Меню

Технология обратной засыпки водопропускных труб



Засыпка водопропускных труб и устоев мостов. Укрепительные работы

Засыпка водопропускных труб и устоев мостов

12.1 Засыпку водопропускных труб и устоев мостов следует выполнять после освидетельствования качества засыпаемых грунтов и проверки соответствия проекту выполненных работ по возведению конструкций, устройства дренажей и гидроизоляции.

12.2 При выполнении работ по засыпке водопропускных труб и устоев мостов, кроме требований настоящего раздела, необходимо соблюдать требования СП 119.13330 .

12.3 Отсыпку конусов у мостов, а также участков насыпей за устоями мостов (на длину, равную высоте насыпи за устоем плюс 2 м по верху и не менее 2 м — в уровне естественной поверхности) и обратную засыпку подпорных стен следует выполнять дренирующими грунтами с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут.

Послойное уплотнение грунта конусов следует начинать от бровки откоса и выполнять продольными ходами вокруг устоя.

Грунты конусов и насыпей за устоями мостов, а также обратную засыпку подпорных стен следует уплотнять виброударными машинами или навесными вибротрамбовками.

(Измененная редакция, Изм. N 1 ).

12.4 При монтаже трубы и подготовке ее к засыпке надлежит выполнять следующие требования:

а) выходной оголовок круглых железобетонных труб (ЖБТ) и прямоугольные бетонные или железобетонные трубы (ПБТ) следует монтировать до начала установки промежуточных звеньев;

б) при укладке цилиндрических звеньев труб необходимо следить, чтобы бетонная подушка обеспечивала под звеньями на установленном в проекте угле охвата плотный контакт с поверхностью звена на всей длине;

в) устанавливать прямоугольные и круглые звенья труб с плоской пятой на растворе подвижностью 6-8 см;

г) устанавливать гофрированные секции труб МГТ в спрофилированное шаблоном ложе, охватывающее снизу не менее трети поперечного сечения трубы, или на горизонтальную хорошо спланированную площадку, или на геомембранную обойму, тщательно подбивая и одновременно уплотняя не менее чем под одну треть поперечного сечения трубы песчаный грунт;

д) следить, чтобы при монтаже гофрированных труб между головками болтов, гайками, шайбами и гофрированными листами металлических конструкций не оставались частицы грунта;

е) до засыпки смонтированной трубы грунтом необходимо оформить актом ее приемку.

12.5 Для повышения несущей способности МГТ и надежности ее работы рекомендуется до засыпки придавать ее поперечному сечению овальность с большей осью по вертикали, увеличивая вертикальный диаметр МГТ на величину до 3% номинального и закрепляя сечение стойками. Стойки удаляют после отсыпки насыпи на проектную высоту.

В случаях возведения водопропускных сооружений в районах распространения вечной мерзлоты следует соблюдать также специальные указания проекта в части подготовки оснований под засыпку и температурного режима засыпки в зависимости от принципа использования грунтов основания в период эксплуатации.

12.6 При сооружении ЖБТ и ПБТ пазухи котлованов фундаментов необходимо засыпать сразу после приемки фундаментов. Не допускается засыпать пазухи при наличии в них воды.

На участках мокрых оснований пазухи и нижнюю часть призмы на высоту 0,5 м необходимо отсыпать до начала устойчивых заморозков.

12.7 При засыпке трубы вначале следует отсыпать грунтовую призму с двух сторон трубы, а затем насыпь на проектную высоту.

Переезд через сооружаемую трубу транспортных средств допускается только в случае отсыпки поверх трубы слоя грунта толщиной не менее 1 м, а для бульдозеров — не менее 0,5 м.

Проезд над МГТ диаметром до 3 м строительных машин с нагрузкой на ось до 10 тс допускается при толщине слоя уплотненного грунта над верхом конструкции не менее 0,5 м, с нагрузкой на ось 11-20 тс — при толщине слоя уплотненного грунта не менее 0,8 м и с нагрузкой на ось 21-50 тс — при толщине слоя уплотненного грунта не менее 1 м. Если проектом предусмотрена меньшая толщина засыпки, то для пропуска машин через сооружение в месте их проезда требуется досыпать грунт до указанной толщины.

Грунтовая обойма МГТ диаметром более 3,0 м, как правило, армируется композитными комбинациями из плоских и объемных георешеток с геотекстильными материалами. Для армирования грунтовой обоймы МГТ следует применять геотекстиль со значением разрывной нагрузки по расчету. Схема армирования во всех случаях определяется проектом.

Для устройства заполнителя армогрунтовых мембран из объемных георешеток в грунтовых обоймах на водопропускных сооружениях из МГЭ применяются грунты по таблице 28. Допускается использовать грунтовую массу полускальных и скальных пород.

Устройство грунтовой обоймы выполняется в едином технологическом процессе с засыпкой трубы до проектной отметки.

МГТ должна быть заключена в грунтовую (армогрунтовую) обойму не позже чем через трое суток после окончания работ по нанесению дополнительного защитного покрытия.

Устройство грунтовых обойм МГТ следует вести с опережением возведения земляного полотна. Необходимость оставления в насыпях прогалов для сооружения труб должна быть обоснована проектом организации строительства, при этом ширину прогала (в свету) понизу следует назначать из расчета обеспечения расстояния между основанием откоса насыпи и стенкой МГТ на уровне горизонтального диаметра не менее 4 м.

Грунтовую призму следует сооружать под контролем представителей организации, строящей трубу, и оформлять актом.

(Измененная редакция, Изм. N 1 ).

12.8 Особое внимание необходимо уделять качеству уплотнения грунта в труднодоступных местах — в нижних четвертях звеньев ЖБТ, в местах перехода звеньев в оголовки, в гофрах МГТ и т.д.

Отсыпку и уплотнение грунта у труб ЖБТ и МГТ следует вести одновременно по обе стороны трубы, без опережения по высоте.

(Измененная редакция, Изм. N 1 ).

12.9 При отсыпке насыпи совместно с обоймой засыпку следует вести наклонными от МГТ слоями (уклон не круче 1:5), толщина которых назначается в зависимости от грунтоуплотняющих средств.

При расположении ЖБТ и ПБТ на склонах лога засыпку следует начинать с низовой стороны, уделяя особое внимание тщательному уплотнению слоев грунта. Уровень засыпки с низовой стороны должен всегда превышать уровень грунта с верховой.

12.10 При засыпке труб в зимнее время необходимо:

тщательно очищать от снега и льда основание под призму;

не допускать попадания снега и льда в пазухи между стенками котлована и фундамента ЖБТ и ПБТ, а также в тело грунтовой призмы;

засыпать пазухи между стенками фундамента и котлована ЖБТ и ПБТ, а также слои грунта непосредственно над верхом звеньев на высоту не менее 1 м только талым грунтом.

12.11 Отсыпку грунтовой призмы при засыпке водопропускных труб, сооружаемых в прогалах насыпи, и засыпку прогалов за боковыми гранями трубы на ширину ее диаметра следует выполнять дренирующими грунтами с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут, если проектом не предусмотрены другие специальные решения.

Отсыпку грунта следует производить с разворотом самосвала перед МГТ и подачей его для разгрузки задним ходом вдоль оси насыпи или же с кольцевым движением самосвалов.

Для засыпки МГТ в прогалах можно использовать бульдозеры, перемещая ими грунт, специально доставленный для этой цели и уложенный с обеих сторон МГТ на насыпи.

Отсыпку грунта слоями во всех случаях необходимо начинать от МГТ по всей ее длине.

