Меню

Технология очистки водопропускных труб



Очистка водопропускных труб.

4.02.3. Очистка водопропускных труб. Следует удалить и вывезти всю грязь и мусор из трубы и рядом с трубой, действуя любым способом, исключающим повреждение водоотводного сооружения.

4.02.3. Очистка водопропускных труб. Следует удалить и вывезти всю грязь и мусор из трубы и рядом с трубой, действуя любым способом, исключающим повреждение водоотводного сооружения.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «Очистка водопропускных труб.» в других словарях:

очистка — 2.3 очистка (cleaning): Удаление загрязнения с оборудования. Источник: ГОСТ Р ЕН 12296 2009: Биотехнология. Оборудование. Методы контроля эффективности очистки 3.14 очистка (purge): Процесс удаления нежелательных компонентов газа из водородной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Заревское сельское поселение — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/21 мая 2012. Дата постановки к улучшению 21 мая 2012 … Википедия

Содержание автомобильной дороги — Выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Ремонт автомобильной дороги — Комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Источник

Содержание и ремонт водопропускных сооружений

Железобетонные трубы обладают значительным запасом прочности, но при отсутствии систематических осмотров и своевременного ремонта могут произойти внезапные серьезные нарушения, на ликвидацию которых требуются значительные затраты.

Трубы (и малые мосты) следует внимательно осматривать после каждого сильного ливня и прохода весенних вод с целью установления сохранности укреплений дна лога, входного и выходного отверстий и откоса насыпи, а также обнаружения возможных подмывов, оползней и фильтрации воды в тело насыпи. Если насыпь отсыпана из пылеватых грунтов, то в случае фильтрации воды в ее тело создается угроза размыва. Совершенно необходимо осматривать трубы осенью, перед выпадением снега. В это время нужно проверять чистоту отверстия и степень очистки труб от наносов и в случае необходимости их прочищать. В районах со значительными снежными покровами для предупреждения заносов снега внутрь и его последующего смерзания после замерзания водотоков следует отверстия труб закрывать деревянными щитами с длинными ручками (кольями), чтобы весной щиты было легко убирать. В незакрытых отверстиях труб зимой иногда образуются ледяные пробки, и весной вода, не имея возможности проходить через трубу, размывает насыпь. В районах с продолжительными оттепелями отверстия щитами закрывать не следует, но необходимо очищать после каждого значительного снегопада.

При периодических весенних и осенних осмотрах следует особое внимание обращать на изоляцию в стыках между звеньями, так как просачивающаяся через стыки вода размывает грунт за стенками, и в этих местах образуются пустоты. Для их устранения невысокие насыпи уплотняют, а при большой высоте в трещины нагнетают цементный раствор. Для ремонта стыков применяют паклю с битумной мастикой с последующей заливкой ее цементным раствором. Дно трубы для предупреждения застаивания воды в просевшей части выравнивают цементным раствором, а при большой толщине — слоем с предварительной щебеночной Подстилкой и стяжкой сверху из цементного раствора-

Очень важно содержать в исправности подходы к трубам. При плохом состоянии крепления откосов насыпи и лотка у оголовков трубы сильно заиливает частицами размываемого грунта. Подмывы откосов насыпи ведут в отдельных случаях к отрыву оголовков от трубы. В трубах, уложенных на постоянно действующих водотоках, для обеспечения нормального пропуска воды необходимы раскирковка и уборка наледей во избежание заполнения всего отверстия трубы.

С наступлением весны отверстия труб открывают, расчищают русло и очищают откосы над оголовками труб. Необходимо следить за протоком талых вод для предупреждения заторов и засорения русла плывущими предметами.

Для увеличения срока службы и уменьшения расходов на ремонт необходимы непрерывный надзор и хорошее содержание мостов. Наименьшие расходы средств и трудовые затраты на ремонт обеспечиваются только при своевременном обнаружении и устранении дефектов. Мосты необходимо детально осматривать не менее 2 раз в год: весной (после пропуска весеннего паводка) и осенью (после окончания ремонтных работ). Специальные осмотры проводят для определения объема работ по ремонту или реконструкции моста. Такие осмотры деревянных мостов необходимы через 3—4 года, причем 1-й через 6—8 лет после постройки.

При осмотре деревянных мостов прежде всего следует обращать внимание на возможность загнивания его элементов. Деревянные мосты периодически увлажняются и высыхают, что приводит к растрескиванию крупных элементов. В образующихся трещинах скапливается грязь, застаивается вода и создаются благоприятные условия для развития гнили. Влага застаивается также в узлах стыков и врубках. Периодически увлажняются нижние части опоры мостов и ледорезов. Наиболее быстро увлажняются расположенные низко над землей балочные пролетные строения, что объясняется повышенной влажностью и плохим проветриванием. Загниванию настилов и поперечин, а от них и загниванию прогонов способствует грязь на ездовом полотне. В подкосных мостах гниль развивается в узлах ферм, в опорах (и ледорезах) — в зоне соприкасания с поверхностью грунта и на уровне колебания меженных бод. Ниже поверхности грунта гниль распространяется в сухих грунтах примерно на 1 м, а в сырых глинистых — на 30—50 см.

В элементах моста гниль обнаруживают во время внешнего осмотра путем обстукивания обухом легкого топора и пробы стамеской или буром. Осмотр элементов проезжей части производят путем выборочного вскрытия настила. Обнаружить места возможного загнивания можно при осмотре моста во время дождя или непосредственно после него, так как в этих местах застаивается вода и, следовательно, в будущем начнется загнивание.

Единственной защитой от увлажнения атмосферными осадками является проезжая часть моста. Если она устроена из антисептированной древесины и имеет асфальтовое покрытие, то нижние элементы моста в значительной степени защищены от увлажнения. Для повышения водонепроницаемости проезжей части рекомендуется по сухому настилу устраивать тонкий битумный коврик, который, кроме предохранения от увлажнения, уменьшает износ покрытия. Можно также под верхним настилом устраивать прокладку из рубероида, промазанного сверху битумом. Для своевременного стекания воды проезжая часть обязательно должна иметь поперечный уклон 20—25‰, т. е. 2—2,5 см на 1 м ширины моста.

Таким образом, в процессе эксплуатации деревянных мостов необходимо прежде всего устранять возможность застоя воды. Все имеющиеся в конструкции пазухи и трещины деревянных элементов нужно шпаклевать антисептической пастой или битумом. Грязь и мусор следует систематически убирать, не допуская попадания на нижние части моста. Зимой проезжую часть солью посыпать не следует, так как она вызывает интенсивное ржавление металлических креплений. Мокрый ил, ветки и другие наносы, оставшиеся после паводка, необходимо быстро убирать. Для улучшения проветривания следует вырубать растущий вблизи деревянного моста кустарник.

При осмотре мостов определяют элементы, требующие замены или ремонта. На проезжей части осмотр настила позволяет выявить степень его износа. Изношенные доски следует менять целиком. Ставить заплатки на отдельные места не рекомендуется. Выдергивание гвоздей из настила свидетельствует о сильном загнивании нижних элементов проезжей части или о наличии неплотностей в опирании. В том и другом случае настил необходимо вскрыть и заменить загнивающие элементы или уложить в неплотностях прокладки. Доски одиночного настила следует менять при потере прочности на 25%, а доски двойного настила — при износе более 3 см; незначительно загнившие поперечины и прогоны можно очистить от гнили и антисептировать, а при потере прочности более чем на 25% они должны быть заменены. Если требуется замена более 50% поперечин или прогонов, лучше сделать их сплошную замену. В случае обнаружения отслоения нижней части прогонов в местах опирания на насадку в районе отслоения устанавливают 2—3 стяжных болта. Болты и стяжки необходимо обязательно подтягивать, не допуская ослабления. Например, в опорах и ледорезах элементы соединяются простейшими врубками, стянутыми болтами и хомутами. Болты и хомуты следует периодически подтягивать.

Сваи береговых опор отрывают на такую глубину, чтобы стык вставки со сваей находился вне зоны загнивания. Загнившие участки сваи вырезают и заменяют вставкой. Ремонтируемую сваю выключают из работы, приподнимая домкратом насадку около сваи. В низких местах меняют весь расположенный выше грунта участок сваи. Укосины при необходимости заменяют полностью. Для замены насадок пролетное строение приподнимают домкратом или замену производят вместе с ремонтом настила. У рамных опор стойки меняют поочередно. Загнивший лежень разрезают на части и заменяют отдельными коротышами, а для связи стоек между собой укрепляют горизонтальную схватку, связывающую все стойки. На реках с толстым покровом льда во избежание выдергивания свай при изменении горизонта воды необходимо до наступления паводка окалывать лед вокруг деревянных опор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

20.Зимнее содержание мостов и труб.

Искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и т.п.) на автомобильных дорогах являются одними из наиболее гололедоопасных участков. Поэтому работы по профилактической обработке, ликвидации зимней скользкости и снегоудалению на них должны проводиться в первую очередь, особенно на средних и больших мостах.

Перед началом зимнего сезона необходима тщательная заделка мест разрушения покрытия и всех конструктивных элементов сооружения, особенно с обнаженной металлической арматурой, нарушенными гидроизоляцией, деформационными швами и водоотводом. Производятся работы по очистке от ржавчины и загрязнений и покраска лакокрасочными материалами металлических элементов и конструкций.

На железобетонных и металлических мостах следует использовать ПГМ промышленного производства, не содержащие хлоридов: Нордикс, Антиснег, НКММ.

При применении хлоросодержащих ПГМ бетонные элементы искусственных сооружений (ограждения, тротуарные и карнизные блоки, выступающие части крайних балок, ригелей, насадок и др.), подверженные воздействию этих материалов, следует обработать гидрофобизирующими составами:

— гидрофобизирующей жидкостью 136-41 по ГОСТ 10834-76;

— катионным гидрофобизатором ГК-Б по ТУ 218.00018129.54-93 или антикоррозионной смесью по ТУ 218.00018129.78-92;

— жидкостями КЭ-30-04 или 119-215 по ТУ 6-02-430-83;

— жидкостью ГКЖ-11 по ТУ 6-02-696-76.

Гидрофобизирующую жидкость 136-41 применяют в виде 10 % раствора в керосине или толуоле, а катионный гидрофобизатор ГК-Б в виде 15 % водного раствора. Периодичность обработки бетонных поверхностей гидрофобизирующими составами — один раз в два года.

При отсутствии гидрофобизаторов обработку бетона производят антикоррозионной смесью один раз в три года.

На конструктивных выступах мостов, эстакад, путепроводов (ригеля, насадки, консоли тротуаров и т.п.) необходимо производить удаление снега, если толщина превышает 10 см. В первую очередь нужно очищать южную сторону сооружения.

Весной, после окончания зимних работ на искусственных сооружениях, необходимо осуществлять их промывку специальным моющим средством «Чистодор» или водой для предотвращения коррозии, которая усиливается при повышении температуры воздуха.

Содержание водопропускных труб

Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.

При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.

Водопропускные трубы очищают зимой от снега и льда. Работы производят вручную скребками, механизированным способом или с помощью гидромонитора. Гидромонитором трубы очищают сначала с низовой стороны, освобождая русло и трубу от мусора и ила, а затем производят окончательную промывку, направляя струю в трубу с верховой стороны.

На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей. Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в т.ч. с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла, водобойные колодцы и гасители на выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при их наличии — производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне. При появлении небольших затухающих осадок или смещения звеньев труб дефектные швы заделывают, а лоток трубы выравнивают бетоном. Щели между звеньями в швах заделывают просмоленной паклей, а затем жестким цементным раствором. В водопропускных трубах, работающих в напорном режиме, необходимо обеспечить полную водонепроницаемость стыков между звеньями, а также надежное закрепление выходного русла.

Источник

Руководство Руководство по производству работ дорожным мастером (при содержании и ремонте автомобильных дорог)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РОСАВТОДОР)

от «16» 06.2000 г. № 115-р

РУКОВОДСТВО
ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ
ДОРОЖНЫМ МАСТЕРОМ
(при содержании и ремонте
автомобильных дорог)

Настоящее «Руководство по производству работ дорожным мастером» определяет общие технологические принципы, последовательность и периодичность производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполняемых под руководством дорожного мастера.

1. Общие принципы производства работ . 1

2. Работы по обеспечению производства . 2

2.1. Проведение работ по обеспечению мастерского участка материально-техническими ресурсами (техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами) 2

2.2. Технологическая связь при производстве работ . 2

2.3. Техника безопасности при производстве работ . 3

3. Производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог (Руководство по производству работ) 3

3.1. Систематически выполняемые работы .. 3

3.2. Производство работ весеннего переходного периода эксплуатации (зима-весна) 11

3.3. Производство работ летнего периода эксплуатации (весна-лето-осень) 14

3.4. Производство работ осеннего переходного периода эксплуатации (осень-зима) 18

3.5. Производство работ зимнего периода эксплуатации . 20

3.6. Производство работ по ремонту автомобильных дорог и сооружений на них . 22

Справочные данные . 22

Список нормативно-технической литературы .. 32

1. Общие принципы производства работ

1.1. Проводимые работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог должны проводиться с учетом обеспечения безопасности и непрерывности движения.

1.2. Приоритеты очередности проведения работ выстраиваются следующим образом:

— производство работ по обеспечению безопасности движения и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, угрожающих безопасности движения и жизни людей;

— производство работ по исправлению дефектов, угрожающих сохранности дорог и сооружений на них;

— производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние проезжей части и обочин автомобильных дорог;

— производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние элементов обустройства;

— производство в нормативное состояние элементов водоотвода и земляного полотна;

— производство работ по приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние искусственных сооружений;

— производство работ по приведению в нормативное состояние полосы отвода.

1.3. Работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог выполняются на основании ВСН 24-88.

2. Работы по обеспечению производства

2.1. Проведение работ по обеспечению мастерского участка материально-техническими ресурсами (техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами)

2.1.1. Материалы и конструкции для производства работ дорожный мастер получает на основании заявок, подаваемых заблаговременно, до производства работ.

2.1.2. Доставка материалов и инструментов на место производства работ осуществляется автотранспортом, имеющимся в распоряжении мастерского участка, или по заявке дорожного мастера специализированными машинами дорожно-эксплуатационной организации.

2.1.3. На основании объемов, определяемых согласно плану производства работ, дорожный мастер ежемесячно составляет и передает в отдел снабжения заявки на обеспечение мастерского участка строительными и горючесмазочными материалами, оборудованием и дорожно-строительной техникой.

2.1.4. Дорожный мастер определяет объем поставок и информирует главного инженера дорожно-эксплуатационной организации о выполнении графика поставок и потребности в обеспечении строительными материалами мастерского участка.

2.1.5. Дорожный мастер контролирует наличие сертификатов качества каждой партии используемых в работе строительных материалов и конструкций. Некачественные строительные материалы и материалы без соответствующих сертификатов не допускаются к использованию.

2.1.6. Распределение заготовленных материалов по объектам производится по распоряжению дорожного мастера в соответствии с проектом производства работ.

2.1.7. Площадки и базы для временного хранения строительных материалов очищаются от пыли, грязи, а зимой от снега до начала размещения на них строительных материалов и конструкций. Устройство площадок и баз временного хранения строительных материалов осуществляется под руководством дорожного мастера с соблюдением требований охраны окружающей среды.

Читайте также:  Забивание в землю металлических труб

2.1.8. Утери, хищения, а также передачу дорожного имущества дорожный мастер оформляет актами и представляет их начальнику дорожно-эксплуатационной организации с очередными сведениями о движении материалов.

2.1.9. Передачу дорожного имущества с участка на участок дорожный мастер производит согласно приказу начальника дорожно-эксплуатационной организации по накладной или акту за подписью сдавшего или принимающего.

2.2. Технологическая связь при производстве работ

2.2.1. Дорожный мастер в процессе производства работ должен постоянно поддерживать связь по рации, мобильному телефону или технологической связи со старшими групп (звеньев) дорожных машин и бригадирами дорожных рабочих, а также с диспетчером дорожно-эксплуатационной организации.

2.2.2. Периодичность и продолжительность сеансов связи устанавливается дорожным мастером исходя из важности производственных задач.

2.2.3. Во время сеансов связи дорожный мастер уточняет адреса нахождения звеньев дорожных машин и бригад дорожных рабочих, степень выполнения заданий, корректирует задания, выясняет потребности в материалах и оборудовании для завершения работ.

2.3. Техника безопасности при производстве работ

2.3.1. Перед началом производства работ дорожный мастер обязан убедиться в проведении инструктажа по технике безопасности всех работников, участвующих в данном виде работ, по журналу по технике безопасности. В случае отсутствия инструктажа у одного или нескольких работников дорожный мастер обязан перед началом работ провести инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и занести данные об его проведении в журнал.

2.3.3. Работы по содержанию и ремонту дорог и сооружений на них должны осуществляться только после расстановки знаков и других средств организации движения в местах производства дорожных работ. Расстановка средств организации движения и знаков осуществляется в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами, которые дорожный мастер запрашивает у главного инженера дорожно-эксплуатационной организации.

