Сварка труб с силикатно-эмалевым покрытием
8.6.1 В процессе сборки и сварки технологических трубопроводов, не связанных с транспортом нефти и нефтепродуктов из труб с силикатно-эмалевым покрытием, необходимо полностью выполнять рекомендации предприятия-изготовителя данных труб, для чего в операционные технологические карты по сварке должны быть внесены специальные указания. При отсутствии специальных требований сварку следует выполнять в соответствии с требованиями настоящего документа.
8.6.2 Торцы труб и соединительных деталей на стадии их подготовки должны быть очищены от загрязнений на расстоянии 100 мм от кромок, обезжирены с помощью ацетона и просушены.
8.6.3 В процессе подготовки труб и соединительных деталей к сборке необходимо производить их подбор таким образом, чтобы отклонения внутренних диаметров стыкуемых труб были минимальными.
8.6.4 На подготовленные притупления и внутренние поверхности концов труб нанести валик из шликера (эмалевой фритты) шириной от 5 до 10 мм, толщиной от 1,5 до
2 мм. Затем просушить шликер с помощью газовой горелки при температуре не более 100 °С (высушенный шликер имеет белый цвет). Допускается нанесение шликера на предварительно нагретые кромки стыков. Состав шликера следует выбирать аналогичным составу эмали труб. При разрушении шликера операцию повторить.
8.6.5 Сборка труб и труб с соединительными деталями должна производиться встык без зазора, на сборочных приспособлениях, центраторах, без рихтовки кромок соединяемых элементов.
8.6.6 Геометрические размеры подготавливаемых кромок свариваемых труб, фасонных деталей и сварных швов должны соответствовать схеме представленной на рисунке 8.1. Фаски труб и соединительных деталей должны иметь угол скоса кромок 30 +2,5 ° и притупление, равное 2 +0,5 мм.
| |
Рисунок 8.1 – Геометрические параметры сварных соединений труб с
силикатно-эмалевым покрытием с повышенным усилением
8.6.7 Сборку стыков труб и труб с соединительными деталями следует выполнять с установкой прихваток. Длина прихваток должна быть от 15 до 30 мм, а высота не должны превышать 3,0 мм. Количество прихваток должно быть не менее трех по периметру стыка. Прихватки должны быть тщательно очищены от шлака и подвергнуты внешнему осмотру. Прихватки с недопустимыми дефектами сварки (сплошным проваром, надрывами, порами, трещинами и др.) должны быть удалены абразивным инструментом и выполнены вновь. Начало и конец каждой прихватки должны быть зачищены шлифовальной машинкой (абразивным кругом) до плавного перехода.
8.6.8 В процессе сборки стыков должно быть исключено попадание влаги и других загрязнений в места сопряжения соединяемых элементов. Перед нанесением прихваток следует произвести предварительный подогрев до температуры от 50 °С до 70 °С. Во избежание повреждений нанесенного в заводских условиях внутреннего силикатно-эмалевого покрытия, предварительный подогрев должен проводиться с обязательным контролем температуры.
8.6.9 Процесс сварки должен обеспечивать оплавление ранее нанесенного шликера и сплавление его с основной эмалью трубы за счет регулирования теплового вложения в сварочную ванну.
8.6.10 Зажигание (возбуждение) дуги следует выполнять в разделке кромок сварного соединения или на ранее выполненной части шва. Запрещается возбуждать дугу и выводить кратер на основной металл за пределы разделки кромок.
8.6.11 Ожоги поверхности основного металла сварочной дугой не допускаются. При их появления они должны быть зачищены абразивным инструментом на глубину от 0,3
до 0,5 мм. При этом толщина стенки трубы в месте шлифовки не должна быть выведена за пределы минусового допуска.
8.6.12 Каждый последующий слой многослойного шва следует выполнять после тщательной очистки предыдущего слоя от шлака и брызг металла. Участки шва с порами, трещинами и раковинами должны быть удалены до наложения последующих слоев.
8.6.13 Начало и конец швов надлежит выводить на наплавленный металл при условии тщательного заплавления кратера и последующей его зачистки абразивным инструментом.
