Меню

Технология изготовления монтажных узлов из неметаллических труб



Технология изготовления монтажных узлов из неметаллических труб

Монтаж неметаллических трубопроводов имеет некоторые особенности, которые вытекают из свойств этих материалов.

Одним из обязательных требований является то, что к монтажу неметаллических трубопроводов следует приступать после окончания всех работ по монтажу оборудования, стальных трубопроводов, а также штукатурных и отделочных строительных работ.

Полиэтиленовые, винипластовые и фторопластовые трубопроводы монтируют из готовых элементов и узлов. При монтаже полиэтиленовых и винипластовых трубопроводов необходимо следить за надежным креплением арматуры к строительным конструкциям, точным соблюдением расстояний между креплениями и соблюдением требуемых по проекту расстояний (в свету) от горячих трубопроводов.

Во избежание повреждений и провисаний при прокладке труб, транспортирующих среды свыше +40° С, горизонтальное крепление должно быть сплошное по всей длине трубопровода; в этих случаях применяют лотки и желоба из уголков или дерева. Для трубопроводов, транспортирующих среды с температурой ниже +40 С, могут быть использованы металлические или пластмассовые крепежные скобы и подвески, которые должны плотно облегать трубы, но не врезаться в материал труб . Между металлическими скобами и трубами рекомендуется вставлять прокладки из резины, войлока или другого мягкого материала. При горизонтальной прокладке труб крепления устанавливают через интервалы: не более 1,5 м для трубопроводов с условным проходом до 50 мм и не более 3 м — для трубопроводов с условным проходом свыше 50 мм.

При вертикальной прокладке труб длиной более 2 м, чтобы исключить осадку (под собственным весом и весом жидкости), крепежные скобы устанавливают непосредственно под раструбом фасонной части. Арматура должна иметь самостоятельное крепление на специальных конструкциях, что предохраняет трубопровод от провисания и повреждений в процессе его эксплуатации. При проходе трубопровода через стены перекрытия и другие строительные конструкции устанавливают металлические патроны с закругленными концами. Зазор между трубой и патроном заделывают белой льняной прядью или другим мягким уплотнителем, не пропитанным маслом или жирами.

Уложенные участки пластмассовых трубопроводов рекомендуется соединять при наиболее высокой температуре дня.

Расстояние между полиэтиленовыми или винипластовыми и горячими трубопроводами должно быть не менее 100 мм.

Если в условиях эксплуатации возможны механические повреждения трубопроводов, их защищают металлическими, деревянными или сетчатыми ограждениями.

При транспортировании продуктов с температурой от +60 до +90° С трубопроводы необходимо заключать в кожух из стальных труб.

Врезать новый участок трубопровода рекомендуется на раструбных муфтах, которые соединяют с трубой контактной сваркой. Подземную прокладку полиэтиленовых и винипластовых трубопроводов выполняют в каналах, лотках и траншеях. Поднимают и опускают трубы, элементы и узлы, как правило, с помощью легких передвижных кранов или талей. Стропуют трубы и детали с применением прокладок из досок, брезента и резины.

Трубы и фасонные детали из полиэтилена и винипласта, имеющие местные повреждения, можно ремонтировать с помощью накладок. Отклонения от прямолинейности собранных трубопроводов разрешается исправлять, предварительно подогревая их горячим воздухом.

Отличительной особенностью монтажа трубопроводов из фаолита, стекла, фарфора и керамики является то, что предварительно производят сборку труб и деталей в элементы и .узлы небольших габаритных размеров, так как эти материалы хрупкие и требуют осторожного обращения в особенности при подъемно-транспортных операциях. Монтируют трубопроводы обычно по месту из фасонных деталей, поставляемых специализированными заводами вместе с трубами.

Фаолитовые трубопроводы укладывают в металлические желоба или деревянные лотки, а также на жесткие конструкции с увеличенной опорной поверхностью. Для предохранения от случайных повреждений трубопроводы, укладываемые на высоте до 2,5 м от уровня пола и в каналах, сверху защищают съемными деревянными щитами или металлической сеткой. Соединяют фаолитовые трубы и отдельные детали между собой посредством разъемных накидных фланцев. При сборке фланцевых соединений их параллельность проверяют щупом. Так как фаолит хрупкий, перекос труб и фланцев при их соединении не допускается. Болты фланцевых соединений затягивают постепенно и равномерно.

Монтаж стеклянных, фарфоровых и керамиковых трубопроводов начинают с установки арматуры, от которой прокладывают остальные элементы. Арматуру крепят самостоятельно к подвескам или кронштейнам металлическими скобами, что предохраняет трубопровод от повреждения под действием веса арматуры.

1. Как монтируют трубопроводы из полимерных материалов?

2. В чем заключается отличительная особенность монтажа трубопроводов из стекла, фарфора и керамики?