2.3.4. При производстве работ дорожные рабочие и специалисты должны быть экипированы в жилеты желтого или оранжевого цвета, снабженные световозвращающими элементами.

3. Производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог (Руководство по производству работ)

3.1. Систематически выполняемые работы

Под руководством и контролем дорожного мастера выполняются следующие систематические работы по содержанию дорог:

3.1.1. Поддержание полосы отвода в чистоте и порядке

— Дорожными рабочими по распоряжению, выдаваемому дорожным мастером на основании результатов ежедневного осмотра дороги, производится уборка мусора и посторонних предметов с придорожной полосы (на расстоянии не менее 30 метров от бровки земляного полотна), посторонние предметы и мусор собираются дорожными рабочими в автомобиль-самосвал и вывозятся в специально отведенные места.

— Предметы, представляющие опасность с точки зрения безопасности движения, должны быть убраны с полосы отвода в течение 3 часов с момента обнаружения, остальные — в течение суток.

3.1.2. Исправление и мелкий ремонт защитных и укрепительных устройств

— Обнаруженные дефекты укрепления откосов земляного полотна, берм, водоотводных дамб и т.п. устраняются по указанию дорожного мастера дорожными рабочими в течение пяти суток с момента обнаружения путем укрепления откосов щебнем или каменными материалами.

— Распределение материала осуществляется вручную, экскаватором или планировщиком откосов.

— Уплотнение производят ручными трамбовками или виброплитами.

— О разрушении укреплений железобетонными плитами, сетками и т.п., дорожный мастер сообщает в письменной форме главному инженеру. Исправление выявленных дефектов укрепления железобетонными плитами, сетками и т.п. осуществляется дорожным мастером в соответствии с проектным решением, утвержденным главным инженером дорожно-эксплуатационной организации.

3.1.3. Поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода

— На основании данных периодических осмотров (проводимых один раз в квартал) дорожный мастер назначает работы по очистке от посторонних предметов и грунтовых отложений приемных колодцев дренажей, дренажных труб, водостоков по откосу, быстротоков, перепадов, кюветов и водоотводных канав.

— Посторонние предметы извлекаются и удаляются в установленные места складирования мусора и отходов.

— Грунтовые отложения удаляются гидросмывом или вручную.

3.1.4. Устранение мелких деформаций и повреждений проезжей части (заделка выбоин, просадок, размывов и пр.)

— Устранение отдельных дефектов покрытия (выбоин, проломов и просадок глубиной более 5 см, длиной дефекта более 15 см и шириной более 40 см) необходимо произвести в течение пяти суток с момента обнаружения повреждения при интенсивности движения по дороге более 3000 авт./сут, в течение семи суток — при интенсивности движения 1000 — 3000 авт./сут и в течение 10 суток — при интенсивности движения до 1000 авт./сут.

— При устранении выбоин и других аналогичных им повреждений на асфальтобетонном покрытии соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного места, приготовление, укладку и разравнивание ремонтных материалов (смесей), их уплотнение. В качестве ремонтных материалов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальтобетон, щебеночные и гравийные материалы, обработанные органическим вяжущим (горячим битумом или эмульсиями), влажные органоминеральные смеси.

— Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей, обработанных органическим вяжущим, производят при температуре воздуха не ниже +10 ° С, литой асфальтобетон — при температуре не ниже -5 ° С, влажные органоминеральные смеси — при температуре не ниже -10 ° С. Ремонтируемое место подготавливают в следующем порядке: границы выбоин оконтуривают отрезками прямых линий, пересекающимися под прямым углом, захватывая на 3 — 5 см неповрежденную часть покрытия; выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту; старый асфальтобетон удаляют по очерченному контуру, выбоину очищают и при необходимости просушивают; ее дно и стенки подгрунтовывают жидким битумом по норме 0,3 — 0,5 л/м 2 , предварительно разогрев покрытие по периметру участка горелками форсуночного типа до 140 — 170 °С (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Подготовка участка покрытия с одиночным дефектом к ремонту

Рис. 2. Подготовка участка покрытия с несколькими дефектами к ремонту

— При использовании органоминеральных смесей тщательная очистка выбоин и подгрунтовка не требуются.

— После подготовки выбоину заполняют ремонтным материалом с учетом запаса на уплотнение (1,3 — для горячих асфальтобетонных смесей, 1,6 — для холодных асфальтобетонных смесей, 1,8 — для органоминеральных) (рис. 3); при использовании литого асфальтобетона запас на уплотнение не предусматривается.

Рис. 3. Заполнение выбоины ремонтным материалом с запасом на уплотнение

— При глубине выбоин до 5 см смесь укладывают и уплотняется одним слоем, более 5 см — в два слоя. Смесь в небольших, изолированных одна от другой выбоинах, уплотняют виброплитами, а значительные площади — катками с гладкими вальцами массой 4 — 10 т. Уплотнение проводят от краев к середине, при этом поверхность отремонтированных мест должна быть на уровне покрытия (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение уровней покрытия после уплотнения

— При заделке выбоин глубиной более 5 см, когда удаляют не только верхний, но и нижний слой асфальтобетона, порядок работы не меняется. В нижний слой укладывают крупнозернистую смесь и уплотняют, затем укладывают и уплотняют мелкозернистую смесь в верхний слой. Температура смеси в момент укладки 140 — 160 °С. Если глубина выбоин до 8 см, а крупнозернистая смесь отсутствует, укладывают в два слоя мелкозернистую смесь. Песчаную смесь применяют только в верхнем слое.

— Литые асфальтобетонные смеси укладывают в текучем состоянии без дальнейшего уплотнения.

— Раковины, мелкие выбоины, отдельные очаги шелушения цементобетонных покрытий заделывают цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком стекле.

— Цементобетонные смеси применяют, если можно закрыть движение на ремонтируемых участках в период набора бетоном необходимой прочности (до 7 суток). В отдельных случаях допускается применять асфальтобетонные смеси.

— Ремонт покрытия с помощью цементобетонных или асфальтобетонных смесей надо выполнять при температуре воздуха не ниже 5 °С. Полимербетонные смеси применяют при температуре воздуха не ниже 15 ° С. Смеси укладывают на чистую сухую поверхность бетона (цементобетонные смеси укладывают на увлажненную поверхность). При ремонте цементобетонными и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком промышленном стекле дополнительно очищают участки, где имеются битумные, топливные и другие пятна. Их удаляют механическим способом или выжиганием. Затем покрытие тщательно промывают водой и просушивают.

— Чтобы ускорить твердение бетона, при его приготовлении используют высокоактивные дорожные цементы марки не ниже 500, а также в воду затворения добавляют хлористый или азотнокислый кальций (до 2 % массы цемента).

— Бетонную смесь укладывают с превышением над поверхностью покрытия на 3 — 4 см (рис. 5). В зависимости от толщины слоя смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками (для уплотнения песчаных цементобетонных смесей применяют поверхностные вибраторы с пригрузом 10 — 30 кг/см 2 ), глубинными вибраторами, а также в сочетании глубинной и поверхностной вибрации (вначале глубинные, а потом поверхностные вибраторы).

Рис. 5. Укладка бетонной смеси с учетом уплотнения

— Уход за свежеуложенным бетоном осуществляют так же, как и при новом строительстве цементобетонных покрытий.

— Разрушения в виде сколов кромок и углов плит, раковин и выбоин глубиной 5 — 15 см и шириной до 50 см можно ликвидировать с помощью быстротвердеющих мелкозернистых (песчаных) бетонов на жидком стекле. Стенки и дно выбоины за 15 — 20 мин до укладки бетонной смеси смазывают тонким слоем грунтовочного раствора, приготовленного из жидкого стекла и феррохромового шлака в соотношении 1:2 по объему. Готовую смесь укладывают, равномерно распределяя мастерками и деревянными гладилками на 3 — 4 см выше поверхности покрытия, затем уплотняют ручными или механическими трамбовками с прямоугольным башмаком (два-три удара по каждому следу) и заканчивают уплотнение виброплитой.

— Выполняя работы, следует учитывать сроки схватывания ремонтных составов. При температуре воздуха 15 — 20 °С схватывание смеси происходит через 15 — 20 мин после ее приготовления. Движение открывают через 5 — 7 ч.

— Ровность покрытия в местах ремонта контролируется трехметровой рейкой, устанавливаемой вдоль оси дороги в месте ремонта. Допустимый максимальный просвет под трехметровой рейкой в местах заделки выбоин и других повреждений не должен превышать 7 мм при допустимом уровне содержания, 5 мм — при среднем и 3 мм — при высоком (рис. 6).