8.6.14 Прожоги в процессе наложения первого слоя шва не допускаются.
8.6.15 Геометрические параметры и типы сварных соединений труб с силикатно-эмалевым покрытием представлены на рисунке 8.1.
Тип соединения определяется проектной организацией.
Сварные швы труб выполняемые на подкладке должны соответствовать требованиям настоящего документа (раздел 11).
8.6.16 Сварные соединения труб с силикатно-эмалевым покрытием должны иметь притупление от 2,0 до 2,5 мм, собираться встык без зазора и свариваться ручной дуговой сваркой покрытыми электродами с конструктивным непроваром величиной не более 10 % толщины стенки трубы.
Каждый последующий слой выполняется после остывания предыдущего слоя до температуры от 50 °С до 60 °С.
8.6.17 Швы с повышенным усилением сварного шва должны выполняться с усиливающим валиком в соответствии с рисунком 8.1 (а).
8.6.18 По окончании сварки поверхности швов должны быть очищены от шлака и брызг.
8.6.19 Параметры усиления швов должны быть отмечены в исполнительной схеме с указанием их порядкового номера.
8.6.20 Сварка (прихватка) стыков проводится электродами с основным видом покрытия на постоянном токе обратной полярности. Направление сварки методом – «на подъем». Для труб из сталей класса прочности до К54 следует использовать электроды
типа Э50А по ГОСТ 9467 или типа Е7016 по AWS A5.1 [13]. Режимы ручной дуговой сварки труб с силикатно-эмалевым покрытием приведены в таблице 8.5.
Таблица 8.5 – Режимы ручной дуговой сварки труб с силикатно-эмалевым покрытием
№ п/п | Сварочные слои | Диаметр электрода, мм | Сварочный ток, А | |
Нижнее положение сварки | Вертикальное положение сварки | Потолочное положение сварки | ||
Первый корневой | 2,5/2,6 | От 65 до 75 | От 70 до 80 | От 80 до 90 |
3,0/ 3,2 | От 80 до 90 | От 90 до 105 | От 100 до 110 | |
Заполняющие и облицовочные | 2,5/2,6 | От 70 до 80 | От 70 до 85 | От 80 до 90 |
3,0/ 3,2 | От 80 до 90 | От 90 до 100 | От 90 до100 |
8.6.21 Увеличение геометрических размеров швов не является дефектом при условии обеспечения плавного перехода от оси шва к основному металлу.
Источник
Инструкция по сварке эмалированных труб
Инструкция по сварке эмалированных труб
1. Приготовление пасты гранулята эмали.
1.1. В случае появления на дне тары плотного осадка, перемешать шликер в упаковке до однородного состояния.
1.2. Отлить в отдельную полиэтиленовую или стеклянную ёмкость необходимое для работы количество шликера. Расход пасты на сварку одного стыка составляет 10-50 г. в зависимости от диаметра свариваемых труб.
1.3. Добавить в шликер жидкое стекло в количестве 1-2 капель на 100г. пасты.
1.4. Перемешать пасту до получения сметанообразной консистенции и запить в шприц или тубу для нанесения валика пасты на стык труб.
2. Подготовка концов труб
2.1 С помощью абразивного круга и шлифмашинки удалить заусенцы и окалину с торцов труб.
2.2 Ветошью, смоченной в ацетоне или растворителе №647 обезжирить поверхность внутренней и внешней стороны трубы на расстоянии не менее 30 мм. от торца. Сушить на воздухе.
3. Нанесение пасты.
3.1 Нанести шприцом пасту на внутреннюю (эмалированную) поверхность трубы валиком шириной 2-3 мм. и высотой 1-2 мм. по всему периметру. Паста наносится на самый край, прилегающий к торцевой поверхности трубы. При попадании пасты на торец, она должна быть аккуратно удалена ветошью.
3.2 Выдержать трубу с нанесенным валиком в течение 5-10 мин. на воздухе — для стабилизации пасты.
4. Сушка покрытия.