Все материалы раздела «Монтаж трубопроводов» :

Источник

Технология изготовления монтажных узлов из неметаллических труб

Источник: Б.Ф. Белецкий, «Технология и механизация строительного производства» 2003
Статья подготовлена и представлена в цифровом виде компанией «SBH COTPAHC»

Содержание статьи:

1. ВИДЫ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Для прокладки сетей водоснабжения и водоотведения рекомендуется в первую очередь использовать неметаллические трубы, учитывая их преимущества перед металлическими. Главным недостатком металлических, особенно стальных, труб является их недолговечность при эксплуатации вследствие их коррозии. Применяемые в настоящее время различные меры защиты труб от коррозии лишь замедляют этот разрушительный процесс, но полностью остановить его не могут. Скорость разрушения стенок стальных труб вследствие коррозии иногда достигает 1 мм толщины стенки в год и если иметь в виду, что для устройства систем водоснабжения и водоотведения используют трубы с толщиной стенки порядка 8— 10 мм, то можно подсчитать довольно низкий срок службы стальных труб, что и подтверждается практикой. И это еще без учета воздействия на трубы электрокоррозии от воздействия блуждающих токов, образующихся вблизи трасс движения электротранспорта (электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус и др.) или вблизи линий ЛЭП высокого напряжения. Указанные блуждающие токи вызывают так называемую «точечную» коррозию, в результате чего в трубе образуются сквозные отверстия, которые выводят водопроводы из строя за очень короткое время. Хотя имеются способы защиты труб от электрокоррозии, но не всегда удается полностью предотвратить подобное разрушение стальных труб.
Вторым не менее важным недостатком стальных труб при использовании их в системах водоснабжения является то, что при эксплуатации с течением времени они внутри «зарастают» отложениями, шероховатость внутренних стенок труб увеличивается и, соответственно, возрастают гидравлические сопротивления, а вследствие этого пропускная способность водоводов снижается. Попытка ее восстановления путем увеличения напора за счет замены насосов насосной станции на более мощные, приводит часто к порывам на сетях трубопроводов и отключению водопотребителей. На ликвидацию аварий расходуется много средств, труда и материальныхресурсов.
Кроме этого в случае применения стальных труб для систем водоснабжения, а иногда и водоотведения происходит нерациональное использование дефицитного металла, из которого можно было бы изготовить узлы и детали различных машин и механизмов, вместо того, чтобы в виде труб его закапывать в землю и обрекать на сравнительно быстрое разрушение грунтовой и электрокоррозией.Источник статьи: www.sbh.ru
Учитывая все это, Госстрой РФ принял решение о преимущественном использовании для сетей водоснабжения и водоотведения различных видов неметаллических труб, не подвергающихся коррозии и не зарастающих внутри.
Сортамент неметаллических труб, используемых в водопроводном строительстве, включает различные их виды, в том числе: керамические, асбестоцементные, бетонные и железобетонные, полиэтиленовые, винипластовые и др. Поскольку сортамент неметаллических и металлических труб приводится в специальных справочниках (см. список литературы), в данном учебнике он не приводится.
Статья подготовлена и представлена в цифровом виде компанией «SBH COTPAHC»


2. МОНТАЖ КЕРАМИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ

Керамические трубопроводы в основном служат целям водоотведения и являются безнапорными, т.е. самотечными. Поэтому при прокладке таких труб особую важность приобретают требования укладки их точно по проектному уклону.
Перед укладкой доставленные на строительство керамические трубы подвергают приемке и проверке их качества. При этом следят, чтобы трубы имели круглую форму сечения (овальность ствола и раструба трубы не должна превышать установленных пределов). Они по всей длине должны быть прямолинейными, не иметь трешин и отколов. Торцовые плоскости труб должны быть перпендикулярными. Трубы, имеюшие трудноустранимые дефекты, отбраковывают.
Укладка трубопровода. Монтаж керамических трубопроводов ведут как отдельными трубами, так и укрупненными звеньями (секциями) в две, три, пять труб при общей длине секции не более 8 м. Укладку трубопроводов производят снизу вверх по уклону, начиная от смотрового колодца раструбами против течения сточной жидкости (см. рис. 18.5).
Укладка трубопроводов отдельными трубами. Трубы укладывают на подготовленное и тщательно спланированное основание с соблюдением заданного уклона по ходовой визирке. Первую трубу укладывают на полушку (основание) смотрового колодца раструбом вверх, т.е. «от колодца». Закрепив надежно первую трубу, укладывают последующие, соединяя их с помощью раструбов. Правильность уклонов проверяют нивелиром, а прямолинейность оси в горизонтальной плоскости шнуром. Лотки уложенных труб должны совпадать и не образовывать уступов. Опускаемую трубу заводят гладким концом в раструб уложенной трубы, оставляя зазор 5-6 мм для труб диаметром до 300 мм и 8-9 мм для труб большего диаметра. Стыковые соединения трубопроводов из керамических труб уплотняют пеньковой смоляной или битумизированной прядью с последующим устройством замка из асфальтовой мастики, цементного раствора или асбестоцементной смеси. Прядь обвивают вокруг трубы не менее двух раз, а затем уплотняют конопаткой (без ударов молотком). Она при этом должна занимать 1/3-1/2 раструба (рис. 19.1, а), а остальную его часть заполняют мастикой. Доставленную на место работ мастику перед заливкой подогревают до температуры 160— 170°С. Для удобства заливки стыков к трубам крепят специальные металлические обоймы (рис. 19.1, б), состоящие из двух шарнирно соединенных половинок. Обойму смазывают тонким слоем глины (чтобы не прилипала мастика) и устанавливают на трубу вплотную к раструбу. Стык заливают без перерыва через летник с одной стороны, чтобы с другой выходил воздух. После остывания мастики в стыке обойму снимают. Пример стыка труб с заделкой цементным раствором показан на рис. 19,1, в.
Укладка трубопроводов звеньями. Для ускорения процесса укладки труб в траншею и заделки их стыков производят их предварительную укрупнительную сборку в звенья (секции) по две, три и пять труб. Укладка звеньев из двух-трех труб диаметром до 250 мм может быть осуществлена вручную. При укладке звеньев труб больших диаметров применяют стреловые краны и специальные траверсы, которые обеспечивают горизонтальное положение звеньев при опускании.
Для ускорения работ по заделке стыков при сборке звеньев на трассе или по укладке отдельных труб в траншею иногда к керамическим трубам приделывают заранее кольца конической формы из асфальтовой мастики на внутренней поверхности раструба и на внешней поверхности другого конца трубы (рис. 19.1, д). Перед стыкованием таких труб асфальтовые кольца в раструбе и на концах труб покрывают расплавленным горячим битумом или обильно смазывают каким-либо растворителем (бензином, бензолом), размягчающим поверхность мастиковых колец. Благодаря конической форме прилитых асфальтовых колец и размягченности их поверхности возможно свободное соединение труб так называемым холодным способом. После испарения растворителя и отвердения размягченной мастики получается прочный и герметичный стык труб. Общая схема прокладки трубопровода из керамических труб приведена на рис. 19.2.