Рис. 6. Определение ровности покрытия в месте ремонта трехметровой рейкой

3.1.5. Удаление нежелательной растительности, сухостоя и поврежденных деревьев, находящихся в непосредственной близости к автомобильной дороге и угрожающих безопасности движения. Вырубка кустарников и деревьев в целях обеспечения видимости на кривых в плане

— Дорожный мастер на основании специальных осмотров выявляет потребность в удалении поврежденных деревьев и согласовывает возможность их удаления в соответствующих природоохранных организациях (лесничествах, лесхозах и т.п.);

— обнаруженные в полосе отвода поврежденные деревья удаляются по распоряжению дорожного мастера бригадой дорожных рабочих, состоящей из двух человек, снабженных для производства работ механической или ручной пилой, топором и палочной вилкой;

— срезку деревьев необходимо выполнять в определенной последовательности (рис. 7):

а) определяется направление валки дерева с таким расчетом, чтобы поваленное дерево не создавало помех участникам движения и не ограничивало видимость.

Рис. 7. Последовательность валки деревьев

б) обязательно должен быть сделан подпил или подруб с той стороны дерева, куда намечено его валить.

Подпил или подруб выполняют в виде клина с углом скоса 35 — 40 ° . При механизированной срезке подпил можно делать в виде двух параллельных срезов с расстоянием между ними не менее 3/4 глубины подпила;

в) выпиленная часть скалывается;

г) с противоположной стороны делается основной пропил на уровне верхней кромки подруба;

д) валку дерева осуществляют валочной вилкой в сторону подруба;

е) поваленное дерево распиливается и вывозится с полосы отвода автотранспортом, оставшийся пень выкорчевывается корчевателем или бульдозером и также вывозится за пределы полосы отвода;

ж) планировка участка полосы отвода, после удаления поврежденных деревьев и другой нежелательной растительности, производится бульдозером или вручную;

— удаление поврежденных деревьев и другой нежелательной растительности должно быть произведено в течение пяти дней с момента обнаружения.

3.1.6. Удаление посторонних предметов и загрязнения с проезжей части, обочин, разделительной полосы, площадок отдыха и автобусных остановок

— Периодичность очистки покрытия и обочин от посторонних предметов и грязи определяется на основании ежедневных осмотров, производимых дорожным мастером; время уборки не должно превышать четырех часов с момента обнаружения для дорог с интенсивностью движения более 3000 авт./сут, пяти часов при интенсивности 1000 — 3000 авт./сут и шести часов при интенсивности движения менее 1000 авт./сут.

— При обнаружении на проезжей части и обочинах, укрепленных асфальтобетоном, посторонних предметов или грязи, последние удаляются гидросмывом (только при положительных температурах воздуха и покрытия) за один или несколько проходов поливомоечной машины.

— При невозможности использования гидросмыва (отрицательные температуры воздуха и покрытия, значительные размеры и вес посторонних предметов), посторонние предметы и загрязнение удаляются за один или несколько проходов машинами, оборудованными щетками и поворотными плугами, при этом перекрытие предыдущего следа прохождения щетки или плуга должно составлять не менее 0,4 м (рис. 8).

Рис. 8. Технологическая схема очистки проезжей части и обочин от мусора

— Посторонние предметы с укрепленных каменными материалами и неукрепленных обочин и разделительных полос удаляются автогрейдером.

— Отдельные посторонние предметы убираются дорожными рабочими вручную с погрузкой в автомобиль-самосвал для транспортировки в места, отведенные для складирования мусора.

— В случае обнаружения посторонних предметов значительного веса и габаритов, последние удаляются автогрейдером, погрузчиком или специальной техникой и оборудованием, при этом с целью обеспечения безопасности движения места расположения обнаруженных посторонних предметов должны быть огорожены и выставлены знаки, информирующие участников движения об опасности и соответствующим образом организующие движение на опасном участке.

— Места расположения предметов и материалов, временно оказавшихся на поверхности проезжей части автомобильных дорог, в случае невозможности их незамедлительного устранения, должны быть ограждены в установленном порядке и обозначены дорожными знаками.

3.1.7. Очистка, замена поврежденных и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования)

— Объем работ по очистке, замене и установке дорожных знаков определяется на основании ежедневных осмотров, проводимых дорожным мастером.

— Дорожные знаки должны быть очищены от загрязнения, а поврежденные заменены в сроки, предусмотренные действующими нормативами ( ГОСТ Р 50597-93), причем на период восстановления поврежденный дорожный знак должен быть продублирован временным дорожным знаком, идентичным поврежденному или утраченному.

— Знаки с подсветкой осматривают не менее 1 раза в неделю в вечернее или ночное время для определения потребности в замене перегоревших ламп.

— Дорожные знаки размещаются на стойках на высоте 1,5 — 2,2 м в ненаселенных пунктах, и на высоте 2,0 — 4,0 — в населенных пунктах (см. ГОСТ 23457-86) за пределами земляного полотна на присыпных бермах, расстояние размещения основания стоек от бровки земляного полотна должно составлять 0,5 — 2,0 м. Присыпные бермы должны иметь размеры, обеспечивающие расстояние от верхних кромок бермы до основания стойки знака не менее 0,75 м.

— Допускается установка некоторых видов дорожных знаков над проезжей частью (на пролетных строениях искусственных сооружений) на высоте 5 — 6 м.

— Указатели направлений рекомендуется устанавливать над дорогой на Г- и П-образных опорах. Основания опор должны располагаться на бермах на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна.

— Установка знаков на подсыпных обочинах производится в следующей последовательности.

Рис. 9. Технология устройства подсыпных обочин и установка знаков на них

а) подготовка ступенчатого основания (с высотой ступени 0,3 м) на откосе насыпи или выемки для размещения присыпной бермы (рис. 9А);

б) отсыпка бермы слоями по 0,3 м и послойное уплотнение грунта виброплитами или ручными трамбовками (коэффициент уплотнения не менее 0,95) (рис. 9Б);

в) подготовка углубления (буровой установкой или вручную) для размещения фундамента опоры или стойки знака (рис. 9В);

г) установка опоры или стойки знака с устройством фундамента из монолитного цементобетона или с послойным уплотнением ручными трамбовками грунта, отсыпаемого в углубление, для размещения стойки знака (рис. 9Г);

д) крепление знака на опоре или стойке при помощи предусмотренных конструкцией знака элементов закрепления (рис. 9Д).

3.1.8. Замена поврежденных и установка недостающих ограждений и направляющих устройств

— Мелкие дефекты (ослабление креплений, отсутствие предусмотренных конструкцией катафотов и т.п.) устраняются дорожными рабочими по указанию дорожного мастера, поврежденные элементы заменяют на новые или восстанавливают.

— Установку ограждений производят на расстоянии не менее 0,5 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна (рис. 10). Высота установки ограждений должна составлять 0,75 — 0,8 м от низа ограждения до отметки кромки покрытия. Стойки ограждений устанавливаются методом вдавливания или погружения и заранее пробуренные углубления с последующей засыпкой грунтом и послойным его уплотнением ручными трамбовками или виброплитами (коэффициент уплотнения не менее 0,95).

Читайте также:  Диаметр полипропиленовых труб для отопления частного дома двухтрубная

— Элементы металлических ограждений должны устанавливаться с нахлестом в направлении движения транспорта. Для крепления концевых секций используют сборные или монолитные бетонные анкерные элементы. Концевые секции крепятся к монолитным анкерным элементам растяжками не ранее чем через 7 дней после укладки бетона.

Рис. 10. Дислокация ограждений

3.1.9. Уход за элементами архитектурно-художественного оформления дорог, исправление отдельных повреждений

— Уход за элементами архитектурно-художественного оформления дорог заключается в покраске и побелке этих элементов, исправлении отдельных дефектов, вызванных актами вандализма, авариями или стихийными бедствиями, в объемах, выявленных на основании еженедельных осмотров.

3.1.10. Профилактический осмотр, мелкий ремонт и уход за дорожным освещением, аварийно-вызывной и технологической связью

— Не реже одного раза в неделю дорожный мастер обязан проводить осмотр работы освещения, работоспособности и технического состояния аварийно-вызывной и технологической связи.

— Выявленные дефекты (подлежащие замене лампы, механические дефекты, дефекты краски и т.п.) устраняются в течение суток с момента обнаружения.

— О дефектах, устранение которых не может быть устранено дорожными рабочими и требует привлечения специалистов (связистов, электриков и др.), дорожный мастер в письменном виде докладывает главному инженеру дорожно-эксплуатационной организации.

3.1.11. Уход за посадками и саженцами.