Засыпать МГТ необходимо послойно в следующей последовательности:

грунт укладывают одновременно с обеих сторон МГТ и разравнивают бульдозером;

после уплотнения слоя грунта с одной стороны МГТ производят отсыпку второго слоя, а с другой стороны — уплотнение грунта;

в таком же порядке осуществляются отсыпка и уплотнение всех последующих слоев до верха МГТ.

Уплотнение каждого слоя грунта, если оно производится при движении машин вдоль МГТ, следует начинать с удаленных от нее участков и с каждым последующим проходом приближаться к стенкам МГТ. Уплотнение грунта непосредственно у МГТ допускается только тогда, когда с противоположной ее стороны уже отсыпан слой грунта этого же горизонта по всей длине МГТ.

Уплотнять грунт вокруг МГТ следует, как правило, машиной виброударного действия для стесненных условий. При уплотнении слоев, расположенных ниже горизонтального диаметра МГТ, машина должна передвигаться вдоль МГТ. Слои, находящиеся выше этого уровня, целесообразно уплотнять челночным способом, если МГТ засыпается до возведения насыпи или в широком прогале.

В процессе уплотнения грунта катком последний должен перемещаться вдоль МГТ по кольцевой схеме. Приближение скатов катка к трубе допускается на расстояние не более 1,0 м. Грунт у стенок МГТ при данной технологии необходимо уплотнять ручными электротрамбовками.

Уплотнение грунта в пазухах многоочковых МГТ рекомендуется производить механизированными ручными трамбовками с обязательным соблюдением последовательности отсыпки слоев. Толщина слоя в пазухе не должна превышать 0,15 м. Для засыпки пазух грунтом следует использовать универсальные экскаваторы-планировщики с ковшами до 0,5 м .

Послойное уплотнение грунта засыпки следует выполнять продольными ходами вокруг тела трубы.

Грунты засыпки тела труб, а также прогалов насыпи за боковыми гранями следует уплотнять виброударными машинами или навесными вибротрамбовками.

Допускаемое время рабочего цикла от момента разработки грунта до окончания его уплотнения на насыпи приведено в таблице 27.

Содержание мерзлых комьев, % общего объема грунта

Допускаемое время , мин, при скорости ветра, м/с

Температура наружного воздуха, °С 3 7 10 Св. 10
Выше минус 10 До 10 включ. 240 180 140 120
Св. 10 до 20 « 180 130 110 90
« 20 до 30 « 120 90 75 60
От минус 10 до минус 18 До 10 включ. 150 120 100 80
Св. 10 до 20 « 110 90 75 60
« 20 до 30 « 90 60 50 40
Ниже минус 18 до минус 25 До 10 включ. 120 90 70 60
Св. 10 до 20 « 70 60 50 45
« 20 до 30 « 60 45 30 20

В зимних условиях МГТ следует засыпать только талыми (сухими несмерзшимися) грунтами; при этом рекомендуются грунтоуплотняющие машины ударного и виброударного действия. Допустимое время рабочего цикла от момента разработки грунта до окончания его уплотнения не должно превышать времени, в течение которого грунт сохраняет способность к уплотнению.

В процессе засыпки МГТ и уплотнения грунта должны быть исключены случаи каких-либо повреждений МГТ и их защитного покрытия.

12.12 После засыпки труб укрепление откосов насыпей у оголовков ЖБТ и ПБТ, как правило, выполняется по типу укрепления откосов прилегающих насыпей, а у оголовков МГТ выполняется каменной наброской с применением геосеток с засыпкой растительным грунтом и посевом трав, объемных георешеток с засыпкой щебнем и других видов покрытий, определенных проектом. На участках возможного наличия горизонтов напорного уровня воды укрепление откосов засыпки всех видов труб должно осуществляться с устройством обратного фильтра.

(Измененная редакция, Изм. N 1 ).

12.13 Технические требования по засыпке водопропускных труб, а также объем, методы и способы контроля приведены в таблице 28.

Засыпка труб в зимних условиях

* При глубине заложения фундамента до 0,7 м пазухи следует засыпать грунтом на полную высоту и уплотнять машиной виброударного действия для стесненных условий не менее двух проходов по одному следу со скоростью 500 м/ч.

Таблица 28 (Измененная редакция, Изм. N 1 ).

Укрепительные работы

12.14 Надводные периодически подтопляемые откосы конусов, подходных насыпей, защитных и регуляционных сооружений должны быть предварительно спланированы, как правило, срезкой грунта. Подсыпка допускается при условии доведения ее плотности до проектной. Подводные, постоянно затопленные откосы всех сооружений, склоны берегов и дно рек должны быть очищены от крупных предметов (остатков строительных конструкций, карчей, топляка и т.п.) и спланированы срезкой или подсыпкой в соответствии с требованиями проекта без последующего уплотнения.

12.15 Подготовку из набросного материала или геотекстиля в зимний период необходимо выполнять по грунту, очищенному от снега и наледи. Полотна геотекстиля следует расстилать с опережением относительно укладки плит не более 1 сут.

12.16 Плиты и блоки решетки следует укладывать на откос от подошвы к гребню сооружения. В покрытии из плит швы следует омоноличивать до затопления откоса. На постоянно затопленные откосы или подводные склоны и дно реки покрытия из гибких плит необходимо укладывать картами площадью более 100 м в виде «чешуи» с нахлестом 0,5-1,5 м со специальных наплавных устройств в виде барабана или стапеля в соответствии с ППР. Швы между плитами в картах омоноличивать не следует.

12.17 Технические требования по укрепительным работам, а также методы и способы контроля приведены в таблице 29.