Читайте также:  Можно ли строить дом над газовой трубой

3. МОНТАЖ АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Приемка и проверка качества труб. Трубы должны поставляться заводами-изготовителями комплексно с муфтами и резиновыми уп- лотнительными кольцами. Все трубы и муфты при поступлении на приобъектный склад должны быть тщательно проверены и при обнаружении дефектов отбракованы. К месту монтажа завозят только те трубы, муфты и другие соединительные части, которые прошли осмотр и приемку.
Раскладка труб вдоль траншеи перед монтажом производится на расстоянии не ближе 1 м от ее бровки. Трубы диаметром до 150 мм допускается раскладывать на трассе в штабеля высотой до 1 м, располагаемых друг от друга на расстоянии не более 100 м. Муфты также раскладывают в штабеля. Трубы больших диаметров доставляют непосредственно к месту укладки и раскладывают на берме траншеи таким образом, чтобы в процессе трубоукладочных работ не возникало необходимости в дополнительных их перемещениях вдоль траншеи.
Монтаж напорных трубопроводов на рабочее давление до 0,6 МПа ведут с применением двухбуртных асбестоцементных муфт и с уплотнением их резиновыми кольцами круглого сечения, а на давление до 0,9 МПа — с применением таких же муфт и резиновых колец или чугунных фланцевых муфт с резиновыми кольцами. При монтаже асбоцементных напорных трубопроводов на давление до 1,2 МПа трубы соединяют только на чугунных фланцевых муфтах с резиновыми кольцами.
Монтаж трубопроводов из труб малых диаметров (до 150 мм) ведут в основном вручную с опусканием их, а также соединительных частей на дно траншеи без всяких приспособлений, если глубина ее не превышает 3 м. При более глубоких траншеях, имеющих крепления, трубы опускают с помощью каната или мягкого троса, продетого в трубу. Трубы диаметром 200-300 мм переносят со штабелей и опускают на дно неглубокой траншеи на лямках, а при глубине траншеи более 3 м и креплениях — с помощью продетого через трубу каната или мягкого троса. Трубы диаметром более 300 мм укладывают по возможности ближе к бровке траншеи, после чего подкатывают к бровке и опускают с помощью автомобильных или пневмоколесных кранов (рис. 19.3, а). В целях ускорения монтажа труб малых и средних диаметров их до укладки укрупняют в секции по несколько штук (до четырех), а затем опускают их в траншею краном с помощью специальных траверс (рис. 19.3, б), исключающих возможность нарушения герметичности муфтовых стыковых соединений.
Монтаж трубопроводов на асбестоцементных двухбуртных муфтах с резиновыми кольцами круглого сечения производят в такой последовательности. Вначале на конец ранее уложенной трубы надевают муфту и резиновое кольцо, а на конец присоединяемой укладываемой трубы — второе резиновое кольцо. Муфту надевают так, чтобы ее более широкий край (с рабочим скошенным буртиком) был обращен к стыку. После того как муфта и резиновое кольцо надеты, укладываемую трубу вплотную придвигают к ранее уложенной (рис. 19.3, и) и производят их центрирование. Отцентрированные трубы фиксируют присыпкой грунтом в средней части, а затем на концах труб мелом намечают места установки колец до начала и после окончания монтажа стыка (рис. 19.3, в). Монтаж муфт производят с помощью специальных приспособлений — рычажного домкрата (см. рис. 19.3, е) или, если необходимо большее усилие, винтового домкрата и винтового натяжного устройства (см. рис. 19.3, ж). Основные этапы монтажа муфтового соединения труб показаны на рис. 19.3, в—д. Правильность положения резиновых колец после монтажа муфты проверяют шаблоном или линейкой. Кольца должны располагаться за рабочим буртиком.
Монтаж трубопроводов на асбестоцементных муфтах САМ с резиновыми самоуплотняющимися кольцами фигурного сечения получил в последнее время широкое распространение. Монтаж труб на муфтах САМ производят двумя способами. При первом (рис. 19.4, а, 6) на укладываемую трубу надвигают муфту до сделанной на этой трубе отметки на расстоянии (L-C)/2 от торца трубы, где L длина муфты, C — размер зазора между трубами (рис. 19.4, а), после чего с помощью монтажного приспособления трубу вместе с муфтой придвигают в сторону уложенного трубопровода до тех пор, пока конец последней уложенной трубы не войдет в муфту на глубину (L-C)/2 (рис. 19.4, б). Для того чтобы в процессе монтажа муфта не сдвинулась, у ее торца устанавливают упорный (переносной) хомут. При втором способе (рис. 19.4, в, г) на укладываемую трубу муфту надвигают на всю ее длину (рис. 19.4, в), а затем трубу центрируют с рацее уложенной и с помощью монтажного приспособления муфту укладываемой трубы передвигают на уложенную до имеющейся на ней отметки (L—C)/2 (рис. 19.4, г).