Уход за посадками заключается в:

а) дополнительной посадке саженцев на месте погибших деревьев и кустарников (до 50 % от общего количества посадок после первого года эксплуатации и 25 % после второго года эксплуатации);

б) рыхлении грунта и вспашке дисковым плугом (не реже одного раза в год) на глубину 0,2 м и ширину 1,5 — 2,0 м по закрайкам посадок;

в) внесении удобрений и борьбе с вредителями растений (предпочтительно осуществлять в весенний и осенний период) с использованием распределителей химических веществ ранцевого типа;

г) проведении ежегодных рубок ухода (для повышения эффективности снегозадержания) на штамб (высота штамба 1,2 — 1,5 м) или на пень (высота пня 0,3 — 0,5 м) или специальных рубок (например, в зоне высоковольтных линий электропередач).

Уход за посадками осуществляется на основании осмотров состояния посадок, проводимых периодически один раз в квартал.

3.1.12. Содержание в чистоте и порядке пунктов по учету движения, пунктов весового контроля, дорожных метеорологических пунктов и станций, снегомерных и водомерных постов

— Уборка мусора и уход за оборудованием указанных объектов производится обслуживающим персоналом, работающим на этих объектах.

3.1.13. Содержание мостовых сооружений

— Работы по содержанию мостовых сооружений осуществляются дорожными рабочими или силами специализированных бригад в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах» (Утверждены распоряжением руководителя Росавтодора от 10.08.99 г. № 7-р).

3.2. Производство работ весеннего переходного периода эксплуатации (зима-весна)

В весенний переходный период, после схода снежного покрова, под руководством дорожного мастера выполняются следующие работы по содержанию дорог и искусственных сооружений.

3.2.1. Подготовка системы водоотвода и водопропускных сооружений к пропуску талых и паводковых вод и ледохода

В рамках реализации системы мероприятий по пропуску талых вод производятся работы по очистке от снега и льда водоотводных канав, открытых лотков, приемных колодцев, устоев трубчатых выпусков из дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок, а также работы по подготовке мостов к пропуску паводка и ледохода. Работы производятся ранней весной в период, предшествующий сходу снежного покрова (до начала интенсивного снеготаяния).

— Прикромочные лотки, водосбросы по откосу и приемные колодцы очищаются от снега и льда полностью;

— устои трубчатых выпусков из дренажей очищаются на расстоянии не менее 0,5 м по периметру устоя;

— водоотводные канавы освобождаются от снега вдоль оси на ширину не менее 0,5 м до уровня грунта.

Снежные отложения большой плотности и ледяные отложения удаляют предварительно (за сутки до проведения работ), распределив в местах их образования химические противогололедные вещества в количестве 30 — 60 г на 1 м 2 снежно-ледяных отложений (при толщине отложений до 5 см).

— Осуществляют скол льда по периметру опор мостов, ледорезов и вдоль укрепления откосов в виде прорубей-борозд шириной 0,3 — 0,5 м на расстоянии не менее 0,2 — 0,3 м от конструкций.

3.2.2. Восстановление профиля переходных покрытий (гравийных, щебеночных)

— Восстановление профиля переходных покрытий заключается в профилировании (рис. 11).

— Первое профилирование выполняют после таяния снега, в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2 — 4 см и выравнивается поперечный профиль.

— Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

— Профилирование выполняют автогрейдером (Рис. 11), последовательными проходами от обочин к оси проезжей части (рекомендуемая длина захватки 1,5 — 3 км). Если толщина слоя гравийного покрытия недостаточна, подсыпают гравий (фракции 10 — 15 мм) или крупнозернистый песок (фракции 2 — 5 мм) при расходе 20 — 30 м 3 на километр дороги.

Рис. 11. Технологическая карта профилирования покрытий переходного типа

— По окончании профилирования необходимо произвести уплотнение покрытия легкими катками за 3 — 5 проходов по одному следу. Уплотнение необходимо производить последовательными проходами катков от обочин к оси проезжей части с перекрытием 0,4 м (рис. 12).

Рис. 12. Технологическая карта уплотнения переходных покрытий после профилирования

3.2.3. Ликвидация последствий проявления пучин, включая проведение ремонта покрытий всех типов, при необходимости, с заменой слоев основания дорожной одежды и подстилающих слоев (после оттаивания грунтов земляного полотна)

— Весной в начале оттаивания, после освобождения от снега покрытия, обочин и внутренних откосов канав, на пучинистых участках поперек обочин через 3 — 4 м выкапывают воздушные воронки шириной 25 см, глубиной до дна корыта, в шахматном порядке. Их дну придается уклон 4 — 5 % (рис. 13).

Рис. 13. Проведение весенних противопучинистых мероприятий

— Прокопку осушительных воронок выполнять с помощью машин с рабочим органом роторного типа. После отвода воды воронки засыпают дренирующим грунтом и планируют обочины.

— На участках, подверженных пучинообразованию, для быстрого удаления воды прокапывают вдоль кромки покрытия канаву шириной 25 — 30 см, а через каждые 50 — 80 м и в пониженных местах делают поперечные прорези таких же размеров, как и воздушные воронки.

3.2.4. Заделка выбоин

Работы по заделке выбоин появляющихся на покрытиях всех типов после схода снежного покрова в период ослабления несущей способности грунтов земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды, осуществляются по технологии и по нормам, изложенным в п. 3.1.4.

3.2.5. Установка временных дорожных знаков, ограничивающих движение грузового транспорта по автомобильным дорогам, подверженным пучинообразованию, и по дорогам с недостаточной прочностью дорожных одежд

— Временные дорожные знаки устанавливаются бригадой дорожных рабочих под непосредственным руководством дорожного мастера в соответствии с дислокацией, утвержденной начальником дорожно-эксплуатационной организации.

3.2.6. Обеспечение поверхностного водоотвода с обочин автомобильных дорог в весенний период

— Поверхностный водоотвод с обочин автомобильных дорог осуществляется периодической планировкой и профилированием, а также устройством поперечных дренажных канавок для отвода талых вод.

— Основанием для проведения работ является наличие колей на неукрепленных и слабо укрепленных обочинах, а также места застоя талых вод, выявленные при проведении ежедневных осмотров дороги.

— Профилирование осуществляется автогрейдером с приданием обочинам поперечного уклона 4 — 5 % (уклон контролируется рейкой с уровнем).

— Поперечные дренажные канавки устраиваются шириной 5 — 10 см, глубиной не менее глубины образовавшейся колеи в переувлажненных местах. Уклон дна дренажных канавок должен составлять 5 — 6 %. После отвода поверхностных вод дренажные канавки заполняются дренирующим грунтом, который уплотняется ручными трамбовками до коэффициента уплотнения не менее 0,95.

3.2.7. Ликвидация последствий размывов талыми водами обочин, откосов и кюветов

— В местах размыва обочин, откосов и кюветов, выявленных при специальных весенних осмотрах, осуществляется подсыпка грунта в объеме, необходимом для восстановления продольного и поперечного профиля элементов земляного полотна.

— Распределение грунта осуществляется автогрейдером или вручную (в зависимости от объемов разрушения) с последующим уплотнением ручными трамбовками, виброплитами или катками до коэффициента уплотнения 0,95.

3.2.8. Ликвидация просадок и смещений отдельных элементов системы поверхностного водоотвода

— После окончания снеготаяния и схода паводковых вод дорожный мастер осуществляет осмотр технического состояния элементов поверхностного водоотвода.

— Устанавливаются места размывов и определяются объемы работ по ликвидации смещения отдельных элементов прикромочных лотков, водотоков по откосу, водоотводных канав и т.п.

— При производстве работ осуществляется подсыпка грунта, щебня в места размывов с последующим уплотнением уложенного материала ручными трамбовками и виброплитами.

— Смещенные элементы водоотвода демонтируют краном, восстанавливают основание, осуществляя подсыпку щебня и последующее его уплотнение, и устанавливают элементы системы водоотвода в проектное положение.

3.2.9. Очистка лотков, водосбросов по откосу, водоотводных канав и быстротоков, а также водобойных колодцев и гасителей от скопившихся наносов, грунта, грязи и т.п. после схода снежного покрова

— Объем работ по очистке системы водоотвода от наносов устанавливается дорожным мастером по результатам специальных осмотров.

— Очистку элементов водоотвода производят гидроразмывом или вручную с погрузкой грунтовых отложений в автомобили-самосвалы и последующим вывозом в специально отведенные места складирования отходов (или равномерно распределяя в пониженных частях рельефа полосы отвода).

— При очистке системы водоотвода методом гидроразмыва, размыв отложений начинают с минимальных геодезических отметок указанных сооружений (выходных оголовков).