Технические требования Контроль Способ контроля
1 Ширина прогала в насыпи для сооружения трубы не менее 10 м и не менее 4 м от подошвы откоса насыпи до трубы Прогала на каждой трубе Измерительный (измерение рулеткой)
2 Размеры грунтовой призмы:
верха — не ниже верха трубы откоса — не круче 1:5 Грунтовой призмы на каждой трубе Измерительный (измерение откосным шаблоном и линейкой)
3 Засыпка пазух* между стенками котлована и фундаментом трубы — горизонтальными слоями, одновременно с обеих сторон фундамента на всю длину котлована с допустимым опережением на величину уплотненного слоя То же Измерительный (измерение плотномером)
4 Толщина отсыпаемых слоев уплотненных грунтов, м:
а) 0,40-0,45 глинистых грунтов — при уплотнении машинами на базе тракторов, применяемыми для уплотнения насыпей Каждого слоя Измерительный (измерение линейкой)
б) 0,50-0,65 песчаных грунтов — при уплотнении теми же машинами То же То же
0,20-0,25 песчаных грунтов — при уплотнении пневмокатками массой 25-30 т « «
в) до 0,15 песчаных грунтов — при уплотнении ручными электротрамбовками « «
5 Коэффициент уплотнения грунта грунтовой призмы у МГТ — не менее 0,95 На горизонтах 0,25; 0,5 и 0,15 по высоте с обеих сторон по оси насыпи на расстоянии 0,1 и 1,0 м от стенок — не менее 2 проб в каждой точке Измерительный (для песчаных и глинистых грунтов прибором Ковалева, для щебенисто-галечниковых и дресвяно-гравийных методом лунок)
6 То же, ЖБТ и ПБТ — не менее 0,95 В каждом уплотненном слое грунта. В сечениях по оси насыпи и с обеих сторон трубы на расстоянии 0,6 и 1,0 м от стенок То же
7 Коэффициент уплотнения грунта над трубой на высоту 2 м в зоне пониженного уплотнения при насыпях высотой 8 м и более — не менее 0,90 Каждого уплотненного слоя «
8 Уменьшение горизонтального диаметра МГТ в период засыпки и уплотнения грунта до 3% Каждой трубы по всей длине Измерительный
9 Допускаются грунты для засыпки МГТ талые (сухие несмерзшиеся), имеющие в момент уплотнения 0,5 °С. Время рабочего цикла от момента разработки грунта до окончания его уплотнения — не более времени, в течение которого грунт сохраняет возможность к уплотнению Каждого уплотненного слоя Измерительный (измерение температуры грунта)
10 Грунты для засыпки ЖБТ и ПБТ — скальные, крупнообломочные, крупный и средний песок. Допускаются глинистые грунты, имеющие влажность не выше границы раскатывания. Глинистые грунты полутвердой консистенции разрешается применять при отсутствии грунтов меньшей влажности и только в талом состоянии. Время рабочего цикла определяется на объекте ориентировочно (см. таблицу 27) Каждой пробы Операционный (измерение времени)
Содержание мерзлого грунта менее 30%. Размер комьев мерзлого грунта менее 2/3 толщины укладываемого слоя То же Визуальный
Размещение мерзлого грунта — равномерное (не гнездами) на расстоянии более 1 м от поверхности откосов « «
11 Подготовка насыпей для сооружения труб под вторые пути:
из глинистых грунтов высотой более 1 м — нарезать уступы шириной от 1 до 1,5 м с поперечным уклоном 0,01-0,02 « Измерительный (измерение лентой и откосным шаблоном)
из дренирующих грунтов — удалить с откосов дерн и древесно-кустарниковую растительность и после этого разрыхлить откосы на глубину 10-15 см « Визуальный и измерительный (измерение глубины рыхления линейкой)
12 Минимальная засыпка для пропуска паводковых вод грунтовой призмы труб:
ЖБТ — на высоту /2 « Измерительный (измерение рулеткой)
ПБТ — » » /2 « То же
МГТ — » » « «
Технические требования Контроль Метод или способ контроля
1 Отклонение поверхности грунта откоса от проектной ±5 см 2 замера на поперечнике с шагом, указанным в проекте Измерительный (измерение откосным шаблоном и линейкой)
2 Характеристика подготовки из щебня, гравия, песчано-гравийных смесей — по СП 34.13330 , ГОСТ 8267 , ГОСТ 8736 , ГОСТ 3344 1 раз на партию материала Проверка по ГОСТ 3344 , ГОСТ 8269.0 , ГОСТ 8735 , ГОСТ 25607
3 Минимальная толщина слоев подготовки, см: 10 — при ручной укладке, 15 — при укладке механизмами 1 замер на 200 м откоса Измерительный (измерение линейкой)
4 Отклонение поверхности подготовки (ровность) +3 см на базе 5 м То же Измерительный (измерение шаблоном и линейкой)
5 Характеристика геотекстиля (подготовки): коэффициент фильтрации 0,02 см/с, поверхностная плотность не менее 30 кг на полосу шириной 5 см На заводе-изготовителе по действующим нормативно-техническим документам Проверка по действующим нормативно-техническим документам на геотекстиль
6 Исключен
7 Превышение граней смежных бетонных и железобетонных плит не более 10 мм, ширина раскрытия швов в конструкциях без омоноличивания не более 10 мм; при большем раскрытии швы омоноличиваются 1 замер на 100 м поверхности откоса То же

Таблица 28 (Измененная редакция, Изм. N 1 ).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 472 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Технологическая карта На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

На устройство водопропускных труб и водоотводных лотков

Еще много различны Технологических карт, например на монтаж металлоконструкций на сайте https://russkiy-portal.ru/

Содержание

Монтаж водопропускных труб и водоотводных лотков следует выполнять, соблюдая нормы и требования действующих нормативных документов: глав «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» и «Земляные сооружения» соответственно II и III частей СНиП, «Технических указаний по изысканиям, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты» (ВСН 61-61); «Указаний по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог» (ВСН 449-72) с учетом свойств грунтов слоя сезонного промерзания (оттаивания) и вечномерзлых грунтов при оттаивании и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

В состав работ по строительству водоотводных устройств входят:

– подготовка строительной площадки;

– разработка котлована, траншеи;

– водоотводные работы на период производства работ;

– прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;

– устройство основания из ПГС (тело трубы) и цементно-грунтовой подушки (концы труб) или бетонной подушки (для лотков);

– устройство обмазочной гидроизоляции грунтом ЭКГ;

– засыпка трубы грунтом;

– укрепление русла, откоса насыпи щебнем или геотехнической решеткой с засыпкой с ячеек щебнем;

Земляные работы производятся в соответствии со следующими нормативными документами:

– СП 49.13330.2012 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования»;

– СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

– СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве;

– СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты.

– СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги;

– ОР-91.010.30-КТН-111-12 «Порядок разработки проектов производства работ на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов.

– РД-13.020.00-КТН-007-14 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Требования к подрядным организациям по соблюдению природоохранного законодательства при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов организаций системы «Транснефть»;

– ОР-91.010.00-КТН-035-18 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ПАО «Транснефть»

– ОР-91.040.00-КТН-097-18 Требования к службам качества строительных подрядных организаций на объектах ПАО «Транснефть»;

– ОР-03.120.00-КТН-030-18 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля заказчика при выполнении строительно-монтажных работ на объектах организаций системы «Транснефть»;

– ОР-91.200.00-КТН-028-18 «Порядок приемки скрытых работ, состав работ, оформление соответствующей документации на объектах ПАО «Транснефть»»;

– ОР-91.200.00-КТН-197-15 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля за соблюдением проектных решений и качеством строительства энергетических объектов НПС;

  1. Порядок производства работ

Подготовка строительной площадки

Площадку в зоне строительства трубы очищают от растительного грунта и планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы. Естественное русло со стороны выходного оголовка расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.

Для завоза оборудования, материалов и конструкций бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги.

Разбивочные работы

Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную высотными кольями, а также репер.

При разбивке расстояние между закрепляющими столбами не менее двух раз промеряют стальной лентой или рулеткой, а теодолитом — угол между осями. Контур котлована под основанием и противофильтрационные экраны обозначают колышками. На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок и брусьев и обозначают на ней ось трубы. Обноску желательно заглублять в землю для предохранения от повреждения бульдозером.

Схема разбивки котлована трубы:

1 — выносные столбы: 2 — точка и сторожок с надписью «ось», «пикет», «плюс»; 3 — обноска из брусьев или досок; 4 — котлован; 5 — гвоздь; 6 — свая обноски диаметром 8-10 см

Размещение оборудования, конструкций и материалов на строительной площадке

Трубы в полном комплекте (пакеты гофрированных элементов, окаймляющие уголки, болты, гайки и шайбы, а также монтажные болты) сгружают и размещают на одной половине стро-ительной площадки, а другую половину используют для размещения вспомогательного оборудования и стоянки строительных машин.

Порядок размещения элементов должен быть увязан с технологической последовательностью монтажа трубы. При разгрузке пакетов гофрированных элементов должна быть обеспечена их сохранность. Пакеты стропят мягкими стропами, исключающего возможность повреждения цинкового покрытия элементов. Секции трубы укладывают на деревянные подкладки размером 25×8 см, длиной 2 м. Пакеты гофрированных элементов укладывают на ребро на деревянные подкладки.

Устройство котлована

Котлован отрывают продольными проходами бульдозера от выходного оголовка с отсыпкой грунта за пределами входного оголовка. До проектной отметки котлован дорабатывают вручную под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы.

Размер котлована определяется в проекте и должен обеспечивать размещение конструкций и механизированное производство работ по устройству фундаментов и гидроизоляции, прокладке инженерных сетей в районе объекта, водоотводу и (или) водопонижению и другим работам, выполняемым в котловане, а также возможность перемещения людей в пазухе котлована. Размеры выемок по дну в натуре должны быть не менее установленных в проекте. Схемы подбора геометрических размеров котлована, срезки растительного слоя и разработки грунта котлована при погрузке в автосамосвал показаны на рисунках 2 и 3.

