полимерным составом. С помощью пародизельной установки в канал нагнетается горячий пар, в результате чего рукав заполняет собой полость и отверждается, образуя гладкую прочную оболочку. Такому ремонту подлежат трубопроводы низкого давления диаметром от 100 до 2000 мм (газовые, химические, ливневые, канализационные), в том числе имеющие повороты до 90⁰.

Схожий принцип заложен в немецкую технологию Saertexliner, использующую рукава (лайнеры) из армированного стекловолокна толщиной 3–12 мм, пропитанного полиэфирной или винилэфирной смолой. Проложенный в трубе рукав расправляют потоком сжатого воздуха, в результате чего он плотно прилегает (но не приклеивается) к стенкам канала, и подвергают воздействию ультрафиолетового излучения. При инсоляции вкладыш твердеет со скоростью 0,5–1,5 м/мин. Стекловолоконным лайнером можно санировать ветхие трубы диаметром 150–1200 мм из любых материалов и с различными профилями. Возможный угол поворота – до 30⁰, длина протяжки – до 300 м. Способ применим для безнапорных сетей водоснабжения, отведения бытовых и химических стоков.

Всё большее распространение получает у нас немецкая же технология Примус Лайн®, предназначенная для реконструкции протяженных напорных трубопроводов для нефти, газа, абразивных сред, химикалий и сточных вод, а также для санации систем низкого давления для питьевого водоснабжения. В основе метода лежит трехслойный армированный рукав с толщиной стенок 6,5 или 9 мм и диаметром от 150 до 500 мм. Втянутый в полость, он образует самонесущий канал, который надежно соединяется с трубами из любых материалов. Герметичность узла обеспечивается путем закачки в наружную гильзу полимерного связующего (смолы): в результате нижняя стенка гильзы впрессовывается в рукав, а он, в свою очередь, – в контур внутренней втулки. Гибкость рукава позволяет ему проходить повороты с загибом до 30⁰; в непрерывном режиме может быть санирована труба длиной до 2000 м.

Читайте также:  Как покрасить железные трубы в ванной

Источник

Труба в трубе — бестраншейный метод восстановления трубопроводов

Бестраншейный метод восстановления трубопроводов с помощью протяжки в существующую трубу новой тонкостенной трубы меньшего диаметра.

Современная технология, с помощью которой повреждённые трубопроводы, в том числе большого диаметра и значительной протяжённости могут быть восстановлены быстро, эффективно и без значительных затрат.

Данный метод является наиболее эффективным способом реконструкции трубопроводов в следующих случаях:

— существующий трубопровод имеет утечки, но обладает достаточной кольцевой жесткостью

— есть необходимость минимального изменения пропускной способности существующего трубопровода за счет лучших гидравлических характеристик протаскиваемой трубы.

Технология

Сущность технологии состоит в том, что через ремонтируемую зону аварийного трубопровода протягивается предварительно U-образно деформированная труба из полиэтилена низкого давления (ПНД).

Специальное оборудование деформирует и сминает полиэтиленовую трубу, уменьшая тем самым её поперечное сечение.

Деформация такого эластичного материала как полиэтилен требует закрепления полученного U-образного профиля удерживающими бандажами.

Эти ленты-бандажи выполняются из полипропилена, поэтому они не могут повредить внешнюю поверхность новой полиэтиленовой трубы. Крепление бандажей производится таким образом, чтобы усилие на разрыв в замке было строго определённым.

После очистки и телеинспекции внутренней поверхности ремонтируемого трубопровода закреплённая бандажами сложенная новая полиэтиленовая труба протаскивается внутрь существующей старой трубы. Сила, с которой полиэтиленовая труба протягивается через ремонтируемый трубопровод, контролируется, во избежание появления чрезмерных растягивающих усилий в полимерном материале.

Для того, чтобы придать протянутой через старый трубопровод деформированной полиэтиленовой трубы первоначальную форму, её концы герметизируют, а внутрь под давлением 2—3 атмосферы закачивается вода.

При этом ленты-бандажи рвутся, а новая полиэтиленовая труба плотно прилегает к внутренним стенкам ремонтируемого трубопровода.

Технические параметры

— длина санируемого участка трубопровода: до 300 метров.