3.2.10. Открытие отверстий малых искусственных сооружений, закрытых щитами на зимний период

— До начала обильного снеготаяния под руководством дорожного мастера дорожные рабочие должны убрать щиты, закрывавшие отверстия малых мостов и труб в зимний период;

— Лед и снег перед отверстиями удаляют на всю ширину русла на расстоянии не менее 30 м от каждого оголовка.

3.2.11. Периодический осмотр искусственных сооружений во время ледохода и паводка с целью обеспечения сохранности труб и мостов, а также с целью принятия мер, предотвращающих размывы земляного полотна

— Во время паводка дорожным мастером осуществляется ежедневный осмотр искусственных сооружений.

— Определяются места скопления веток, бревен, льдин и прочих предметов, способных нарушить нормальную работу мостов и труб.

— Возникающие завалы и заторы ликвидируются в течение суток с момента обнаружения, предметы, создающие препятствия пропуску паводковых вод, удаляются из русл баграми и вывозятся в отведенные места складирования.

— Места размывов локализуются путем подсыпки грунта, щебня или каменных материалов.

3.3. Производство работ летнего периода эксплуатации (весна-лето-осень)

В летний период под руководством и при непосредственном участии дорожного мастера производятся следующие работы.

3.3.1. Выявление мест избытка вяжущего и проведение работ по ликвидации последствий указанного явления или причин, его вызывающих

— При выявлении (на основании данных ежедневных осмотров) мест с избыточным содержанием вяжущего, необходимо произвести распределение высевок или крупнозернистого песка по площади выявленного дефекта покрытия или обработать участок с избыточным содержанием вяжущего органическим растворителем (например, керосином 0,1 — 0,2 л/м 2 ) с последующей присыпкой песком и очисткой через 0,5 часа поверхности щеткой.

— В случае невозможности устранения скользкости покрытия указанными методами, асфальтобетон на месте дефекта необходимо заменить.

3.3.2. Устройство поверхностной обработки на всех типах дорожных одежд капитального типа

— Работы по устройству поверхностной обработки с целью повышения коэффициента сцепления покрытия и локализации поверхностных разрушений дорожных одежд капитального типа проводятся на основании данных диагностики при снижении коэффициента сцепления покрытия до величины меньшей 0,3 (при измерении шиной без протектора) и 0,4 (при измерении шиной с протектором).

— Производство работ по устройству поверхностной обработки осуществляется под руководством дорожного мастера.

— Поверхностную обработку устраивают из щебня, обработанного битумом. Щебень для обработки должен быть из изверженных и метаморфических пород 1-го и 2-го классов прочностью не ниже R ³ 100 МПа и износом при истирании в полочном барабане не более 35 %; осадочные породы соответственно R ³ 80 МПа, и износом при истирании не более 40 %. Истираемость дробленого гравия должна быть не выше 30 %. Применяют только одномерный щебень узких фракций: 5 — 10, 10 — 15, 10 — 20, 15 — 20, 20 — 25 мм. В нем не должно быть более 15 % зерен пластинчатой или игольчатой формы, примеси глины не более 0,7 %. Из вяжущих применяют битумы марок БНД130/200, БНД90/130 с температурой нагрева и розлива 140 — 160 °С. Для устройства поверхностной обработки на асфальтобетонных и черных щебеночных покрытиях применяют также битумные эмульсии, а на цементобетонных — резинобитумное вяжущее.

Технология устройства поверхностной обработки включает:

а) очистку от пыли и грязи;

б) розлив вяжущего (0,5 — 1,0 л/м 2 ) автогудронатором;

в) распределение щебня (15 — 30 кг/м 2 ) щебнераспределителем;

г) прикатку и уплотнение щебня двумя катками на пневматических шинах за пять, шесть проходов по одному следу.

Применяют как однократную, так и двукратную россыпь щебня. При устройстве поверхностной обработки с двукратной россыпью щебня расход битума для основного розлива увеличивают до 1,4 л/м 2 .

3.3.3. Заделка трещин и швов асфальтобетонных и цементобетонных покрытий

Заделка трещин и швов асфальтобетонных покрытий осуществляется на основании данных периодических осмотров состояния покрытия, проводимых дорожным мастером не реже одного раза в месяц.

Трещины заделывают под руководством дорожного мастера, в период когда они имеют еще значительное раскрытие (желательно в утренние часы).

Отдельные трещины расчищают металлическими крючьями и продувают сжатым воздухом. Трещины шириной 3 — 5 мм после очистки промазывают жидким битумом, затем с помощью леек заполняют битумом БНД200/300, нагретым до 160 — 170 ° С. Трещины большей ширины (5 мм и более) тщательно очищают с помощью металлических щеток и сжатого воздуха, промазывают жидким битумом и заполняют битумной мастикой с помощью леек. Их заполняют с небольшим избытком и затирают поверхность сухим нагретым мелким песком или минеральным порошком.

Рекомендуемый состав мастик для заделки трещин: битум БНД90/130 60 — 70 %, минеральный порошок 10 — 35 %, резиновая крошка 5 — 10 %, асбестовая крошка 10 — 20 %. Рекомендуемая температура мастики при заделке трещин асфальтобетонного покрытия 150 — 170 °С.

Шелушение, сплошную сетку трещин на небольших участках перекрывают поверхностной обработкой. Сплошную сетку трещин, возникшую из-за неустойчивости основания, как и места пониженной прочности, вырубают и устраивают новый слой покрытия.

Узкие трещины цементобетонных покрытий (до 5 мм) предварительно расчищают крючьями, продувают сжатым воздухом и заливают жидким битумом при 80 — 100 °С.

Волосяные трещины покрывают тонким защитным слоем, для чего поверхность очищают, разливают жидкий битум (0,7 — 0,8 л/м 2 ), рассыпают щебень (5 — 10 мм) в объеме 0,8 — 1,0 м 3 на 100 м 2 или крупный песок 0,3 — 0,5 м 2 на 100 м 2 и уплотняют легкими катками.

Широкие трещины в цементобетонном покрытии (5 — 25 мм) прочищают пальцевыми фрезами, продувают сжатым воздухом и подгрунтовывают по норме 0,1 — 0,2 л/м 2 при 15 — 25 °С. Подгрунтовку получают разжижением с помощью бензина резинобитумных вяжущих, полимерно-битумных, битумно-бутилкаучуковых мастик. После подгрунтовки трещины заливают мастиками или герметиками, составы которых принимают в зависимости от климатических условий. Трещины заполняют выше уровня покрытия на 3 — 5 мм. После проседания пасты возможно образование избытка, который снимают скребком.

Деформационные швы ремонтируют по той же технологии, что и широкие трещины, применяя компрессоры с набором пневмоинструмента и заливщики швов.

Раковины, мелкие выбоины, отдельные очаги шелушения плит цементо-бетонных покрытий заделывают цементо- и полимербетонными смесями, а также смесями на жидком стекле. Цементобетонные смеси применяют, если можно закрыть движение на ремонтируемых участках в период набора бетоном необходимой прочности (до 7 суток). В отдельных случаях допускается применять асфальтобетонные смеси. Могут быть и другие методы ремонта, например, заполнение выбоин горячей литой смесью подобранного состава из серы, пластификатора и минерального наполнителя с содержанием серы 25 — 30 % от общего объема.

Работы по заделке трещин и швов капитальных покрытий производятся при температуре воздуха не ниже +10 °С в течение десяти дней после обнаружения дефекта.

3.3.4. Восстановление и нанесение дорожной разметки

Восстановление дорожной разметки производится в соответствии с утвержденными и согласованными в органах ГИБДД схемами дорожной разметки.

Работы по разметке должны проводиться в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 15 °С и относительной влажности не выше 70 %.

Не допускается наносить разметку на мокрое покрытие или на покрытие, имеющее температуру ниже 5 °С.

Работы по разметке проезжей части включают:

— подготовку дорожного покрытия;

Читайте также:  Выращивание виктории в трубах

— предварительную разметку проезжей части;

Подготовка дорожного покрытия к нанесению разметки заключается в очистке его от пыли и грязи (например, механической щеткой поливомоечной машины). При необходимости покрытие дополнительно промывают водой и дают просохнуть.

Проезжую часть размечают по технологическим схемам.

Толщина слоя краски, используемой для нанесения разметки, должна быть не менее 0,35 мм.