При необходимости передвижения людей в пазухе расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью возводимого в котловане сооружения (кроме искусственных оснований трубопроводов, коллекторов и т.п.) должно быть в свету не менее 0,6 м.

При наличии грунтовых вод для ее удаления по периметру котлована устраивают водоотводящую канаву шириной по низу 500 мм и средней глубиной 0,3 – 0,5 м с зумпфами в углах поворота либо через 50 м по длине котлована. В этом случае расстояние между поверхностью откоса и боковой поверхностью конструктива может быть увеличено до 2,1 м. При значительном притоке грунтовых вод для осушения котлована необходимо устраивать водопонижение согласно специально разработанному проекту водопонижения.

При устройстве котлована разработка грунта экскаватором выполняется проходками, число и размеры которых определяются проектами производства работ. Различают лобовые и боковые проходки.

При лобовой проходке ось пути движения экскаватора совпадает с осью земляного сооружения или смещена относительно оси земляного сооружения, но ось экскаватора находится в площади поперечного сечения сооружения, как видно на рисунке 2.

На рисунке 3 изображена боковая открытая проходка, при которой экскаватор перемещается сбоку сечения котлована вдоль разрабатываемой полосы за пределами призмы обрушения и отрывает боковой и торцевой откосы.

При разработке грунта в зимнее время необходимо предварительно выполнить мероприятия по предотвращению замораживания грунта, укрыв пятно котлована утепляющим материалом. В случае разработки мерзлого грунта необходимо сначала его разрыхлить либо отогреть ТЭНами или теплогенераторами. Дно котлована подлежит защите от промораживания.

Выемки в грунтах, кроме валунных, скальных и элювиальных грунтов, меняющих свои свойства под влиянием атмосферных воздействий, необходимо разрабатывать, как правило, до проектной отметки с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработку грунта производить в два этапа: черновая и окончательная, выполняемая непосредственно перед возведением конструкций.

Разрабатывая грунт экскаватором типа обратная лопата, машинист экскаватора обязан стремиться полностью использовать конструктивные возможности машины и мощность двигателя в данных конкретных условиях. Резать грунт при наполнении ковша необходимо стружкой наибольшей толщины при максимальных оборотах двигателя, стремясь наполнить ковш с «шапкой» на сколько возможно короткими движениями ковша в грунте. Влажный грунт рекомендуется резать тонкой стружкой, чтобы устранить его налипание, при этом потери времени на резании компенсируются ускорением разгрузки ковша.

Ковш из грунта в забое выводится немедленно после достаточного его наполнения. Во время поворота платформы экскаватора к месту разгрузки ковш поднимается на разгрузочную высоту, а опорожнение его производится в момент, когда он находится над кузовом автосамосвала.

Доработка недобора грунта до проектной отметки производится средствами малой механизации с сохранением природного сложения грунтов основания либо вручную. Толщина слоя недобора зависит от применяемого типа ковша экскаватора. Доработка грунта в зимнее время производится непосредственно перед устройством фундаментов.

Восполнение переборов в местах устройства фундаментов и укладки конструкций выполняется местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного сложения основания или маслосжимаемым грунтом, модуль деформации которого составляет не менее 20 МПа. В просадочных грунтах II типа применение дренирующего грунта не допускается.

Способ восстановления оснований, нарушенных в результате промерзания, затопления, а также переборов глубиной более 0,5 м, необходимо согласовать с проектной организацией.

При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений проектом должны быть предусмотрены технические решения по обеспечению их сохранности.

В случае появления грунтовых вод необходимо предусмотреть сток воды по уклону котлована в зумпфы с последующей откачкой насосами.

В случае обнаружения не указанных в проекте коммуникаций, подземных сооружений или обозначающих их знаков земляные работы должны быть приостановлены, на место работы вызваны представители заказчика и организаций, эксплуатирующих обнаруженные коммуникации, и приняты меры по предохранению обнаруженных подземных устройств от повреждения. При невозможности установления эксплуатирующих организаций следует вызвать представителей местной администрации.

Все работы по водоотведению в процессе производства работ представлены в технологической карте на работы по водоотведению на период строительства.

Устройство основания

Основание для труб:

По спланированному и зачищенному дну котлована устраивают основание из ПГС.

ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают непосредственно в котлован, разравнивают и уплотняют электротрамбовками.

По окончании работы производят инструментальную проверку отметок подготовки и положение ее в плане и выполняют разбивку проектного положения блоков и звеньев.

Уклон поверхности щебеночной подготовки должен соответствовать проектному уклону с учетом заданного строительного подъема трубы.

ПГС, доставляемую автомобилями-самосвалами, разгружают в котлован, разравнивают бульдозером и уплотняют слоями по 20 см прицепным виброкатком или гружеными автомобилями-самосвалами. В процессе отсыпки и уплотнения основания устраивают строительный подъем лотка трубы.

После устройства основания приступают к устройству цементо-грунтовой перемычки. Основание под крайними звеньями разрыхляют вручную, добавляют в грунт цемент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбовками. Затем окончательно планируют основание и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.

Основание под железобетонные лотки

Производится бетонная подготовка под блоки железобетонных лотков из бетона из бетона В25.

Бетонные работы необходимо выполнять в соответствии с рабочей документацией и проектом производства работ при соблюдении СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003 (с Изменениями N 1, 2)», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть.1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть.2. Строительное производство», СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».

Укладку и уплотнение бетонной смеси производить в соответствии с требованиями СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», контроль по ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам», ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».

Сборка секций водоотводных устройств

Предварительную сборку секций делают либо на централизованной сборочной базе, либо на месте строительства трубы.

Перед началом работ по сборке секций проверяют маркировку, снимают упаковку с пакетов гофрированных элементов, окаймляющих уголков, вскрывают ящики с крепежными элементами, отбраковывают и выправляют погнутые места деревянным молотком. Болты, гайки, шайбы отбраковывают, сортируют и поднося г к месту сборки секций.

На спланированной площадке из элементов собирают звенья, а затем из звеньев-секции.

Звенья объединяют в секции соединительными элементами.

Соединительный элемент коротким торцом вводят на величину одного — четырех шагов а отверстий поперечных стыков в зазор между элементами звеньев и фиксируют болтами попе-речного стыка. Таким образом, продольные стыки в звеньях располагаются с взаимной сдвижкой на величину а. Величину сдвижки принимают постоянной для каждой трубы. При установке соединительных элементов 3-4 болта наживляют вначале в средних частях продольных и попе-речных стыков, затем устанавливают остальные болты, причем в крайних звеньях секций ставят примерно 40 % общего количества болтов и не затягивают их, что облегчает последующую центровку болтовых отверстий при объединении секций. Последними ставят болты в местах соединения трех гофрированных элементов.

Сборка гофрированных металлических труб

Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: все элементы трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку. Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, разложить ящики с крепежом вдоль оси трубы.

Монтаж трубы из секций

Перед монтажными работами все сборные элементы трубы осматривают, раскладывают вдоль оси трубы ящики с болтами и соединительные элементы.

Секции монтируют автомобильным краном, устанавливаемым на расстоянии 2,5 м от края котлована на аутригеры.

Монтаж трубы начинают с выходного оголовка. Секции трубы стропят обычным тросом с прокладкой из брезента в местах обхвата трубы. Стропы размещают на расстоянии четверти длины секций от их торцов.

Секции трубы устанавливают на спрофилированное основание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами секций (центрами отверстий попе-речных стыков) должно быть равно полезной ширине элемента. Затем приступают к стыковке секций труб стандартными соединительными элементами. Стыки выполняют внахлестку так же, как при объединении звеньев.