4.1 Сушка пасты может осуществляться как в естественных условиях, так и с помощью калорифера, газовой горелки, печей и других нагревательных приборов. При ускоренной сушке, первоначально должны быть плавно разогреты участки трубы на расстоянии 100-200 мм. от торца, а затем торец до температуры не более 150°С до полного удаления влаги, при этом вскипание покрытия недопустимо.
5. Сварка стыков
5.1 Контролировать отсутствие пасты и окалины на торцах труб и целость валиков пасты на внутренней поверхности.
5.2 С помощью кондуктора аккуратно состыковать свариваемые торцы труб. Выполнить прихватку в нескольких точках по периметру.
5.3 Произвести сварку стыка труб сплошным швом, подобрать ток таким образом, чтобы температура металла в зоне шва непосредственно после сварки составляла 850-950°С.
5.4 В случае, если температура сварки недостаточна для полного оплавления пасты, необходимо прогреть зону стыка до 900-950°С с помощью газового резака.
5.5 Контролировать качество сварного шва.
Примечание: При транспортировании, перегрузке, укладке труб с эмалевым покрытием должны быть приняты меры по исключению ударов, падений, деформации поверхности заготовок, результатом которых может быть повреждение эмалевого покрытия.
Источник
Инструкция по сварке труб с внутренним эмалевым покрытием
Инструкция по сварке эмалированных труб
Инструкция по сварке эмалированных труб
1. Приготовление пасты гранулята эмали.
1.1. В случае появления на дне тары плотного осадка, перемешать шликер в упаковке до однородного состояния.
1.2. Отлить в отдельную полиэтиленовую или стеклянную ёмкость необходимое для работы количество шликера. Расход пасты на сварку одного стыка составляет 10-50 г. в зависимости от диаметра свариваемых труб.
1.3. Добавить в шликер жидкое стекло в количестве 1-2 капель на 100г. пасты.
1.4. Перемешать пасту до получения сметанообразной консистенции и запить в шприц или тубу для нанесения валика пасты на стык труб.
2. Подготовка концов труб
2.1 С помощью абразивного круга и шлифмашинки удалить заусенцы и окалину с торцов труб.
2.2 Ветошью, смоченной в ацетоне или растворителе №647 обезжирить поверхность внутренней и внешней стороны трубы на расстоянии не менее 30 мм. от торца. Сушить на воздухе.
3. Нанесение пасты.
3.1 Нанести шприцом пасту на внутреннюю (эмалированную) поверхность трубы валиком шириной 2-3 мм. и высотой 1-2 мм. по всему периметру. Паста наносится на самый край, прилегающий к торцевой поверхности трубы. При попадании пасты на торец, она должна быть аккуратно удалена ветошью.
3.2 Выдержать трубу с нанесенным валиком в течение 5-10 мин. на воздухе — для стабилизации пасты.
4. Сушка покрытия.
4.1 Сушка пасты может осуществляться как в естественных условиях, так и с помощью калорифера, газовой горелки, печей и других нагревательных приборов. При ускоренной сушке, первоначально должны быть плавно разогреты участки трубы на расстоянии 100-200 мм. от торца, а затем торец до температуры не более 150°С до полного удаления влаги, при этом вскипание покрытия недопустимо.
5. Сварка стыков
5.1 Контролировать отсутствие пасты и окалины на торцах труб и целость валиков пасты на внутренней поверхности.
5.2 С помощью кондуктора аккуратно состыковать свариваемые торцы труб. Выполнить прихватку в нескольких точках по периметру.
5.3 Произвести сварку стыка труб сплошным швом, подобрать ток таким образом, чтобы температура металла в зоне шва непосредственно после сварки составляла 850-950°С.
5.4 В случае, если температура сварки недостаточна для полного оплавления пасты, необходимо прогреть зону стыка до 900-950°С с помощью газового резака.
5.5 Контролировать качество сварного шва.
Примечание: При транспортировании, перегрузке, укладке труб с эмалевым покрытием должны быть приняты меры по исключению ударов, падений, деформации поверхности заготовок, результатом которых может быть повреждение эмалевого покрытия.