Толщина слоя термопласта, используемого для нанесения разметки осевых линий, ограничивающих полосы движения, должна быть не менее 2,5 мм, а для линий кромок дорожного полотна — не менее 1,5 мм. Все приведенные размеры справедливы для материалов, находящихся в сухом состоянии

3.3.5. Укрепление проезжей части грунтовых дорог щебнем, гравием, шлаком и другими материалами

На грунтовых дорогах, в местах с повышенной влажностью, и, как следствие, с повышенным колееобразованием, производят работы по повышению несущей способности грунтов путем подсыпки и распределения автогрейдером щебня, гравия, шлака слоем 10 см с последующим уплотнением материала за 6 — 10 проходов по одному следу катка на пневматических шинах.

3.3.6. Обеспыливание грунтовых, гравийных и щебеночных покрытий автомобильных дорог

Обеспыливание производят водой или водным раствором неорганических солей, распределяемых поливомоечной машиной по норме 1,0 — 3,0 л/м 2 , или органическими вяжущими (жидкий битум, сырая нефть) и обеспыливающими материалами (лигнодор, лигносульфонаты) один раз в два месяца при норме 1,0 — 2,0 л/м 2 .

3.3.7. Скашивание травы на обочинах, разделительных полосах, кюветах, откосах и резервах

Скашивание травы на обочинах, разделительных полосах, откосах и в резервах производят механическими косилками или вручную (в труднодоступных местах) при достижении высоты травяной растительности 15 см.

Потребность в производстве работ по скашиванию травы определяется дорожным мастером на основании данных ежедневных осмотров.

3.3.8. Планировка неукрепленных обочин и отдельных участков неукрепленных откосов

Планировка неукрепленных обочин и откосов осуществляется автогрейдером по мере необходимости, выявляемой в результате ежедневных осмотров, проводимых дорожным мастером.

Продольный уклон спланированных обочин должен соответствовать продольному уклону дорожной одежды, поперечный уклон должен составлять 4 — 5 %.

Уклон откосов необходимо обеспечивать в соответствии с проектными решениями, но не более 1/2 .

Контроль поперечных уклонов дорожный мастер осуществляет рейкой с уровнем, располагая ее на контролируемой поверхности перпендикулярно оси дороги.

3.3.9. Ликвидация не предусмотренных проектом и последующими согласованиями съездов, профилировка тракторных путей

Не реже одного раза в квартал производится профилировка тракторных путей автогрейдером.

Ликвидация не предусмотренных проектом съездов осуществляется бульдозером или автогрейдером путем создания грунтового препятствия (канавы или бруствера).

3.3.10. Очистка водопропускных труб

Очистка водопропускных труб от грунтовых отложений производится на основании данных специальных осмотров, объемы и адреса проведения работ определяются дорожным мастером.

Очистку водопропускных труб от грунтовых отложений осуществляют вручную или гидроразмывом, начиная производство работ со стороны выходного оголовка.

3.3.11. Очистка русл малых искусственных сооружений от кустарниковой и древесной растительности (если эта растительность не является средством борьбы с размывом и регулированием водного потока)

С целью исключения вероятности образования заторов, повышения скорости течения в верхнем и нижнем бьефах малых искусственных сооружений не реже одного раза в год (предпочтительно в наиболее засушливый период) дорожный мастер должен произвести осмотр русл на подходах к искусственным сооружениям и, при необходимости, провести работы по очистке русл на расстоянии 30 м вверх и вниз по течению от кустарников и деревьев. Работа по очистке русл от деревьев и кустарников выполняется экипированным соответствующим образом дорожным рабочим.

Работа по очистке русл малых искусственных сооружений осуществляется под руководством дорожного мастера в течение десяти дней с момента обнаружения потребности в их проведении.

3.3.12. Очистка от мусора, грязи и оплывших грунтов открытых лотков, приемных колодцев и устьев трубчатых выпусков из дренажей

Работы по очистке от мусора, грязи и оплывших грунтов выполняются не реже чем два раза в год (весной, после завершения периода снеготаяния, и осенью, до наступления заморозков). Работы по очистке лотков, приемных колодцев и устоев трубчатых выпусков дренажей от мусора, грязи и оплывших грунтов осуществляются методом гидроразмыва, начиная с минимальных геодезических отметок указанных инженерных устройств, нуждающихся в проведении данного вида работ.

3.3.13. Содержание покрытий проезжей части и тротуаров на мостах, а также ремонт и покраска перил и ограждений

Очистка от грязи и посторонних предметов проезжей части мостов, проведение работ по устройству поверхностной обработки, заделка выбоин и т.п. осуществляются в те же сроки и с той же периодичностью, что и аналогичные работы на подходах к мостам.

Объем работ определяется по результатам ежедневных осмотров состояния дороги, проводимых дорожным мастером.

Не реже одного раза в неделю дорожным мастером оценивается состояние тротуаров и назначаются работы по их очистке от загрязнения и посторонних предметов, а также работы по заделке выбоин, исправлению незначительных дефектов ограждений и, при необходимости, их покраске.

Дорожный мастер не реже одного раза в квартал осматривает состояние деформационных швов, выявленные дефекты устраняются в течение трех суток с момента обнаружения.

3.3.14. Содержание и ремонт покрытий посадочных площадок автобусных остановок. Содержание автобусных павильонов

Уборку мусора и ликвидацию загрязнения покрытий посадочных площадок и автобусных павильонов производят в объеме, установленном по результатам ежедневных осмотров, и выполняют в течение суток с момента обнаружения.

Уборку мусора производят вручную путем погрузки в контейнер или автомобиль с последующей вывозкой в специально установленные места.

Загрязнение с покрытия посадочных площадок и конструктивных элементов автобусных павильонов удаляется гидросмывом.

Автобусные павильоны периодически осматривают на предмет выявления отдельных повреждений, которые устраняют в течение трех суток с момента обнаружения.

Покраску и побелку автобусных павильонов осуществляют не реже одного раза в год.

3.4. Производство работ осеннего переходного периода эксплуатации (осень-зима)

В осенний переходный период эксплуатации под руководством и при непосредственном участии дорожного мастера производятся следующие виды дорожных работ.

3.4.1. Ремонт баз хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов и подъездных путей к ним

За два месяца до наступления зимнего периода эксплуатации дорожный мастер обязан произвести осмотр состояния баз хранения, приготовления и погрузки противогололедных материалов и организовать, при необходимости, проведение работ по ликвидации дефектов покрытия на подъездах к ним, а также работ по ремонту оборудования и складов противогололедных материалов. Работы по подготовке баз хранения противогололедных материалов, включая заготовку материалов, должны быть завершены за месяц до наступления зимнего периода эксплуатации.

3.4.2. Подготовка к эксплуатации машин для зимнего содержания

Работоспособность всех машин и оборудования проверяется комиссией, назначаемой приказом начальника дорожно-эксплуатационной организации.

По результатам проверки составляется АКТ технического состояния, подписываемый главным механиком дорожно-эксплуатационной организации и дорожным мастером.

3.4.3. Организация пунктов обогрева и отдыха для рабочих и водителей, подготовка к ведению круглосуточного дежурства и проведению работ патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью

За месяц до наступления зимнего периода эксплуатации дорожным мастером должны быть проведены работы по подготовке пунктов обогрева и отдыха дорожных рабочих, занятых на работах по зимнему содержанию на основе круглосуточных дежурств.

Помещения для отдыха и обогрева дорожных рабочих должны иметь отопление, плиты для приготовления пищи, кровати с постельными принадлежностями, оборудованные места для сушки одежды и обуви, туалет, аптечки со средствами против обморожения.

Дорожным мастером составляется график круглосуточных дежурств с учетом потребности в машинах, оборудовании и рабочей силе при производстве работ по патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью.

3.4.4. Установка указательных вех в местах расположения сигнальных столбиков и малых искусственных сооружений

Установка указательных вех, имеющих окраску из чередующихся красных (или черных) и белых полос, должна быть завершена к началу зимнего периода эксплуатации, но не позднее первого снегопада.

Вехи закрепляются в начале и конце ограждений, у направляющих столбиков, у входных и выходных оголовков труб, в начале и конце мостов.

3.4.5. Завершение работ по ремонту проезжей части и обочин

Работы по устройству поверхностной обработки, заделке выбоин на покрытии, заделке трещин и швов, укреплению обочин органическими материалами должны быть завершены до наступления периода с температурой воздуха ниже +10 ° С.

Работы по укреплению обочин каменными материалами, профилированию и исправлению поперечного профиля обочин и разделительных полос, а также работы по выравниванию поперечного и продольного профиля щебеночных, гравийных и грунтовых дорог должны быть завершены до наступления заморозков.

Весь материал временно (на период работ) размещается на обочинах.