— диаметр реконструируемых труб: 100-1600 мм.;
— используемый материал для труб: полиэтилен низкого давления марок PE 80 или PE 100;
— используемые трубы: со стенками толщиной от SDR 26 до SDR 80.

Результат после восстановления трубы: 100% герметичная труба, с прогнозируемым сроком службы (по данным производителя трубы) до 50 лет.

Область применения технологии:

— при ремонте напорных и безнапорных трубопроводов;
— при проведении ремонтно-восстановительных работ с ограниченным бюджетом, в частности, ввиду применения полиэтиленовых труб;
— при ремонте участков трубопроводов, имеющих углы поворота или несоосности;
— при строительстве и ремонте практически любых подземных коммуникаций городского назначения — сетей водоснабжения и канализации. Во всех случаях применение данной технологии имеет убедительное преимущество там, где ведение работ открытым способом затруднено или вообще невозможно.

Ограничения в применении:

Max угол поворота трассы: до 15 ° (в зависимости от диаметра);

Наличие инфильтрации воды в реконструируемом трубопроводе: допустимо

Отличительные свойства

Возможна реконструкция труб из самых разных материалов.

В результате работы Заказчик получает герметичную трубу с соответствующим сроком службы.

Лучшие гидравлические характеристики новой полиэтиленовой трубы увеличивают пропускную способность трубопровода.

Преимущества

Проложенная внутри ремонтируемого трубопровода полиэтиленовая труба предотвращает дальнейшее корродирование стальных и чугунных труб;
Возможность ликвидации утечки в местах раструбных соединений чугунных и железобетонных труб.
Метод позволяет устанавливать полиэтиленовые трубы с толщиной стенок от 3 до 20 миллиметров (SDR>26);
Возможна прокладка полиэтиленовой трубы при значительных углах поворота ремонтируемого трубопровода;
Восстановленный трубопровод обладает низким гидравлическим сопротивлением.

Высокая производительность — более 100 м трубопровода в день.

Значительная экономия за счёт минимума земляных работ при реконструкции сетей и сооружений.

Не нарушается движение транспорта, т. е. возможно применение данного метода в условиях плотной городской застройки.

Возможность использования в нестабильных грунтовых условиях.

Меньший риск повреждения существующих коммуникаций по сравнению с открытыми способами прокладки трубопроводов.

Минимальные размеры зоны производства работ, что делает данный метод особо актуальным в условиях выполненного комплексного благоустройства территорий.

Не загрязняет окружающую среду.

Остались вопросы? Напишите нам!

Источник

Ремонт трубопроводов методом «труба в трубе»

Учитывая имеющиеся недостатки жестких металлических, полиэтиленовых и эластичных труб при ремонте трубопроводов по методу «труба в трубе», предлагается использовать в каче­стве ремонтных труб гибкие металлические рукава (ГМР) свар­ной конструкции (рисунок ниже), сваренные в «плеть» и образующие гибкие металлические трубопроводы (ГМТ) необходимой длины (рисунок ниже).

Читайте также:  Труба алюминиевая 4 дюйма

Применение для ремонта трубопровода сваренных в «плеть» гибких высокопрочных металлических рукавов позволяет быст­ро и без дополнительного оборудования произвести протаскива­ние рукава в трубу, сматывая его, например, с бобины, бараба­на, и дает перед другими известными способами следующие преимущества:

1. исключается необходимость в прижатии его к стенкам тру­бы либо в заполнении межтрубного пространства затвердеваю­щими композициями (например цементным гелем), поскольку такой рукав сам имеет возможность воспринимать внутреннее давление транспортируемой рабочей среды;

Рукав сварной конструкции

Гибкий металлический трубопровод

1 — ГМР; 2 — гофрированная оболочка; 3 — проволочная оплетка; 4 — концевая арматура

2. значительно упрощается и ускоряется способ ремонта;

3. появляется возможность ремонта высоконапорных трубо­проводов;

4. появляется возможность увеличить расстояние от места повреждения до мест начала и конца протаскивания ГМТ из-за их большой осевой и радиальной прочности;

5. уменьшается величина котлованов, необходимых для про­таскивания и приварки ГМТ к ремонтируемому трубопроводу из-за малой допустимой величины радиуса их изгиба, что очень важно при производстве ремонтных работ в стесненных город­ских условиях, в мерзлых грунтах, болотистой и горной мест­ностях;

6. снижаются сроки ремонта трубопроводов за счет резкого снижения количества манипуляций, совершаемых с ГМТ при его монтаже в ремонтируемую трубу в экстремальных природных и техногенных условиях, а также исключения дополнительных устройств, обеспечивающих эти манипуляции;

7. при благоприятных условиях возникает возможность:

■ изъятия ГМТ из ремонтируемого участка трубопровода;

■ ремонта трубопровода одним из известных способов;

■ при положительных результатах ревизии вынутого ГМТ — возможность повторного его использования для ремонта.