Рис 19.3. Способы монтажа трубопроводов из асбестоцементных труб :
а — монтаж отдельных труб ; 6 монтаж секций из нескольких труб краном с помощью специальной траверсы ; в , г , д этапы монтажа муфтового соединения труб ( в — разметка стыка и начальное положение первого резинового кольца ; г промежуточный этап монтажа и начальное положение второго кольца ; д — стык в смонтированном состоянии ); е — рычажный натяжной домкрат ; ж — винтовой домкрат ; 1 трубы ; 2 — двухбуртная муфта ; 3 — строп ; 4 крюк крана ; 5 кран ; 6 — траверса с мягкими полотенцами ; 7 — первое резиновое кольцо ; 8 — второе кольцо ; 9 — места заделки цементным раствором ; 10 станина с зажимом ; 17 — рычаги ; 12 тяги ; 13 захваты ; 14 распорная планка ; 75 —затяжной винт ; 16 рукоятка ; 17 —корпус ; 18 винты ; 19 планка ; 20 — зажимы ; 21 — лапки

Рис. 19.4. Монтаж асбестоцементных труб на муфтах САМ с резиновыми самоуплотняющимися кольцами:
1 — укладываемая труба ; 2 — упорный хомут ; 3 — муфта САМ ; 4 резиновое копьцо ; 5 — уложенный трубопровод ; 6 переносная штанга ; 7 — корпус ; 8 — тяга ; 9 —захват ; 10 рычаг ; 11 стяжной винт ; 12 упорный башмак ; 13 — рейка

При этих двух способах монтажа муфта может быть первоначально надетой и на уложенную трубу. Для обеспечения требуемого зазора между соединяемыми трубами применяют переносную штангу (рис. 19.4, д), удаляемую из трубы после монтажа стыка. Для монтажа стыковых соединений асбестоцементных труб наряду с показанным на рис. 19.3, ж винтовым домкратом используют также рычажный домкрат (рис. 19.4, е) и рычажно-реечное приспособление (рис. 19.4, ж). В целях механизации данного процесса применяют также специальное устройство, выполняющее захват и опускание труб в траншею, а также стыковку их с помощью муфт САМ. Устройство является сменным навесным оборудованием к одноковшовому экскаватору и с его помощью можно вести монтаж труб диаметром 300-500 мм. Эффективным также является навесное оборудование к трактору «Беларусь» типа «механическая рука», которое захватывает трубу с надетой муфтой, опускает на дно траншеи, центрирует и надвигает муфту на ранее уложенную трубу. Источник статьи: www.sbh.ru
Устройство для монтажа муфтовых и раструбных трубопроводов (рис. 19.5) выполнено в виде подвешенной к стреле крана рамы с размещенными в ее средней части торцовым управляемым цилиндром, торцовым захватом подачи трубы и по концам — челюстными захватами трубы и трубопровода. Каждый из захватов представляет собой шарнирно присоединенные к раме двуплечие рычаги и воздействующий на них силовой цилиндр.
На раме укреплены получающие движение от силовых цилиндров кривошипно-шатунные механизмы.
Для обеспечения центрирования к раме продольно снизу прикреплены центрирующие швеллеры, взаимодействующие с трубопроводом и трубой перьями своих полок. Для предварительной ориентации устройства с трубой относительно трубопровода предназначены кронштейны, укрепленные на раме.
Монтаж трубопроводов на чугунных муфтах с резиновыми кольцами круглого и трапециевидного сечения производят с соблюдением правил устройств фланцевых соединений, т.е. путем постепенного завинчивания гаек, расположенных на концах взаимно перпендикулярных диаметров, с тем, чтобы не произошло перекоса фланцев. После разметки на уложенную асбестоцементную трубу надевают один фланец, одно резиновое кольцо и втулку муфты. Перед укладкой следующей трубы на нее также надевают фланец и резиновое кольцо, а затем после укладки ее на дно траншеи переходят к сборке стыка. Степень уплотнения резины регулируется натяжением болтов при подтягивании гаек в установленном порядке.