Каждый соединительный элемент укладывают так, чтобы один его торец находился на наружной поверхности секций, а другой — на внутренней.

Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром 3,5 м следует производить в соответствии с требованиями ОДМ 218.2.087-2017 “Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из спиральновитых металлических гофрированных труб”. Монтаж водопропускных гофрированных труб диаметром -.0-3.0 м следует производить в соответствии с требованиями Серии 3.501.3-186.09.

Сборку металлических гофрированных труб (МГТ) следует осуществлять согласно монтажной схеме, см. раздел 7.

При основании, спланированном без устройства ложа для МГТ диаметром до 3,0 м, допускаются монтаж МГТ рядом с проектной осью и последующая накатка ее в проектное положение. При спрофилированном основании секции трубы следует устанавливать краном и объединять на месте.

При сборке МГТ продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой – взаимной сдвижкой на величину а, равную одному – четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижки для каждой отдельной трубы принимать постоянной.

При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.

Затягивать болты следует электрическими гайковертами или пневматическими гайковертами, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

Допускается применение электрических гайковертов небольшой массы (2-3 кг), обеспечивающих величину момента затяжки 15-20 кгс/м.

При затяжке болтов необходимо следить за правильностью положения плосковыпуклых и плосковогнутых шайб. При сборке секций МГТ болты в продольных стыках следует ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться, чем облегчается постановка стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.

Сборку МГТ рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем.

По первой схеме МГТ следует наращивать стандартными элементами постепенно. Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12 продолжают сборку следующего участка МГТ, а в звене из элементов 5 и 6 производят установку и затяжку всех болтов.

По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину МГТ, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено. Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов. Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.

Устройство дополнительного защитного покрытия

В качестве основной меры антикоррозийной защиты всех стальных элементов принята горячая оцинковка из цинка марки Ц3 по ГОСТ380-94.

В качестве дополнительной антикоррозийной защиты наружную и внутреннюю часть трубы необходимо покрыть грунтом ЭКГ в два слоя для металлических труб, толщиной 0.05мм., в один слой для металлических гофрированных труб.

Для предотвращения металлических конструкций от образивного износа твердыми частицами, взвешенными в потоке, в трубе необходимо выполнить укладку защитного лотка из асфальтобетона с углом охвата 120 и толщиной равной высоте гофра плюс 2см. Защитный лоток выполнить из горячей а/б смеси, марки II, на битуме БНД 90/130 по ГОСТ 9128-97(для металлических гофрированных труб).

Перед нанесением грунтовки трубу очищают стальными щетками и ветошью, смоченной в бензине. Грунтовку наносят краскораспылителями С-562 или С-562А сразу после очистки трубы на сухую поверхность, избегая образования сгустков, подтеков, пузырей.

Антикоррозийная защита подробно описана в технологической карте на антикоррозийные работы.

Укладка водопропускных труб

Работы по укладке водопропускных труб в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Водопропускная труба укладывается с уклоном по течению водотока.

У гофрированных труб в оголовочной части для предотвращения фильтрации воды под трубу предусматривается устройство противофильтрационных перемычек-подушек заложенной на глубину промерзания 2,00 м.

Трубы укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине трубы. Строительный подъём назначается по дуге окружности.

После укладки труб на щебёночную подушку производится засыпка трубы. Засыпка производится с соблюдением требований, изложенных в ОДМ 218.2.001-2009, грунтом оптимальной влажности. Засыпать равномерно с обеих сторон трубы горизонтальными слоями толщиной 0,20м. Превышение грунта на одной из сторон допускается не более 0,2м. Уплотнение грунта засыпки производится грунтоуплотняющими машинами, а в непосредственной близости от трубы – ручными механизированными инструментами, после отсыпки разравнивания каждого слоя с обеих сторон трубы. Коэффициент уплотнения грунта должна быть не менее 0,98.

На входе и на выходе труб откосы и русло укрепляются каменной наброской.

Проектные данные для укладки труб

Засыпка трубы

Трубу засыпают после окончания монтажа и устройства защитного покрытия. Для защиты

от возможного повреждения во время осадков трубу обсыпают грунтом на высоту, превышающую диаметр трубы на 0,5 м.

Расстояние от бровки отсыпки до стенки трубы должно быть порядка двух диаметров, но не менее 4 м.

Для засыпки труб применяют щебенистые и гравелистые грунты с крупностью частиц до 50 мм, пески (за исключением пылеватых).

Запрещается применять для засыпки труб торф, ил, мелкий песок с примесью ила, илистые суглинки, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также жирные глины.

Засыпку водопропускной трубы ведут с тщательным уплотнением горизонтальными слоями толщиной 15-20 см по всей ширине насыпи. Отсыпают грунт автомобилями-самосвалами или экскаватором, разравнивают — бульдозером. Грунт отсыпают одновременно с обеих сторон трубы, не допуская разницы в уровнях засыпки более 20 см.

Послойное уплотнение призм грунта, исключая область в непосредственной близости от конструкции, производят гружеными автомобилями-самосвалами МАЗ-205 или МАЗ-503.

Плотность грунта засыпки должна быть не менее 95 % максимальной.

После возведение грунтовой призмы необходимо выполнить укрепление русел насыпи

щебнем или укрепление русла, откоса насыпи геотехнической решеткой

(ячейка 0.2х0.2х0.15 м) с засыпкой ячеек геотехнической решетки щебнем фракции 20-40 мм, М600, Н=0,20м.

Устройство водоотводных лотков

Работы по укладке лотков в проектное положение осуществляется при помощи автокрана. Лотки укладываются с уклоном по течению водотока.

Лотки укладываются при помощи автокрана, со строительным подъёмом, осуществляемым за счёт изменения толщины щебеночной подушки по длине лотка. Строительный подъём назначается по дуге окружности.

Работы по водоотведению подробно описаны в технологической карте № на работы по водоотведению на период строительства.

Укрепительные работы и устройство гасителя из каменной наброски при устройстве водоотводных сооружений

Порядок производства работ:

– разметка под выемку ;

– планировка поверхности механизированным способом;

– укладка нетканного геотекстильного полотна;

– устройство щебеночного основания из щебня фр. 20-40;

– отсыпка щебнем (М400) фракцией 70-120 мм толщиной 300 мм.

Работы по разработке котлована производить экскаватором. Планировку русла и откосов насыпи выполнять бульдозером.

Выемку корыта под устройство гасителя выполнять бульдозером. Планировку поверхности производить механизированным способом.

  1. Потребность в машинах и механизмах, технологической

Потребность в основных строительных машинах и механизмах определена на основании физических объёмов работ и эксплуатационной производительности машин и приведена в таблице 3.1.

Наименование Краткая характеристика Количество машин, шт
Автомобиль бортовой г/п не менее 10т
Автомобиль-самосвал г/п не менее 20т
Бульдозер
Экскаватор одноковшовый
Автокран
Трамбовка пневматическая
Автобетоносмеситель
Бетононасос

Предусмотренные перечнем марки и количество машин не являются строго обязательными при производстве работ и могут быть заменены другими с аналогичными техническими характеристиками.

  1. Состав бригады по профессиям

Состав бригад определён, исходя из проектных решений, технологии и условий строительства и приведён в таблице 4.1.

№ п/п Состав бригады Кол-во человек
1 Мастер
2 Геодезист
3 Машинист бульдозера
4 Машинист экскаватора
5 Машинист автокрана
6 Водитель самосвала
7 Землекопы
8 Водитель
9 Рабочий

Предусмотренные перечнем количество и разряд рабочих не являются строго обязательным, в зависимости от объемов работ может быть пополнен или уменьшен.