способ сварки эмалированных труб с внутренней защитой сварного стыка
Классы МПК: | B23K31/02 пайка или сварка B23K101/34 изделия с покрытием |
Автор(ы): | Хайдарова Анна Александровна (RU) , Гнюсов Сергей Федорович (RU) , Советченко Борис Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский политехнический университет (RU) |
Приоритеты: |
Изобретение относится к способу сварки эмалированных труб и может быть использовано при защите сварных швов труб от коррозии при строительстве и ремонте трубопроводов, предназначенных для транспортирования продуктов нефтепереработки, различных агрессивных сред и воды. С внутренней стороны по концам труб приваривают кольца из коррозионно-стойкой стали. Соединение труб осуществляют способом импульсно-дуговой сварки с длительностью протекания тока импульса Ти=230. 270 мс, длительностью протекания тока паузы Тп=240. 280 мс. Для сварки используют аустенитные электроды, имеющие химический состав, близкий к составу коррозионно-стойкой стали. Преимуществами способа являются его простота, повышение качества сварки двухслойных труб, обеспечение сохранности эмалевого покрытия на внутренней поверхности труб с одновременным обеспечением защиты от коррозии сварных швов. 2 ил., 1 табл.
Рисунки к патенту РФ 2344910
Изобретение относится к сварке, а именно к способам импульсно-дуговой сварки, и может быть использовано для защиты сварных труб от коррозии при строительстве и ремонте трубопроводов, предназначенных для транспортирования продуктов нефтепереработки, различных агрессивных сред, воды и т.д.
В настоящее время в качестве защитных покрытий широко применяют лакокрасочные материалы, преимущественно на полимерной основе или стеклоэмали.
Однако при строительстве магистральных трубопроводов трубы с таким покрытием имеют низкую коррозионную стойкость в области сварных швов. Это связано с тем, что при сварке эмалевые покрытия выгорают, образуя в области сварного стыка зону, подверженную коррозии.
Проблему защиты от коррозии внутренней поверхности сварных стыков трубопроводов с термочувствительным покрытием в настоящее время решают несколькими способами.
Известен способ соединения эмалированных труб (патент RU №2080510, оп. 1997.05.27), в котором внутри труб в зоне стыка устанавливают втулку с внутренним эмалевым покрытием, на наружной поверхности которой выполнена кольцевая проточка и заодно с телом втулки радиальные упорные выступы. Между проточкой втулки и внутренней поверхностью труб образована полость, заполненная материалом с адгезионными свойствами.
Недостатком данного способа защиты является сложность выполнения соединения, необходимость применения дорогостоящих втулок из дефицитных материалов, невозможность сборки труб в полевых условиях.
Известно изобретение, в котором вместо втулок к концам труб приваривают специальные соединительные кольца (Заявка Европейского патентного ведомства №114058, МКИ F16L 58/18, 1984). Данное решение обеспечивает противокоррозионную защиту внутренней поверхности сварного стыка. Основным недостатком данного способа является проблема сварки разнородных сталей.
Известен способ сварки эмалированных труб, выбранный в качестве прототипа, заключающийся в приваривании втулок к стальным трубам, в V-образной обработке кромок труб под сварку, в сборке, нанесении эмали и соединении труб путем сварки. При этом сварку труб выполняют двумя сварными швами. Первый, корневой, выполняют по толщине, равной 0,8 суммарной толщины трубы втулки. Второй производят при охлаждении корневого шва (Патент RU 2202457 оп. 2003.04.02).
Задачей изобретения является получение качественного сварного соединения при обеспечении надежной защиты внутренней поверхности сварного стыка от коррозии.
Способ сварки эмалированных труб включает приваривание колец из коррозионно-стойкой стали с внутренней стороны по концам стальных труб. Далее производят V-образную обработку кромок труб и сборку под сварку. Соединение труб выполняют аустенитными электродами импульсно-дуговой сваркой. Длительность протекания тока импульса 230-270 мс. Длительность протекания тока паузы 240-280 мс. Аустенитные электроды имеют химический состав, близкий к составу коррозионно-стойкой стали.