Рис. 19.5. Устройство для монтажа асбесто цементных труб:
1 челюстные захваты трубы ; 2 — кривошип ; 3 — силовой цилиндр ; 4 рама ; 5, 12 центрирующие швеллеры ; б — направляющие ; 7 — горизонтальный стержень ; 8 — кронштейны ; 9 — стрела крана ; 10 ролик ; 11 роликовая дорожка ; 13 труба ; 14 торцевой управляемый силовой цилиндр ; 15 торцевой захват ; 16 толкающие винты ; 77 — муфта ; 18 — трубопровод

Монтаж безнапорных трубопроводов ведут с применением безнапорных асбестоцементных труб и цилиндрических муфт. При этом вначале на ранее уложенную трубу надевают цилиндрическую муфту, предварительно сделав разметку фактического положения ее после сборки стыка, на каждом из концов соединяемых труб. Укладываемую трубу опускают в траншею и придвигают к уже уложенной, оставляя зазор как и при двухбуртных муфтах, после чего ее центрируют и выверяют по визирке, шнуру и отвесу. Далее на конец этой трубы устанавливают разъемный деревянный шаблон, на который надевают муфту, чтобы середина ее находилась нал стыком, а шаблон заходил в муфту на половину ее длины. В зазор между муфтой и ранее уложенной трубой закладывают пеньковую смоляную прядь и уплотняют ее конопатками. Оставшуюся часть стыкового зазора заделывают асбестоцементным раствором. После заделки половины стыка снимают шаблон и заделывают вторую половину стыка со стороны вновь уложенной трубы. При прокладке безнапорных трубопроводов на цилиндрических муфтах трубы соединяют с заделкой асфальтовой мастикой или цементным раствором без чеканки, но для получения стыка повышенной прочности цементный или асбестоце-ментный раствор зачеканивают.

4. МОНТАЖ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Бетонные и железобетонные трубы укладывают на естественное или искусственное основание. Стыки напорных труб (раструбные или муфтовые) заделывают резиновыми уплотнительными кольцами, а безнапорных (раструбные или фальцевые) смоляной или битумизированной прядью, асбестоцементным или цементным замком, а также асфальтовой мастикой. Перед укладкой труб в траншею их так же, как и муфты, в ходе приемки подвергают наружному осмотру для выявления дефектов и проверки размеров.
Статья подготовлена и представлена в цифровом виде компанией «SBH COTPAHC»

Бетонные и железобетонные трубы раскладывают вдоль траншеи различными способами (перпендикулярно к траншее, под углом и др.), выбор которых зависит от типа и грузоподъемности применяемых монтажных кранов.
Монтаж напорных трубопроводов. Напорные трубопроводы монтируют из раструбных и гладких железобетонных напорных труб на муфтовых соединениях, что вносит разнообразие в технологию работ по их прокладке.
Монтаж трубопроводов из раструбных труб ведут в такой последовательности: доставка труб и раскладка их вдоль траншеи, подача их на место укладки, подготовка конца трубы и установка на него резинового кольца; введение его вместе с кольцом в раструб ранее уложенной трубы; придание уложенной трубе проектного положения- окончательная заделка стыка; предварительное испытание готового не засыпанного участка трубопровода (а при трубах больших диаметров только стыковых соединений); засыпка этого участка; окончательное его испытание.
Монтаж труб ведут стреловыми кранами, причем трубы с бермы траншеи подают раструбами вперед по ходу монтажа и обязательно против течения жидкости. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанавливают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум-трем трубам при их соединении в раструб. Рекомендуемая схема расстановки механизмов, рабочих-монтажников и раскладки труб при монтаже трубопроводов показана на рис. 19.6, а. При укладке трубы вначале по шаблону отмечают на ее гладком конце глубину заводки его в раструб уложенной трубы. Установив кран посередине укладываемой трубы и застропив ее полуавтоматическим захватом (рис 19.6, г, в, д) или с помощью стропов, либо траверсы, трубу подают в траншею (рис. 19.6, д, е).

Рис 19.6. Основные рабочие операции при монтаже трубопровода из железобетонных раструбных труб:
а — общая схема организации работ ( Т -1, Т -2, Т -3, Т -4, Т -5 — рабочие места трубоукладчиков ); б — разметка гладкого ( втулочного ) конца трубы шаблоном ; а , г — строповка трубы и опускание ее в траншею с помощью клещевого захвата ; д введение гладкого конца трубы в раструб ; е — выверка положения трубы в плане по вешкам ; ж — центрирование трубы ; з — инвентарная вешка с отвесом ; и натяжное устройство ; 1 — трубы ; 2 кран ; 3 — траншея ; 4 клещевой захват ; 5 — уложенная раструбная труба ; 6 — укладываемая труба ; 7 приямки ; 8 — лестница ; 9 — неподвижные визирки ; 10 переносная ( ходовая ) визирка ; 11 инвентарные вешки ; 12 натяжной винт ; 13 балка ; 14 — тяга ;15 распорка