  1. Решения по охране труда, промышленной и пожарной безопасности

При устройстве насыпи необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в:

  • СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве. Часть II. Строительное производство»;
  • РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические документы».

Перед началом работ по устройству насыпи ответственный за проведения работ обязан провести инструктаж с машинистом бульдозера, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ.

Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.

В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.

Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разрешения на это ответственного за эксплуатацию машин.

Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необходимо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, затормозить, отвал опустить на землю. под гусеницы подложить упоры.

В кабине необходимо соблюдать чистоту.

При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интервал не менее 5 м.

Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтральное положение и выключить все приводы.

Рабочее место экскаватора

Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ.

Расстояние от наружного края гусеницы до бровки котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.

Для обратной лопаты забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

Техника безопасности во время работы экскаватора

На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.

Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

Нельзя открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическими предметами.

Во избежание несчастных случаев во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

Во время работы категорически воспрещается:

а) регулировать тормоза при поднятии ковша;

б) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора – застопорены.

Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напря женин 1 квт – 1,5 м; до 20 квт – 2 м; 35 – 110 квт-4м;> 154 -5м; 220 квт – 6 м и 330-500 квт – 9м.

Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

Дополнительные требования при работе экскаватора с обратной лопатой:

а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

б) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;

в) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

г) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы.

Наибольшую крутизну откосов котлованов, устраиваемых без креплений в однородных материковых связных грунтах естественной влажности, следует назначать в соответствии с таблицей 5.1:

Наибольшая крутизна откосов котлованов

Виды грунтов и их состояние Глубина выемки, м
до 1,5 до 3 до 5
угол в град. крутизна откоса угол в град. крутизна откоса угол в град. крутизна откоса
Насыпной 56 1:0,67 45 1:1,00 1 1:1,25
Песчаный и гравийный влажный (ненасыщенный) 63 1:0,50 45 1:1,0 45 1:1,0
Глинистые:
Супесь 76 1:0,25 56 1:0,67 50 1:0,85
Суглинок 90 1:0,00 63 1:0,50 53 1:0,75
Глина 90 1:0,00 76 1:0,25 63 1:0,50
Лессовидный сухой 90 1:0,00 63 1:0,50 63 1:0,50

Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок (котлованов, канав и т.п.) с незакрепленными откосами разрешается при соблюдении расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины не менее указанного в таблице 5.2:

Расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры

Глубина выемки Грунт не насыпной
песчаный и гравийный супесчаный суглинистый глинистый лессовый сухой
расстояние по горизонтали подошвы откоса до ближайшей опоры, м
1 1,9 1,9 1,4 1,4 1,4
2 3,4 3,4 2,4 2,4 2,4
3 4,9 4,9 3,4 3,4 3,4
4 6,4 6,4 4,4 4,4 4,4
5 7,9 7,9 5,6 5,4 5,4

Техника безопасности при передвижении экскаватора

Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.

Марка экскаватора Угол подъема в градусах
ХИТАЧИ 270 38

Во время движения экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5-0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с нагруженным ковшом запрещается.

Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться под наблюдением инженерно-технического работника.

Правила безопасного производства работ краном

До начала работ следует проверить техническое состояние инвентаря и приспособлений, тары, исправность стропов и канатов, тормозных устройств.

Выявленные в процессе осмотров и испытаний поврежденные грузозахватные приспособления и тара ДОЛЖНЫ ИЗЫМАТЬСЯ ИЗ РАБОТЫ.

Редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться и испытываться перед выдачей их в работу.

Данные осмотра канатов, стропов и тары заносятся в журнал осмотра стропов и тары 1 раз в 10 дней (тара 1 раз в месяц).

Краны до начала работ и через каждые 12 месяцев подвергают техническому освидетельствованию с проведением статических и динамических испытаний. Указанные работы выполняют механики, ответственные за технически исправное состояние.

Установка крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном, неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, запрещается.

Установка крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.

При установке крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся его инвентарной принадлежностью.

При выгрузке и перемещении грузов, при монтаже фундаментов резерв высоты над конструкциями транспортного средства и других препятствий должен быть не менее 0,5 м.

Запрещается: нахождение посторонних людей на разгрузочной площадке; при работе стропальщиков запрещается находиться под стрелой и грузом, вблизи вращающихся частей крана, между грузом и краном, между грузом и сооружениями, в кузове автомобиля при его погрузке и разгрузке.

Для подъема на груженый автомобиль следует использовать приставные инвентарные лестницы.

Сигнал машинисту крана о подъеме грузов должен быть подан только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (спустятся с транспортного средства или штабеля, уйдут из зоны перемещения груза).

При подъеме и перемещении грузов стропальщикам находиться в кузове автомобиля или на прицепе трактора или на штабеле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Стропальщик , подающий сигналы машинисту автокрана при перемещении грузов автокраном, должен иметь постоянный визуальный контакт с машинистом автокрана. До начала работ все стропальщики и автокрановщик должны взаимно проверить знание порядка обмена сигналами при перемещении грузов автокраном и оговорить однообразие знаковой сигнализации.

Расстроповка грузов и ж/б фундаментов должна производиться по сигналу старшего стропальщика, только после надежной укладки в штабель или на место монтажа.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ участвовать в погрузочно-разгрузочных работах водителям или другим лицам, не входящим в состав бригады.

В зоне проведения работ запрещается нахождение посторонних или не занятых непосредственно на этих работах лиц.

Ответственный за безопасное производство работ кранами, осматривает установку крана и делает запись в журнал крана, с указанием стропальщиков и их удостоверений.

Транспортирование бетонной смеси

При подъеме бетонной смеси кранами необходимо проверять надежность крепления

бадьи или контейнера к крюку крана, исправность тары и секторного затвора. Расстояние от низа бадьи или контейнера в момент выгрузки до поверхности, на которую происходит выгрузка, не должно быть более 1 м.

При подаче бетонной смеси ленточным транспортером следует его верхний конец располагать над грузоприемной площадкой на длину не менее 0,5 м.

Укладка бетонной смеси

Перед началом укладки бетонной смеси в опалубку необходимо проверить:

а) крепление опалубки, поддерживающих лесов и рабочих настилов;

б) крепление к опорам загрузочных воронок, лотков и хоботов для спуска бетонной смеси

в) состояние защитных козырьков или настила вокруг загрузочных воронок.

Пожарная безопасность

Освещение рабочих площадок должно производиться светильниками и прожекторами во взрывозащищенном исполнении, для местного освещения необходимо применять светильники во взрывозащищенном исполнении, напряжением не более 12 В.

На территории строительной площадки устанавливается необходимое количество пожарных щитов укомплектованных необходимым перечнем противопожарного инвентаря в соответствии с приложением №5 и №6 Правил противопожарного режима в РФ ППР утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г (огнетушитель порошковый, лом, багор, ведро, покрывало для изоляции очага возгорания).

Все работники должны проходить противопожарный инструктаж, а при необходимости обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Утвержденных Приказом МЧС России 12.12.2007г. №645, с обязательной записью в журнале инструктажа под подпись.

На месте производства работ запрещается курение, курение разрешено только в специально оборудованных и отведенных местах с обязательной установкой урн для окурков.

Охрана окружающей среды.

При выполнении работ необходимо выполнять требования по охране окружающей среды, предусмотренные ВСН 014-89 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды», РД-13.020.00-КТН-007-14.

