Правила безопасного обслуживания технологических трубопроводов.
· Обслуживание трубопроводов следует производить в соответствии с проектом и нормативно-технической документацией по промышленной безопасности.
· Лица, осуществляющие обслуживание трубопроводов проходят подготовку и аттестацию в установленном порядке.
· По каждой установке (цеху, производству) составляется перечень трубопроводов и разрабатывается эксплуатационная документация.
· На все трубопроводы высокого давления [свыше 10 МПа (100 кгс/см2)] и трубопроводы низкого давления [до 10 МПа (100 кгс/см2) включительно] категорий I, II, III, а также трубопроводы всех категорий, транспортирующие вещества при скорости коррозии металла трубопровода 0,5 мм/год, составляется паспорт установленного образца.
· Для трубопроводов на каждой установке следует завести эксплуатационный журнал.
· Для трубопроводов высокого давления следует вести книгу учета периодических испытаний.
· В период эксплуатации трубопроводов следует осуществлять постоянный контроль за состоянием трубопроводов и их элементов (сварных швов, фланцевых соединений, арматуры), антикоррозионной защиты и изоляции, дренажных устройств, компенсаторов, опорных конструкций и т.д. с записями результатов в эксплуатационном журнале.
· При периодическом контроле следует проверять:
· техническое состояние трубопроводов наружным осмотром и, при необходимости, неразрушающим контролем в местах повышенного коррозионного и эрозионного износа, нагруженных сечений и т.п.;
· устранение замечаний по предыдущему обследованию и выполнение мер по безопасной эксплуатации трубопроводов;
· полноту и порядок ведения технической документации по обслуживанию, эксплуатации и ремонту трубопроводов.
· Трубопроводы, подверженные вибрации, а также фундаменты под опорами и эстакадами для этих трубопроводов в период эксплуатации должны тщательно осматриваться с применением приборного контроля за амплитудой и частотой вибрации. Максимально допустимая амплитуда вибрации технологических трубопроводов составляет 0,2 мм при частоте вибрации не более 40 Гц.
· Выявленные при этом дефекты подлежат устранению.
· Сроки осмотров в зависимости от конкретных условий и состояния трубопроводов устанавливаются в документации, но не реже одного раза в 3 месяца.
· Наружный осмотр трубопроводов, проложенных открытым способом, при периодических обследованиях допускается производить без снятия изоляции. В необходимых случаях проводится частичное или полное удаление изоляции.
· Наружный осмотр трубопроводов, уложенных в непроходимых каналах или в земле, производится путем вскрытия отдельных участков длиной не менее 2 м. Число участков устанавливается в зависимости от условий эксплуатации.
· Основным методом контроля за надежной и безопасной эксплуатацией технологических трубопроводов является периодическая ревизия, которая проводится в установленном порядке.Результаты ревизии служат основанием для оценки состояния трубопровода и возможности его дальнейшей эксплуатации.
Как необходимо провести осмотр места происшествия при несчастном случае.
Сведения, содержащиеся в материалах расследования несчастного случая, должны позволить комиссии установить следующие имеющие существенное значение факты:
· наличие и характер трудовых отношений между пострадавшим и работодателем, на производстве у которого произошел несчастный случай;
· причины несчастного случая;
· обстоятельства произошедшего несчастного случая;
· были ли действия пострадавшего связаны с выполнением трудовых обязанностей в момент повреждения им здоровья;
· лиц, виновных в допущении нарушений охраны труда и техники безопасности;
В ходе осмотра места происшествия устанавливают и описывают:
· обстановку и состояние места происшествия несчастного случая на
момент осмотра; (изменилась или нет по свидетельству пострадавшего или очевидцев несчастного случая, краткое изложение существа изменений);
· рабочее место (агрегата, машины, станка, транспортного средства и другого оборудования), где произошел несчастный случай (точное указание рабочего места, тип (марка), инвентарный хозяйственный номер агрегата, машины, станка, транспортного средства и другого оборудования);
· части оборудования (постройки, сооружения), материала, инструмента, приспособления и других предметов, которыми была нанесена травма (указать конкретно их наличие и состояние);
· наличие и состояние защитных ограждений и других средств безопасности (блокировок, средств сигнализации, защитных экранов, кожухов, заземлений (занулений), изоляции проводов и т.д.);
· наличие и состояние средств индивидуальной защиты, которыми пользовался пострадавший (наличие сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствие нормативным требованиям);
· наличие общеобменной и местной вентиляции и ее состояние;
· состояние освещенности и температуры (наличие приборов освещения и обогрева помещений и их состояние);
В ходе осмотра места происшествия проводят фотосъемку, видеозапись и т.п.).