На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавливают и на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего заводят ее в раструб ранее уложенной трубы и опускают на подготовленное основание. При этом особое внимание уделяют центрированию втулочного конца вводимой трубы с резиновым кольцом относительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы.
Для выверки положения укладываемой трубы на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на обшей линии визирования с двумя неподвижными визирками на обносках (рис. 19.6, е, ж). После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, освобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к выверке положения трубы в плане. С этой целью устанавливают по отвесу инвентарные вешки (рис. 19.6, з): одну из них на конец укладываемой трубы, а другую — на ранее уложенную. По установленной в колодце или на смонтированном участке трубопровода неподвижной вешке проверяют правильность укладки трубы в плане (рис. 19.6, е). При необходимости ее смещают в нужную сторону.
В заключение с помощью натяжного приспособления (рис. 19.6, и) вводят гладкий конец трубы в раструб ранее уложенной, следя при этом за равномерностью закатывания резинового кольца в раструбную шель, При этом нельзя допускать, чтобы торец втулочного конца был задвинут в раструб до полного упора; между ними должен быть оставлен зазор (для чего и делается разметка), причем для труб диаметром до 1000 мм — величиной 15 мм, а для труб больших диаметров — 20 мм. Соединив трубы, снимают натяжное приспособление и подбивают трубу с боков грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным его уплотнением ручными трамбовками.

Рис. 19.7. Способы монтажа раструбных напорных железобетонных труб и применяемые для этого приспособления:
1 — уложенная и укладываемая труба; 2 — полухомут; 3 — резиновое кольцо; 4 — трос; 5,6 — упорная и рабочая балки; 7 — натяжной винт; 8 — фрикционно-храповое устройство; 9 — шарнирный хомут; 10 — регулировочные винты; 11,12 — опорная и подвижная крепстовины; 13 — трещотка; 14 — бетонный упор; 15 — гидроцилиндры; 16 — маслопровод; 17 — насос; 18 — кран-трубоукладчик; 19 — раструб; 20 — рычажная лебёдка; 21 — блоки; 22 — трос к лебёдке; 23 — упорный брус; 24 — бульдозер или трактор; 25 — ковш экскаватора; 26,29 — съёмный и ремонтный хомуты; 27 — опорная обойма; 28 — толкатель; 30 — ремонтно-резиновое кольцо; 31 — болты; 32 — траверса; 33 — рычаги; 34 — пластина; 35 — зажимные колодки; 36 — захват для труб; 37 — крюк

При монтаже трубопроводов из раструбных железобетонных труб наиболее трудоемкой операцией является введение втулочного конца трубы с резиновым кольцом в раструб ранее уложенной. Для облегчения ее применяют различные приспособления, устройства и механизмы. В частности, используют двух-трехтросовые наружные натяжные приспособления (рис. 19.7, а, б), реечные и гидравлические домкраты (рис. 19.7, в), внутренние натяжные приспособления, рычажные и шестеренчатые лебедки (рис. 19.7, г, д), бульдозеры и экскаваторы (рис. 19.7, е, ж).
Для монтажа труб диаметром 500, 700, 900 мм применяют также универсальное гидравлическое приспособление (рис. 19.7, и), которое закрепляют на трубе, а затем вместе с нею опускают в траншею. Проверив точность центрирования трубы и правильность расположения резинового кольца, трубу под действием хода гидроцилиндра стыкуют с трубопроводом. Источник статьи: www.sbh.ru
При выборе способа монтажа труб учитывают наличие необходимого оборудования и механизмов, а также условия строительства трубопровода. Монтаж труб с помощью бульдозера (рис. 19.7, е) может производиться в том случае, если бульдозер используется при планировке (зачистке) дна траншеи, т.е. когда совмещаются эти две операции. Монтаж труб диаметром 1000—1200 мм в траншеях шириной по дну 2,2 м осуществляют с помощью бульдозера Д-159Б (рис. 19.8). Для монтажа труб небольших диаметров (до 500 мм) трестом Центроспецстрой изготовлен малогабаритный бульдозер на базе трактора Т-548 с шириной отвала 1,25 м. Способ монтажа трубопровода с помощью внутреннего натяжного устройства рекомендуется применять для труб диаметром 800 мм и более.

Рис. 19.8. Монтаж железобетонных труб диаметром 1000—1200 мм с помощью бульдозера:
1, 2 —уложенная и укладываемая трубы ; 3 —бульдозер Д -159 Б ; 4 — монтажный кран ( Э -652 Б ); 5 — раскладка труб