В целях охраны окружающей среды при проведении выше указанных работ запрещается:

  • нарушать границы территорий, отведенных для строительства;
  • загрязнять окружающую среду строительными отходами;
  • нарушать естественную дренажную сеть;
  • проезд техники и транспорта в местах, не предусмотренных проектом производства работ;
  • не соблюдать требования местных органов охраны природы;
    • передвижение техники по временным подъездным и вдольтрассовым проездам должно осуществляться строго в соответствии с разработанной транспортной схемой раздела ПОС в соответствии с СП 86.13330.2012;
    • запрещается организация съездов/выездов на автодороги общего и не общего пользования;
    • в местах, не предусмотренных рабочей документацией, за исключением единичных случаев съездов/выездов на дороги общего пользования при наличии письменного согласования технического Заказчика;
    • запрещается передвижение техники в местах, не установленных транспортной схемой;
    • запрещается движение транспортных средств и спецтехники по землям лесного фонда, землям сельхозназначения и другим землям, не входящим в полосу отвода в соответствии с СП 36.13330.2012.
    • запрещается заправка транспортных средств, спецтехники и хранение ГСМ вне специально оборудованных мест, установленных ПОС.

Требования к подрядным организациям по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух:

-Запрещается использование неисправных транспортных средств, машин и механизмов;

-Запрещается использование техники, не прошедшей технический осмотр с контролем токсичности и дымности выхлопных газов;

-Запрещается перевозка сильнопылящих грузов при отсутствии тентов для укрытия кузовов машин;

-Запрещается длительная необоснованная производственной необходимостью работа техники на холостом ходу.

Требования к подрядным организациям по организации работ в области обращения с отходами:

  • Запрещается захоронение отходов в неустановленных местах как в пределах полосы отвода, так и за ее пределами;
  • Запрещается временное размещение и складирование отходов на незащищенный грунт;
  • Запрещается захламление полосы отвода и прилегающей территории отходами и остатками материалов, применяемых в процессе СМР;
  • Запрещается совместное складирование ТБО с производственными отходами (ломом чёрного и цветного металлов, обтирочным материалом, загрязнённым маслами, нефтесодержащими отходами и пр.);
  • Запрещается передача отходов (за исключением 5 класса опасности) организациям, не имеющим соответствующей лицензии в области обращения с отходами (в части обезвреживания и размещения);
  • Запрещается организация площадок временного накопления отходов в местах, не предусмотренных ПОС;
  • Запрещается допуск к обращению с отходами лиц, не прошедших специальную профессиональную подготовку;
  • Запрещается неселективный сбор отходов в нарушение утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  1. Схема операционного контроля качества

При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:

– толщину снимаемого плодородного слоя грунта;

– плотность грунта в основании земляного полотна;

– влажность используемого грунта;

– толщину отсыпаемых слоев;

– однородность грунта в слоях насыпи;

– уплотнение грунта в слоях насыпи;

Уплотнение грунта следует контролировать в каждом технологическом слое. Контроль плотности следует производить на глубине 8-10 см от уплотняемого слоя.

Отклонения от требуемого значения коэффициента уплотнения=0,98 в сторону уменьшения допускается не более чем 10% определений от общего числа и не более чем на 0,04.

Контроль влажности используемого грунта следует производить не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.

Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 22733-2002.

Для текущего контроля допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы.

Однородность грунта следует контролировать визуально. При изменении однородности грунта его тип, вид и разновидность следует определять по ГОСТ 25100-2011.

Ровность поверхности насыпи контролируется в трех точках не реже чем через 50м. Поверхность основания насыпи (земляного полотна) и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может застаиваться вода.

Организация контроля и надзор за его выполнением возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы.
Контроль качества включает в себя входной, операционный и приемочный.
Входному контролю подвергаются материалы, используемые при устройстве съездов, переездов, дорог: песчаная смесь, щебеночная смесь, водопропускная труба. Инертные материалы должны быть соответствующих фракций и не иметь посторонних включений. Столбы для ограждения должны иметь размеры, соответствующие проекту и изготовлены из сухой не гнилой древесины. Результаты контроля документируются.
В ходе операционного контроля, проводимого мастером или производителем работ, проверяется правильность и последовательность выполнения технологических операций, инструментально, в частности:
– соответствие проекту траншеи для водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (нивелир, тахеометр);
– правильность укладки водопропускной трубы (при устройстве переездов через водотоки (тахеометр, рулетка));
– толщина и уплотнение песчаной насыпи, (стальная рулетка, строительная лаборатория);
– надежность закрепления в материковом грунте столбов ограждения;
– ровность поверхности переездов, съездов, земполотна с соблюдением их проектного уклона и уклонов откосов (тахеометр).

Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует производить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.

Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м – также в промежутках между ними.

Ровность поверхности земляного полотна контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м. Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублении, в которых может застаиваться вода.

При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать инструментальными методами по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м:

– высотные отметки по оси дороги (нивелир);

– толщину слоя неуплотненного материала по его оси (линейка);

– поперечный уклон (тахеометр);

– ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);

– коэффициент уплотнения грунта (строительная лаборатория).

При выполнении контрольных работ разрешается применять новые быстродействующие приборы, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных приборов.

В соответствии с приложением 2 СНиП 3.06.03-85 следует производить оценку качества:

– отдельных видов работ (подготовка основания земляного полотна, возведение насыпей и разработка выемок, устройство водоотвода, присыпных обочин, слоев оснований и покрытий дорожных одежд);

– устройства конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, основания и покрытия дорожных одежд);

– строительно-монтажных работ по законченным строительством автомобильным дорогам или их отдельным участкам.

Оценку качества подготовительных и укрепительных работ, работ по устройству искусственных сооружений, строительству зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы, устройству обстановки и принадлежностей дороги следует производить в соответствии с действующими нормативными документами по вопросам оценки качества строительно-монтажных работ.

При производстве земляных работ следует соблюдать требования, приведенные в таблице 6.1(СП 48.13330.2011, табл. 6.3).

Требования при производстве земляных работ

Технические требования Предельные отклонения Контроль (метод и объем)
1. Отклонения отметок дна выемок от проектных (кроме выемок в валунных, скальных и вечномерзлых грунтах) при черновой разработке:

а) одноковшовыми экскаваторами, оснащенными ковшами с зубьями

Для экскаваторов с гидравлическим приводом +10 см Измерительный, точки измерений устанавливаются случайным образом; число измерений на принимаемый участок должно быть не менее:

10

2. Отклонения отметок дна выемок в местах устройства фундаментов и укладки конструкций при окончательной разработке или после доработки недоборов и восполнения переборов ± 5 см Измерительный, по углам и центру котлована, на пересечениях осей здания, в местах изменения отметок, поворотов и примыканий котлована, расположения колодцев, но не реже чем через 50 м и не менее 10 измерений на принимаемый участок
3. Вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований под фундаменты и земляные сооружения Должны соответствовать проекту. Не допускается размыв, размягчение, разрыхление или промерзание верхнего слоя грунта основания толщиной более 3 см Технический осмотр всей поверхности основания

Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

Схема операционного контроля качества работ приведена в таблице 6.2.

Схема операционного контроля качества работ

Наименование операций, подлежащих контролю Предмет, состав и объем проводимого контроля, предельное отклонение Способы контроля Измеритель-ный инструмент Время проведе-ния контроля Кто контро-лирует
Отклонение отметок дна котлована от проектных при черновой разработке +10 см Измерительный, не менее 10 точек на дне котлована Мерная лента, нивелир В ходе разработки Прораб

Геодезист

Отклонение отметок дна котлована от проектных после доработки недобора ±5 см Измерительный, по углам и центру котлована Мерная лента, нивелир -“- Прораб

Геодезист

Размеры котлована по дну не менее проектных Измерительный Мерная лента -“- Прораб

По окончанию выполнения земляных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта освидетельствования и приемки котлована с указанием его размеров в плане, профиле и абсолютных отметок дна.

К данному акту необходимо приложить Исполнительные схемы и Лабораторные заключения.