Указывают предметы, изъятые с места происшествия (дается перечень и индивидуальные характеристики изъятых предметов).
Билет №2.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2344 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Техническое обслуживание — трубопровод
Техническое обслуживание трубопроводов и арматуры включает в себя следующие работы: наружный осмотр трубопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках и фланцевых соединениях и определения состояния теплоизоляции и окраски; осмотр и мелкий ремонт трубопроводной арматуры в рабочем положении, ремонт или замену маховичков, перенабивку сальников; проверку состояния колодцев, опор трубопроводов, а также пожарных гидрантов. Эти работы должны быть проведены в следующие сроки: ежесменно — осмотр всех наружных газопроводов и арматуры с целью выявления и устранения неисправности и утечки газа; ежемесячно — проверка на плотность при рабочем давлении всех резьбовых и фланцевых соединений трубопроводов и арматуры, находящихся в помещении; по графику, утвержденному начальником ГНС ( главным инженером) — проверка загазованности колодцев, не имеющих двойных крышек, на всех подземных коммуникациях в пределах территории ГНС. [1]
Требования по эксплуатации и техническому обслуживанию трубопроводов , включая пластмассовые трубопроводы, определены правилами 49 CFR. [2]
Для решения ряда задач по техническому обслуживанию трубопроводов используются экономические показатели ремонтопригодности: удельные трудовые затраты и удельные затраты на материал и запасные части. [3]
Таким образом, можно считать, что статистическая обработка информации о состоянии системы технического обслуживания трубопроводов осуществляется для определения законов распределения исследуемых параметров ремонтопригодности, основных характеристик распределений, оценки точности устанавливаемых по выборочным данным параметров распределения для всей совокупности элементов изучаемого технического объекта, установления соответствия гипотетически принятых положений фактическим и для решения других задач, позволяющих статистически обоснованно устанавливать количественные показатели ремонтопригодности применительно к трубопроводам. Статистически обработанные данные эксплуатационных исследований служат той основой, которая необходима для разработки теоретических и практических вопросов обеспечения ремонтопригодности трубопроводов, для проверки и обоснования аналитических выводов и практических рекомендаций. [4]
КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЧЬ ПЕРЕД РАЗРУШЕНИЕМ — система требований к проектно-конструкторским работам, технологии изготовления, характеристикам материала, условиям эксплуатации и техническому обслуживанию трубопроводов , выполнение которых обеспечивает эксплуатацию трубопровода без его внезапного разрыва или внезапного образования течи определенного расхода. [5]
Сельское хозяйство; изго — товление и техническое об-служивание котельного обо-рудования; химическая промышленность и смежные отрасли; строительство ( включая ремонт и техническое обслуживание зданий); изготовление промышленного оборудования; лаборатории; муниципальные услуги; строительство и техническое обслуживание трубопроводов ( включая водопроводы, газопроводы, нефтепроводы и пр. [6]
В то же время организация специальных исследований по натурному моделированию процесса развития повреждений представляется малоперспективной. Из сказанного следует необходимость разработки рекомендаций по планированию технического обслуживания трубопроводов в условиях неполной исходной информации, что является весьма типичной ситуацией в практике эксплуатации. [7]
В то же; время организация специальных исследований по натурному моделированию процесса развития повреждений представляется малоперспективной. Из сказанного следует необходимость разработки рекомендаций по планированию технического обслуживания трубопроводов в условиях неполной исходной информации, что является весьма типичной ситуацией в практике-эксплуатации. [8]
Безопасность транспортировки сжиженного газа по трубопроводам во многом зависит от технически грамотной организации обслуживания трассы. Обслуживание магистральных трубопроводов должно осуществляться специальными службами. Лица, допущенные к техническому обслуживанию трубопроводов , установленного на нем оборудования и приборов, должны иметь необходимые теоретические и практические знания по специальности и технике безопасности и сдать экзамены квалификационной комиссии. Проверка знаний осуществляется не реже одного раза в год. Обслуживание трубопровода должно осуществляться по специальным инструкциям, в которых указываются объем эксплуатации, характер ремонтных работ, методы использования средств связи и правила по технике безопасности. Персонал, занимающийся обслуживанием трубопроводов сжиженного газа, должен быть оснащен спецодеждой и инструментом во взрывобезопас-ном исполнении. Переключение задвижек, подтяжка сальников должны производиться плавно, без ударов и рывков. Не допускается использование ломов и крюков для переключения запорных устройств. [9]
Безопасность транспортировки сжиженного газа по трубопроводам во многом зависит от технически грамотной организации обслуживания трассы. Магистральные газопроводы обслуживают специальные службы. Лица, допущенные к техническому обслуживанию трубопроводов , установленного на них оборудования и приборов, должны иметь необходимые теоретические и практические знания по специальности и технике безопасности. Обслуживающий персонал сдает экзамены квалификационной комиссии. Проверку знаний проводят не реже 1 раза в год. Обслуживание трубопровода должно осуществляться по специальным инструкциям, в которых указываются объем работ по эксплуатации, характер ремонтных работ, методы использования средств связи и правила по технике безопасности. [10]
Для решения практических инженерных задач помимо функции распределения вероятностей случайной величины необходимо узнать отдельные параметры распределения. Эти параметры определяются по соответствующим правилам из функции распределения. Среди этих параметров наиболее важными, играющими основную роль в применении к решению задач по определению показателей ремонтопригодности и технического обслуживания трубопроводов , являются две числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание и дисперсия. [11]
Источник
Ремонт трубопроводов
В процессе эксплуатации трубопроводы изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следующие основные работы:
1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров;
2) выверка трубопроводов, а в случае необходимости подгонка опор и подвесок;
3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;
4) изоляция трубопроводов;
5) испытание на прочность и плотность;
6) окраска трубопроводов.