На фиг.1 изображено соединение эмалированных труб в разрезе.
Соединение содержит две трубы 1 и 2 с приваренными к внутренней поверхности труб кольцами 3, 4 толщиной b=2 мм из стали 08Х18Н10Т. Соединение труб осуществляют с помощью способа импульсно-дуговой сварки аустенитными электродами, имеющими химический состав, близкий к составу стали 08Х18Н10Т.
На фиг.2 показана форма импульсов тока, применяемых при сварке. Сила тока импульса (Iи) равна 145 А, сила тока паузы (Iп) равна 45 А.
При меньшей длительности тока импульса независимо от марки применяемых электродов происходит образование шлаковых включений в наплавленном металле, которое является дополнительным концентратором напряжений в биметаллическом сварном соединении.
При большей длительности тока импульса вводится большая погонная энергия, сравнимая с энергией при постоянном питании дуги, что приводит к образованию крупных дендритов с малой разориентировкой, проходящих через всю толщину сварного шва.
В Таблице показаны результаты исследований по влиянию параметров режима импульсно-дуговой сварки на структуру и свойства сварного соединения. Оптимальным режимом импульсно-дуговой сварки является режим с длительностью протекания тока импульса Ти=230. 270 мс и длительностью протекания тока паузы Тп=240. 280 мс. При таком способе сварки получаемая структура первичной кристаллизации имеет разнонаправленные дендриты малой длины, что позволяет релаксировать термические напряжения, вызванные циклом сварки, а угол изгиба при испытаниях сварного соединения на статический изгиб равен 130°, что больше угла изгиба, требуемого по ГОСТ-6996.
Осуществление предлагаемого варианта соединения труб с внутренним эмалевым покрытием можно показать на конкретном примере.
Прокладывается трубопровод диаметром 530 мм с толщиной стенки 8 мм из Стали 20. Из трубы, выполненной из стали 08Х18Н10Т, диаметром 528 мм с толщиной стенки 2 мм вырезают кольца шириной 20 мм. Кольца приваривают по краям внутри трубопровода (фиг.1). Для сварки используют выпрямитель ВД-306 и тиристорный регулятор УДИ-204. Сварное соединение формируют способом импульсно-дуговой сварки с прямоугольной формой импульсов тока с длительностью протекания тока импульса Ти=230. 270 мс и длительностью протекания тока паузы Тп=240. 280 мс. Сила тока импульса Iи=145 А, Iп=45 А. Для сварки используют аустенитные электроды, имеющие химический состав, близкий к химическому составу металла кольца.
Преимуществами предлагаемого способа являются простота изготовления, повышение качества сварки двухслойных труб за счет получения прочного сварного соединения, обеспечение сохранности эмалевого покрытия на внутренней поверхности труб с одновременным обеспечением защиты от коррозии сварных швов.
Сварное соединение при испытаниях на статический изгиб изгибается на 130°, что больше угла изгиба, требуемого по ГОСТ-6996.