Исполнительные схемы составляются в одном экземпляре, в виде отдельных чертежей, на продольный профиль котлована и поперечные профили через каждые 20 м, за подписью главного инженера Подрядчика.

Лабораторные заключения (выполняемые специализированной аттестованной лабораторией на основании договоров подряда) представляются на:

  • уплотнение грунтов естественного основания;
  • соответствие фактического напластования грунтов;
  • отсутствие нарушений природных свойств грунтов.

Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СП 48.13330.2011.

Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ (согласно РД 11-05-2007).

На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ и Журнал авторского надзора проектной организации. Так же должны вестись журналы на специальные виды работ такие, как Журнал геодезического контроля, Журнал уплотнения грунта.

Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки

Наименование операций, подлежащих контролю Допустимые отклонения Способы контроля Время проведения Кто контролирует
Разбивка местоположения трубы Смещение оси трубы ±3 мм Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Геодезист,СКК
Разработка котлована глубина – 5 см
ширина – 10 см
Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Геодезист,СКК
Монтаж трубы смещение по высоте 10 мм
строительный уклон 0,01‰
Измерительный нивелир,рулетка В ходе разбивки Прораб,
геодезист,СКК
Отсыпка земляного полотна Качество, влажность и однородность грунта Визуально Не менее 3-х проб Прораб,СКК
Плотность грунта в слоях насыпи Толщина слоя ±2 см.

Количество проходов катка по следу.
не менее 0,95

Согласно Акта пробной укатки На захватке Прораб,СКК
Положение насыпи в плане и профиле Ширина верха з/п. ±15 см.
Попереч. уклоны ±0,010‰.
Размещение оси ±20 см.
Высотные отметки ±510 см.
Уменьш. кр. откоса до 10%.
ось – бровка з/п. ±10 см
Инструментальный промер ,нивелир, теодолит в 3-х точках на съезде Прораб,
геодезис,СКК
Укладка скального грунта толщина – 15 мм;
ширина – 6 м;
поперечные уклоны 0,005‰;
высотные отметки – 5 см
Инструментальный промер ,нивелир, теодолит в 3-х точках на съезде Прораб,
геодезис,СКК
Разметка центров ям под сигнальные столбики глубина ям до ±20 мм;
смещение оси в плане ±10 мм
Измерительный, шаблон Каждая яма Прораб,
геодезист,СКК
Установка сигнальных столбиков высотные отметки верха ±10 мм Измерительный На длине 10 м Прораб,
,СКК “

Контроль качества за выполнением работ осуществляет СКК в лице инженера по качеству.

Производство работ без присутствия представителя службы контроля качества подрядчика и заказчика не допускается.

Все работы по бетонированию и устройству опалубки выполнять в соответствии с ОР-91.200.00-КТН-235-10

Операционный контроль качества бетонных работ

Наименование

работ

Объект, параметры контроля Метод и объем

контроля

Приборы

контроля

Документы, обязательны е к наличию

заполнению на этапах работ

Выдача

последующие работы

1 2 3 4 5 6 7
1 Бетонирование. Транспортирование бетонных смесей к месту укладки
1.1 Подгото

й смеси

Наличие документов удостоверяющих качество работ по:

– обеспечению нормируемой подвижности бетонной смеси для конкретной конструкции.

– Качество основания и поверхностей под укладку бетонных смесей, в том числе в местах устройства рабочих швов – отсутствие грязи, снега, льда, цементной пленки.

– Точности установки анкеров, в том числе с применением кондукторов.

– Полнота оформления исполнительной документации.

100% по каждому

документу

Рулетка 5 м, 50 м. 1.Общий журнал работ

2.Журнал технического надзора за строительством

4.Подпись и штамп ТН в актах на скрытые

замечаний и

Разрешение на укладку бетонной смеси
1.2 Укладка бетонно й смеси 1. Последовательность укладки бетонной смеси

2. Уплотнение бетонной смеси вибраторами.

перерыва в бетонировании между укладкой смежных слоев без образования рабочего шва.

4. Устройство рабочих швов

5. Высота свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку.

6. Толщина укладываемых слоев бетонной смеси.

7. Подвижность бетонных смесей при методе бетонирования.

8. Прорезкадеформационных шво 9. Полнота оформления исполнительной документации.

Визуально 100%

100% по каждому элементу

1.3 Выдерж ка и

уход за бетоном

1. Защита бетона в период твердения от переувлажнения и высыхания.

2.Поддержка температурного режима с созданием условий, обеспечивающих нарастание прочности бетона

3. Полнота оформления исполнительной документации.

Визуально 100%

документу

Рулетка 5 м, 50 м, Контактный термометр

Контроль качества работ производит инженер строительного контроля организации службы контроля качества.

Требования к порядку проведения строительного контроля подрядной организации

Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.

Датой начала выполнения работ по строительному контролю СКК является дата начала выполнения СМР подрядной организацией в соответствии с графиком производства СМР.

СКК должен проводить строительный контроль в процессе каждого технологического этапа работ. Результаты выполнения строительного контроля ежедневно фиксируются в журнале работ и журнале замечаний и предложений. Журнал строительного контроля подрядной организации оформляется в соответствии с приложением Д ОР-91.040.00-КТН-097-18.

Требования к организации службы контроля качества подрядной организации

Письменное уведомление со стороны начальника участка (потока) строительного подрядчика ответственных представителей заказчика и органа СК на месте производства работ за время, достаточное для мобилизации специалистов СК заказчика, но не менее чем за 1 календарный день, о начале выполнения новых этапов и видов строительно-монтажных работ, об изменении количества бригад (колонн), выполняющих работы, сменности выполняемых работ, о необходимости проведения освидетельствования скрытых работ, а также о других случаях, требующих изменения численного и/или квалификационного состава специалистов СК заказчика, с указанием ответственных представителей органа строительного подрядчика и представителей службы контроля качества строительной подрядной организации.

Проверка наличия своевременного оформления соответствующих изменений рабочей документации, проведения соответствующей экспертизы изменений рабочей документации в соответствии с ОР-91.200.00-КТН-080-16.

Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения по форме приложения Г в случаях, указанных в п.7.2.16, выданного специалистом СК заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.

Запрещается выполнение следующих этапов работ без разрешения СК, без предъявления предыдущего этапа, без АОСР.

Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.

Функции строительной подрядной организации

1) Уведомление заказчика и органа СК о необходимости проведения контрольных мероприятий по приемке выполненных работ за 3 рабочих дня в случае необходимости

предъявления работ, которые требуют наличия специализированного

2) Предъявление законченных технологических операций представителям органам СК заказчика и получение письменного разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях оформление и подписание АОСР (если это предусмотрено проектной рабочей документацией).

3) Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.

Своевременное и качественное оформление исполнительной документации согласно составленному заказчиком на основании ОР-91.010.30-КТН-156-15 перечню.

  1. Схема производства работ

Схема разработки грунта котлована экскаватором, оборудованным

ковшом обратная лопата при лобовой проходке

1 – экскаватор; 2 – автосамосвал; 3 – рабочий ход экскаватора; 4 – ось движения автосамосвала; 5 – геодезический знак закрепления осей; 6 – ограждение котлована; 7 – контур монолитной фундаментной плиты; 8 – лестница для спуска в котлован; 9 – граница опасной зоны

Схема разработки грунта котлована экскаватором, оборудованным ковшом обратная лопата при боковой открытой проходке

1 – экскаватор; 2 – автосамосвал; 3 – рабочий ход экскаватора; 4 – ось движения автосамосвала; 5 – геодезический знак закрепления осей; 6 – ограждение котлована; 7 – лестница для спуска в котлован; 8 – граница опасной зоны

Схемы сборки гофрированных металлических труб

Источник

Читайте также:  Трубы ппу sdr 17 что такое sdr 17