За 2 – 3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить керосином. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1 /8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижки фланцев используются специальные приспособления.
Рисунок – Винтовое приспособление для раздвижки фланцев
Рисунок – Приспособление для замены прокладки
1 – хомут; 2 – винт; 3 – болт.
Для вырезки прокладок применяются специальные приспособления.
Рисунок – Приспособление для вырезки прокладок
1 – конус; 2 – нож.
При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а вместо их ввариваются катушки. Перед удалением участка трубопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.
После демонтажа участка трубопровода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке нового участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.
Сборка коллектора состоит из соединения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются прихваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков осуществляется окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.
Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов проводятся с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов передача их веса на насосы и компрессоры должна быть исключена.
На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали трубопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подвешивания.
При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, а затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения указанных операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.
При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии и т.д.
Перпендикулярность уплотнительной поверхности фланца к оси трубы проверяют при помощи специального приспособления.
Рисунок – Проверка перпендикулярности уплотнительной поверхности фланца
При ремонте межцеховых трубопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может выполняться потрубно. Возможна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской. В условиях эстакад, насыщенных большим количеством трубопроводов, ремонт становится более сложным. В этом случае замена изношенных участков или прокладка дополнительных линий возможна лишь отдельными трубами небольшой длины. Трубы поднимаются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направлении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубопроводов на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закрепление начинают с неподвижных опор.
При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий проводится растяжка компенсаторов температурных удлинений.
Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми компенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.
Рисунок – Винтовое приспособление для растяжки компенсаторов
1 – распорка; 2 – натяжная гайка; 3 – винт; 4 – хомут; 5 – труба.
Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвращения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.
Рисунок – Линзовые компенсаторы со стяжками
1 – тяга; 2 – лапа.
При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы:
1) вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов;
2) подъем этих участков на поверхность;
3) очистка наружной поверхности от следов коррозии и остатков старой антикоррозионной изоляции;
4) замена изношенных участков трубопроводов новыми;
5) наложение новой изоляции;
6) укладка трубопровода в траншею.
При наличии мелких повреждений (трещины, раковины, потения и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и крупные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.
Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт осуществляется непосредственно в траншее с подъемом трубопроводов на высоту 60 – 70 см от дна траншеи с укладкой их на лежаки.
Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в коллектор. При подъеме и опускании трубопровода в траншею наиболее напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200 – 377 мм и 350 мм для труб диаметром 426 – 529 мм. Диаметр муфты принимается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должна быть одинакова. Допускаемый зазор между муфтой и трубой составляет 2 мм.
При ремонте иногда нужно подключиться к действующим трубопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопроводам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод выполняется с использованием специального приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и коронки, на которой укреплены резцы, шток, сальник, грундбукса, упорный шарикоподшипник и штурвал. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.
Рисунок – Приспособление для врезки отвода в действующий трубопровод
1 – трубопровод; 2 – сверло; 3 – резец; 4 – коронка; 5 – патрубок; 6,9 – фланцы;
7 – шток; 8 – задвижка; 10 – сальник; 11 – грундбукса;
12 – упорный шарикоподшипник; 13 – штурвал.
После окончания капитального ремонта трубопроводов проводятся проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измерительных приборов. В наиболее низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в наиболее высоких – воздушки для выпуска воздуха. В начальных и концевых точках трубопровода устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.
Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 мин. После этого оно снижается до рабочего значения. Трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопровод полностью освобождается от воды.
Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для трубопроводов из стали.
Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится. Пневматическое испытание трубопроводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом.
Источник