Способ сварки эмалированных труб с внутренней защитой сварного стыка
№ с/с | Марка электрода | Длительность тока импульса, мс | Длительность тока паузы, мс | Коэффициент равноосности зерен k=b/L | Шов Н | Протяженность ЗТВ, мм | Угол изгиба, град | Разрушение |
1 | ОЗЛ-8 | 80 | 260 | 0,2 | 2240 | 1 | 124 | ЗТВ |
2 | ОЗЛ-8 | 230 | 240 | 0,3 | 2220 | 1,5 | 130 | нет |
3 | ОЗЛ-8 | 250 | 260 | 0,3 | 2220 | 1,5 | 130 | нет |
4 | ОЗЛ-8 | 270 | 280 | 0,3 | 2220 | 1,5 | 130 | нет |
5 | ОЗЛ-8 | Пост.ток | 0,18 | 2030 | 2 | 85 | Шов | |
6 | НИАТ-5 | 80 | 260 | 0,3 | 2380 | 1,5 | 69 | ЗТВ |
7 | НИАТ-5 | 230 | 240 | 0,25 | 1930 | 2,5 | 101 | ЗТВ |
8 | НИАТ-5 | 250 | 260 | 0,25 | 1930 | 2,5 | 101 | ЗТВ |
9 | НИАТ-5 | 270 | 280 | 0,25 | 1930 | 2,5 | 101 | ЗТВ |
10 | НИАТ-5 | Пост.ток | 0,22 | 1910 | 2,8 | 62 | ЗТВ, Шов | |
11 | ЭА-395/9 | 80 | 260 | 0,3 | 2190 | 1,5 | 130 | Нет |
12 | ЭА-395/9 | 230 | 240 | 0,24 | 1820 | 2 | 127 | Шов |
13 | ЭА-395/9 | 250 | 260 | 0,24 | 1820 | 2 | 127 | Шов |
14 | ЭА-395/9 | 270 | 280 | 0,24 | 1820 | 2 | 127 | Шов |
15 | ЭА-395/9 | Пост.ток | 0,18 | 2180 | 2,5 | 90 | ЗТВ, Шов |
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Способ сварки эмалированных труб с внутренней защитой сварного стыка, включающий приваривание колец из коррозионно-стойкой стали с внутренней стороны по концам стальных труб, V-образную обработку кромок труб, сборку под сварку и соединение труб сваркой, отличающийся тем, что трубы сваривают аустенитными электродами импульсно-дуговой сваркой с длительностью протекания тока импульса 230-270 мс и длительностью протекания тока паузы 240-280 мс, причем аустенитные электроды имеют химический состав, близкий к составу коррозионно-стойкой стали.
Способ сварки труб с эмалевым покрытием
Использование: для строительства трубопроводов из труб с эмалевым покрытием внутренней и наружной сторон, применяемых в нефтегазовой, химической, энергетической промышленности. Сущность изобретения: стыковочное замковое соединение готовят путем приваривания на один конец трубы кольца прямоугольного сечения, а на второй — втулки, надвинутой на половину длины, затем все покрывается эмалью, за исключением торцов втулки и кольца, подлежащих сварке. Положительный эффект: механическая прочность соединения труб, надежность антикоррозийной защиты металла труб. 3 ил.
Изобретение относится к изготовлению трубопроводов из труб, покрытых с двух сторон эмалью, при этом соединенные трубы встык свариваются кольцевым швом. Изобретение может найти применение в нефтегазовой, химической, энергетической промышленности, в том числе с использованием геотермальных вод, в сельском и коммунальном хозяйстве, в здравоохранении при использовании высокоминерализованных вод.
Сварка труб со стеклоэмалевым покрытием должна производиться без нарушения покрытия, а это достигается за счет удаления сварного шва, особенно его корня, от слоя стеклоэмали, или покрытия эмалью шва после его производства.
Известен способ соединения эмалированных труб согласно которому соединяются сваркой трубы после того, как на концевые участки трубы изнутри был нанесен слой коррозионностойкого металла переменного сечения с уклоном внутрь трубы, а остальная поверхность покрыта эмалью с нахлестом на коррозионностойкий поясок.
Недостаток способа шов и его корень остаются незащищенными кроме этого, если труба покрыта эмалью с двух сторон при сварке будет повреждена эмаль около шва.
Известен способ изготовления трубопроводов из эмалированных труб [2] согласно которому после нанесения пасты из шликера той же эмали, которой покрыты внутри трубы, поясками на расстоянии 5-10 мм от торцов, производят сварку, а затем этот участок подвергают нагреву до температуры размягчения поясков эмалевой пасты, которая должна покрыть кольцевой шов. Однако расплавленная эмалевая паста в верхней части кольцевого шва не растечется по сторонам, а стечет вниз, а верхняя часть окажется непокрытой эмалью. Это же можно предположить, если паста будет наложена и по наружной поверхности.
Известен способ (прототип) сварки труб с внутренним эмалевым покрытием [3] который заключается в том, что концы труб с помощью пресса осаживают и на полученных утолщениях выполняют оппозитное замковое соединение. Эмалью покрывается внутренняя поверхность труб и торцовые кромки замка. Перед сваркой стыки нагревают до температуры размягчения эмали, сжимают трубы по оси, выдавливая валиком эмаль на торцах и затем осуществляют круговой сварочный шов. Как сам шов, так и его корень благодаря конструкции концов труб значительно удалены от слоя эмали и поэтому не повреждают его.