Монтаж трубопровода с помощью ковша экскаватора (см. рис. 19.7, ж) ведут при прокладке труб в водонасыщенных грунтах или в стесненных городских условиях строительства, когда траншею отрывают по мере прокладки труб, и экскаватор, расположенный рядом, используется для их монтажа поворотом ковша.
Применяемые средства механизации монтажа железобетонных и бетонных трубопроводов зависят в основном от типа стыкового соединения и диаметра труб. Тип стыкового соединения определяет технические требования к монтажному оборудованию, а диаметр труб и размеры траншеи — возможные схемы размещения монтажного оборудования и вытекающие отсюда технологические схемы производства монтажных работ.
Основными техническими требованиями к оборудованию для монтажа труб на резиновых уплотнительных кольцах являются: обеспечение соосности труб и создание необходимого осевого усилия для их стыковки. При монтаже труб с раструбно-винтовым соединением дополнительно нужно обеспечить завинчивание укладываемой трубы в ранее уложенную. Для монтажа труб с зачеканкой стыковых соединений следует обеспечить механизированное уплотнение волокнистых материалов в раструбной щели.
Монтаж бетонных и железобетонных труб в настоящее время ведут в основном по двум технологическим схемам. При первой применяют навесное оборудование к крану-трубоукладчику для выполнения всех операций: захвата трубы на берме и ее спуска на дно траншеи, центровки укладываемой трубы к уложенному участку трубопровода и стыковки труб. Вторая схема предусматривает выполнение центровочных и стыковочных операций перемешающейся по дну траншеи базовой машиной с соответствующим оборудованием. Каждая из этих схем имеет свои области применения, обусловленные длиной и диаметром труб и шириной траншеи.
Существующие методы монтажа железобетонных труб (особенно больших диаметров 1000, 1200 мм) не обеспечивают точной соосности при монтаже укладываемой и ранее уложенной трубы. Обычно укладываемую трубу поддерживают на весу грузоподъемным механизмом, а другим механизмом (трактором, экскаватором) создают продольное усилие, обеспечивающее ввод гладкого конца в раструб уложенной трубы. При этом, как показывает опыт, очень сложно обеспечить в стыке одинаковый кольцевой зазор между поверхностью гладкого конца трубы и внутренней поверхностью раструба, из-за чего резиновое кольцо, находящееся в этом зазоре, защемлено не одинаково по периметру труб. Поэтому резиновое кольцо не перекатывается равномерно по мере входа в раструб, а иногда перекручивается что недопустимо. Сложно также обеспечить необходимый зазор в стыке между трубами, так как вдвигание трубы происходит до соприкосновения их в раструбе, часто без какого-либо контроля.

Рис. 19.9. Схемы навесного устройства для монтажа железобетонных труб на резиновых ушютнительных кольцах (а), навесного оборудования для монтажа труб с раструбно-винтовым соединением (б) и траншейной машины для монтажа раструбных труб (в):
1 упор — фиксатор ; 2 — фиксаторы трубы ; 3, 9 гидроцилиндры ; 4 траверса ; 5 — скоба ; 6 — втулка направляющая ; 7 — шток ; 8 — труба , ранее уложенная ; 10 захваты ; 11 труба укладываемая ; 12 фиксатор клиновой ; 13 рама ; 14 привод вращения и осевой подачи трубы ; 15 роликовые захваты ; 16 захват ранее уложенной трубы ; 17 труботолкающая поперечная балка на горизонтальной раме ; 18 грейферный ковш лриямкокопателя ; 19 наклонная стрела приямкокопателя ; 20 — плужный ложекопатель ; 21 дорожные уплотнители ; 22 — ложе ; 23 — приямок ; 24 окно для пропуска ковша в забой ; 25 пассивный боковой рассеиватель ; 26 отвал