3.4.6. Ремонт оголовков и укрепление русл от размыва у водопропускных сооружений

Ремонт оголовков труб цементобетоном и укрепление русл малых искусственных сооружений цементобетоном и каменными материалами должен быть завершен до наступления заморозков. Опалубку и фундаменты при производстве работ следует предварительно увлажнять.

Бетон должен быть использован в течение часа с момента приготовления, при этом промежуток между укладкой отдельных партий материала не должен превышать 30 минут, а работы должны производиться при температуре воздуха не ниже +5 ° С.

3.4.7. Закрытие щитами отверстий малых искусственных сооружений

Отверстия малых искусственных сооружений закрываются сплошными щитами со стороны входного и выходного оголовков.

Площадь щита, предназначенного для закрытия отверстия малого искусственного сооружения, должна быть достаточной для закрытия всего поперечного сечения малого искусственного сооружения до уровня постоянного водотока.

Щиты должны быть установлены до наступления заморозков.

3.4.8. Ремонт и пополнение средств снегозащиты (щиты, сетки и пр.). Установка временных снегозащитных устройств (щиты, сетки и т.п.) и ремонт постоянных снегозащитных устройств (заборы и т.п.) на снегозано симых участках. Установка и ремонт снегозадерживающих и лавинонаправляющих устройств и сооружений на лавиноопасных участках

Потребное количество снегозащитных устройств определяется за месяц до наступления зимнего периода эксплуатации по формуле

где L — протяженность снегозаносимых участков (в метрах) по данным диагностики;

l — длина одной секции применяемых снегозащитных устройств (в метрах).

Временные средства снегозащиты (щиты, сетки и т.п., снегозадерживающие устройства) располагают вертикально на стойках, предварительно установленных в ряд на расстоянии 60 метров от бровки земляного полотна, с наветренной стороны, параллельно заносимому участку дороги, с шагом, соответствующим длине секции, или в соответствии с инструкцией по установке.

Ремонт временных и постоянных средств снегозащиты, заключающийся в замене отдельных поврежденных элементов конструкции, должен быть выполнен до образования снежного покрова (согласно данным справочника по климату).

3.5. Производство работ зимнего периода эксплуатации

В зимний период дорожный мастер осуществляет оперативное руководство снегозащитой на обслуживаемых участках дорог, с учетом состояния дорог, работоспособности средств снегозащиты и информации об изменении погоды.

В зимний период эксплуатации под руководством и непосредственном участии дорожного мастера проводятся следующие работы по содержанию дороги и сооружений.

3.5.1. Удаление с проезжей части и обочин снега во время и после снегопада, организация и контроль проведения работ по патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью, включая организацию круглосуточного дежурства для проведения этих работ

Дорожный мастер в зимний период эксплуатации контролирует выполнение графика круглосуточных дежурств, лично присутствуя при передаче дежурств от смены к смене, производя расстановку людей и механизмов по объектам дежурства, корректируя периодичность проходов снегоочистительных машин и соблюдение технологии работ при патрульной снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью.

Патрульная снегоочистка ведется периодическими проходами одноотвальных плужных снегоочистителей или отряда снегоочистителей, движущихся уступом на расстоянии 30 — 60 м друг за другом с перекрытием следа не менее 0,4 м. Очистка от снега производится в течение всей метели или снегопада и заканчивается после обеспечения полной очистки дорога от снега, согласно требованиям к состоянию покрытия, но не превышая максимальных сроков, установленных техническими правилами ремонта и содержания дорог.

В случае сильного заноса, вызвавшего перерыв движения, дорожный мастер обязан принять меры к быстрейшему восстановлению движения, начиная с расчистки дороги на ширину полосы движения и организации совместно с представителями ГИБДД однопутного движения.

3.5.2. Работы по очистке от снега автобусных остановок, тротуаров мостов и пешеходных дорожек, барьерных ограждений

После завершения работ по очистке от снега проезжей части и обочин, дорожный мастер организует и контролирует проведение работ по очистке от снега и льда посадочных площадок автобусных остановок, площадок отдыха, тротуаров мостов и пешеходных дорожек. Работы по очистке от снега посадочных площадок автобусных остановок, тротуаров мостов и пешеходных дорожек должны быть завершены в течение суток с момента окончания работ по очистке от снега проезжей части и обочин.

3.5.3. Работы по устранению и предотвращению образования наледей

С целью предупреждения образования наледей в долинах небольших водотоков углубляют и выравнивают русла (срезая петли), осушают местность с помощью поверхностного водоотвода.

В целях предотвращения выхода наледи на дорогу следует:

— отводить воду (притекающую к полотну дороги) по открытым каналам, прорубленным непосредственно в наледи (уводя ее в сторону от дороги);

— отводить воду по утепленным водоотводным канавам, обеспечивающим водоток на уровне ниже глубины промерзания теплоизолирующего материала;

— устраивать постоянные задерживающие валы высотой 1,2 — 2,0 м из недренирующих грунтов, задерживающие валы следует располагать на расстоянии не ближе 5,0 м от подошвы насыпи.

3.5.4. Работы по оборудованию и содержанию зимних автомобильных дорог (автозимников), в т.ч. ледовых переправ

Работы по устройству и содержанию автозимников осуществляются в следующей последовательности:

— расчистка дорожной полосы на ширину 8 — 10 м;

— уборка излишнего слоя снега и уплотнение оставшегося слоя (при использовании метода снегоочистки) или уплотнение снега (с поливкой водой и распределением фрикционных материалов);

— уполаживание валов снега, скапливающихся по бокам дорожной полосы;

— расстановка дорожных знаков согласно временным схемам организации дорожного движения (по согласованным с ГИБДД схемам);

— периодическая профилировка дорожной полосы и распределение фрикционных материалов.

Требования к геометрическим параметрам автозимников следующие:

— поперечный профиль на прямолинейных участках — горизонтальный;

— ширина проезжей части не менее 8 м;

— продольные уклоны не более 5 %;

— радиусы кривых — не менее 100 м;

Плотность снега на проезжей части автозимников должна составлять не менее 0,6 т/м 3 .

В качестве искусственных сооружений рационально использование металлических труб с засыпкой их слоем снега не менее 1,5 м.

3.5.5. Перестановка и дополнительная установка временных снегозадерживающих устройств, а также устройство снежных траншей вдоль снегозаносимых участков дорог

Дорожный мастер в течение суток после окончания метели должен совершить объезд закрепленного за ним мастерского участка и определить адреса и объем работ по установке дополнительных средств снегозащиты или перестановке существующих защит (в случае применения щитов или сеток). Дополнительная защитная линия должна обеспечивать задержание не менее 50 м 3 /м (при использовании щитов или сеток) или состоять не менее чем из трех постоянно возобновляемых снежных траншей. Устройство дополнительных защитных линий или перестановка существующих защит должны быть осуществлены в течение суток.

3.6. Производство работ по ремонту автомобильных дорог и сооружений на них

3.6.1. При производстве работ по ремонту автомобильных дорог и сооружений на них дорожный мастер должен точно соблюдать технические условия, правила, нормы и инструкции, а также выполнять указания и распоряжения начальника, главного инженера и начальника производственного отдела дорожно-эксплуатационной организации.

3.6.2. Дорожный мастер имеет право приступить к производству работ по ремонту участка автомобильной дороги или искусственного сооружения только по распоряжению начальника дорожно-эксплуатационной организации. Работы должны проводиться в строгом соответствии с разработанным и утвержденным проектом производства работ.

3.6.3. Дорожный мастер несет ответственность за качество проводимых ремонтных работ. Он должен:

а) наблюдать за состоянием поверхности ремонтируемого дорожного покрытия (очистка от грязи, пыли, обработка краев поврежденного участка);

б) не допускать к употреблению материалы, загрязненные и не соответствующие установленным техническим требованиям для данного вида работ;

в) соблюдать установленную техническими правилами и проектом последовательность производства работ;

г) следить за соблюдением установленных проектами и техническими условиями размеров элементов автомобильной дороги, обустройства и искусственных сооружений.

3.6.4. Дорожный мастер несет ответственность за безопасность производства работ и проезда транспорта по ремонтируемым участкам дороги, а также за безопасное движение транспорта по участкам объезда.

На участках ремонта должны быть установлены временные средства организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения установленного образца. Схемы расстановки знаков, ограждений и других временных средств организации движения при производстве ремонтных работ согласовываются с ГИБДД.

3.6.5. В случае закрытия движения по ремонтируемому участку дорожный мастер обязан устроить объезд и содержать его в требуемом эксплуатационном состоянии в течение всего времени ремонта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Справочные данные

Укрупненные показатели на основные работы по содержанию земляного полотна и полосы отвода (на 1 км дороги в год)

Источник