Это и делает предлагаемый способ привлекательным для производства ремонтных работ, особенно срочных.

Технология ремонта по методу «труба в трубе» следующая (рисунок ниже).

В качестве ремонтной трубы используют герметичный высо­копрочный металлический трубопровод 1, представляющий со­бой гибкую гофрированную оболочку 2 с предохранительной силовой оплеткой 3. Характерным признаком рукава 1 является высокая несущая способность, он обладает достаточной кольце­вой прочностью (до 5 МПа), что дает ему возможность выдер­живать наружное давление грунта, воздействию которого он может быть подвергнут при его попадании в сквозное поврежде­ние трубопровода, а также выдерживать внутреннее рабочее давление. Другим характерным признаком такого трубопровода является гибкость, позволяющая производить предварительную его намотку на отдельную бобину с последующей транспорти­ровкой бобины к месту ремонта.

По обеим сторонам ремонтируемого участка трубы 5 отрыва­ют котлованы 6 и вскрывают трубопровод по длине L, опреде­ляемой из условия допускаемого радиуса R изгиба рукава (обычно R > 5d, где d — диаметр протаскиваемого гибкого тру­бопровода). При необходимости внутреннюю поверхность рукава очищают от отложений и ржавчины любыми известными спо­собами. Далее через трубопровод 5 пропускают трос 7, который одним концом закрепляют к съемной головке 8, а второй его конец присоединяют к тяговому устройству, например лебедке. Тяговым устройством при помощи троса 7 гибкий трубопровод 1 меньшего диаметра протаскивают внутрь трубопровода 5, сма­тывая его с бобины (на схеме не показано). При этом оплетка 3, кроме всего прочего, надежно защищает гофрированную обо­лочку от возможных повреждений при трении о стенки трубо­провода 5 в момент протаскивания. Способ позволяет также на практике применить использование отдельных предварительно подготовленных плетей трубопровода с суммарной длиной, рав­ной длине ремонтируемого участка трубопровода, с последую­щим соединением их известными методами по мере втягивания в ремонтируемый трубопровод.

Схема ремонта трубопровода методом «труба в трубе»

С целью снятия недопустимых осевых нагрузок на ремонти­руемый трубопровод необходимо концевые участки разрушенной части трубопровода жестко соединить с концевыми участками неразрушенной части ремонтируемой трубы. Чтобы не повредить ГМТ о неровные края ремонтируемого трубопровода, проводят обработку кромок ручным слесарным инструментом или шлиф-машинкой.

Для исключения низкопроизводительной операции — подго­товки кромки ремонтируемого трубопровода — защиту внешней поверхности протаскиваемой трубы предлагается производить путем установки защитного футляра на кромки ремонтируемого трубопровода. Футляр представляет собой устройство, со­стоящее из двух коаксиально соединенных основаниями цилин­дров 1, надеваемое на концы ремонтируемого трубопровода с натягом или прижимаемое к наружной поверхности трубопрово­да хомутом 2 (рисунок ниже).

Футляр для малых (а) и больших (б) диаметров

При ремонте трубопроводов больших диаметров с целью снижения габаритов футляров они выполняются в виде листов из эластичного материала, что особенно удобно при их транс­портировке и хранении. В этом случае лист вставляется в ре­монтируемый трубопровод и прижимается к внутренней поверх­ности трубопровода распорным кольцом 3, затем лист загибает­ся, прижимается и закрепляется на наружной поверхности ремон­тируемого трубопровода хомутом 2. Причем со стороны приема вставляемой трубы футляр может не крепиться к внутренней по­верхности ремонтируемого трубопровода.

Использование предлагаемых футляров эффективно при пол­ном разрыве трубопроводов, особенно подводных переходов.

Источник