Навесное оборудование для механизированного монтажа железобетонных труб, исключающее указанные недостатки, разработано Тульским политехническим институтом совместно с трестом Тула-спецстрой и другими организациями. Такое навесное оборудование (рис 19.9, а) для монтажа железобетонных напорных труб на резиновых уплотнительных кольцах конструктивно выполнено в виде грузо- несущей балки с подвеской к крюку крана-трубоукладчика. На балке размещены два захвата укладываемой трубы, захват ранее уложенной и привод горизонтальной подачи укладываемой трубы. Устройство имеет простую конструкцию и надежно в работе.
Гидропривод осуществляется от гидросистемы крана-трубоукладчика и рассчитан на давление до 10 МПа. При этом усилие в гидроцилиндре стыковки достигает 95000 Н. Из-за большой разницы в массе труб различных диаметров разработаны четыре варианта такого навесного оборудования: для труб диаметром 500; 600 и 700; 800 и 1000; 1200-1400 мм, а переналадку с одного диаметра на другой в каждом варианте производят с помощью сменных деталей. Масса навесного оборудования для труб с диаметром 1200 мм, представленного на рис. 19.9, а, составляет 900 кг.
Для монтажа труб диаметром 900 мм Ярославским институтом ПТИОМЭС разработано навесное оборудование к крану-трубоукладчику ТГ-124. Его длина 5600, ширина и высота 1640 мм. масса 940 кг.
Для механизации монтажа железобетонных напорных труб со стальным сердечником типа РТНС разработано навесное оборудование, включающее неподвижную и подвижную рамы. В неподвижной раме установлен гидроцилиндр, шток которого связан с кулачковой штангой, воздействующей при перемещении штока на все механизмы оборудования. На подвижной раме жестко закреплен упор-захват, за которым расположен механизм с клещевым захватом.
Для монтажа железобетонных безнапорных труб с раструбно-вин- товым соединением разработано специальное навесное оборудование (рис. 19.9, б), которое состоит из рамы, роликовых захватов укладываемой трубы, захвата ранее уложенной трубы. К раме жестко прикреплены упоры, сопрягаемые с раструбом и втулочной частью уложенной трубы.
Краном-трубоукладчиком навесное оборудование подводят к укладываемой трубе и фиксируют ее в роликовых захватах. Затем навесное оборудование с трубой перемещают и опускают в траншею, подводят к ранее уложенной трубе, которую фиксируют захватом. С помощью привода вращения и осевой подачи производят ввинчивание укладываемой трубы в раструб ранее уложенной.
Для механизированной зачеканки раструбных труб волокнистыми материалами используют специальное устройство, которое содержит съемный узел зачеканки, состоящий из чеканов в виде лепестков, присоединенных к трехсекционному роликовому колесу, жестко закрепленному на трехсекционном корпусе. Корпус вращается на роликах трехсекционного захвата. Для осуществления зачеканки съемный узел устанавливают на навесном оборудовании. Перед монтажом на трубу перед лепестками укладывают прядь пеньки или другого волокнистого материала. После опускания в траншею с помощью гидроцилиндров торец трубы вводят на требуемое расстояние в раструб ранее уложенной. Включают гидромотор, лепестки начинают вращаться, одновременно поступательно вводятся в раструбную щель и производят вращательным движением зачеканку волокнистого материала.
Трестом Спецтяжтрансстрой разработано устройство для механизированной заделки стыков раструбных труб большого диаметра. В этом устройстве чеканочная втулка снабжена вибровозбудителями, что обеспечивает повышенное качество запрессовки волокнистого материала в раструбную щель соединяемых труб.
Конструктивная схема специальной траншейной машины для монтажа раструбных труб приведена на рис. 19.9, в. Машина включает базовый трактор с подвешенной впереди него труботолкающей поперечной балкой и размещенными на противоположных торцевых сторонах плужным ложекопателем и приямкокопателем, выполненным в виде продольно наклоненной стрелы и свободно подвешенного к ее оголовку грейферного ковша.
Основные требования, предъявляемые к качеству монтажа железобетонных трубопроводов: в процессе стыковки необходимо проверять равномерность размещения резинового кольца и его закатывания. Если наблюдается в некоторой части окружности отставание необходимо «припудрить» в этом месте кольцо цементом, исключить дальнейшее неравномерное закатывание кольца. Источник статьи: www.sbh.ru
Кольца в щели раструбных и муфтовых соединений должны быть обжаты на 40-50 % толщины их сечений. Нельзя допускать их перекручивания. При нарушении герметичности (водонепроницаемости) стыков их ремонтируют, для чего устанавливают дополнительные резиновые кольца или их отрезки на дефектное место с помощью специального съемного хомута (см, рис. 19.7, з).
Монтаж трубопроводов с муфтовыми стыковыми соединениями. После центровки и проверки правильности укладки труб по шнуру, отвесу и визирке на концах соединяемых труб делают разметку рисками, определяющими начальное положение резиновых колец, расстояния а и б При монтаже труб муфту устанавливают в исходное положение так, чтобы ее торец с рабочей стороны совпадал с нанесенной на трубе риской. Резиновое кольцо размещают около рабочего кольца муфты, которое затем с помощью конопатки вводят а коническую щель муфты заподлицо с ее торцом. Одновременно на вторую трубу надевают другое резиновое кольцо, размещая его на расстоянии б от ее торца.
Далее с помощью монтажных приспособлений муфту продвигают в сторону стыкуемой трубы с одновременным закатыванием первого резинового кольца. По достижении муфтой на второй трубе риски б от ее торца в щель муфты вводят второе резиновое кольцо, благодаря чему обеспечивается необходимое конечное положение резиновых колец в стыке и его водонепроницаемость. Последовательность монтажа стыков труб с применением безбуртовых и однобуртовых муфт показана на рис. 19.10.
Расстояние а, б и их фиксирующие конечное положение муфты и резиновых колец расстояния в, г, д приведены в табл. 19.1.
Безнапорные раструбные и муфтовые трубы соединяют с зазором между гладким концом трубы и поверхностью раструба, равным 10 и 15 мм для труб диаметром соответственно 700 и более 700 мм. Монтаж безнапорных трубопроводов из раструбных и муфтовых труб с уплотнением резиновыми кольцами ведут теми же методами, что и напорных. Заделку стыков пеньковой прядью производят путем конопатки раструба на половину его глубины двумя-тремя витками просмоленной или битуминизированной пеньковой пряди с зачекан-кой асбестоцементной смесью (30 % асбеста, 70 % цемента).
Монтаж трубопровода из фальцевых безнапорных труб сопряжен с необходимостью заделки фальцевых стыков. Стыки труб диаметром более 1000 мм заделывают по всему периметру пеньковой прядью и затирают цементным раствором состава 1 : 1 с устройством снаружи пояса из этого раствора.
Монтаж труб краном с помощью монтажной скобы ведут в такой последовательности: размечают положение трубы на основании; стропуют трубу и опускают ее в траншею; укладывают трубу на основание и выверяют ее положение; конопатят смоляной прядью и заделывают цементным раствором; обертывают стык арматурной сеткой и смоноличивают его. Стыки труб диаметром 2000-4000 мм, укладываемых на бетонное и железобетонное основание, заделывают торкретом по арматурной сетке.

Рис. 19.10. Монтаж стыков труб с применением безбуртовых (а) и однобуртовых (б) муфт:
I — первая стадия монтажа и начальное положение первого резинового кольца ; II вторая стадия и начальное положение второго резинового кольца ; III — конечное положение муфты и резиновых колец в смонтированном стыке

Таблица 19.1 Расстояния при разметке положения муфты и резиновых колец перед началом монтажа (а,б) и от торцов муфты до резиновых колец в смонтированном стыке (в,г,д) — см.рис. 19.10

Источник