Таким образом, не известен способ сварки труб, покрытых внутри и снаружи стеклоэмалью. названный способ имеет часть признаков, сходных с изобретением. В прототипе очень сложная технология подготовки концов труб. Концы труб высаживаются в холодную прессом ПГ-100. Таким способом нельзя получить оппозитные поверхности для плотной посадки. Далее перед сваркой предполагается нагрев зоны шва до температуры размягчения эмали и сжатие труб по оси для соединения торцовых слоев эмали.
Цель изобретения упрощение технологии сварки, уменьшение затрат энергии, возможность сварки труб, покрытых эмалью с двух сторон.
Цель достигается тем, что замковое соединение формируют с помощью трубной втулки (изготовленной из трубы следующего типоразмера за диаметром данной трубы), надвинутой на половину ее длины и приваренной к трубе, причем свободная (ненадвинутая) половина втулки растачивается на удвоенную толщину эмалевого покрытия, а на второй конец трубы, отступя от торца на половину длины втулки, приваривают кольцо прямоугольного сечения, покрывают подготовленную трубу с двух сторон эмалью за исключением торцов втулки и прямоугольного сечения кольца, предназначаемых для сварного шва, после этого собирают трубопровод, вводя конец трубы во втулку до упора в кольцо прямоугольного сечения, нагревают втулку до температуры плавления эмали и приваривают втулку к кольцу круговым швом.
На фиг. 1 показано формирование на трубе деталей замкового соединения; на фиг. 2 покрытие эмалью подготовленной к монтажу трубы; на фиг. 3 образование стыка двух труб.
П р и м е р. Прокладывается нефтепровод диаметром 114 мм для транспортирования нефти. Нарезаются из трубы диаметром 127 мм кольца шириною 20 мм и втулки длиною 228 мм (удвоенная величина диаметра основной трубы). На каждую трубу будущего нефтепровода привариваются кольцо 1 прямоугольного сечения шириною 20 мм на расстоянии от края трубы 114 мм и втулка 2 длиною 228 мм, надвинутая на 114 мм (фиг. 1), причем во втулке выполнена расточка 3 (фиг. 1) на глубину 1,6 мм (это удвоенная толщина слоя эмали). После этого трубу подвергают эмалированию с двух сторон за исключением торцов кольца и втулки, которые при монтаже образуют замок 4 (фиг. 2). Перед эмалированием во избежание сколов были закруглены все острые кромки радиусом R=2-3 мм. При монтаже трубопровода во втулку 2 вставляют конец другой трубы до упора в кольцо 1 (фиг. 1). После этого стык подвергают нагреву с помощью переносного гибкого электронагревателя. Через 1/2 ч температура достигает области плавления примерно 900 о С. Выдержку при необходимой температуре (940 о С) делают 10-15 мин. Торцы втулки и кольца сваривают круговым швом. После остывания шов покрывают или гудронной мастикой или защищают липкой полимерной лентой.
Преимуществами предлагаемого способа являются простота изготовления; отсутствие необходимости в станочном оборудовании; надежность соединения труб, механическая прочность стыка; надежность антикоррозионной защиты металла труб от перекачиваемой агрессивной жидкости.
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБ С ЭМАЛЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ, при котором на сопрягаемых концах труб выполняют замковое соединение, наносят эмалевое покрытие, производят сборку труб, нагревают стык, сжимают по оси и сваривают торцы замкового соединения кольцевым швом, отличающийся тем, что на одном конце трубы замковое соединение выполняют путем приварки втулки, которую устанавливают на конце трубы на половину ее длины, а вторую половину которой растачивают на величину, равную удвоенной толщине эмалевого покрытия, на другом конце трубы размещают кольцо прямоугольного сечения и приваривают к нему, а эмалью покрывают как внешнюю, так и внутреннюю поверхности трубы и замкового соединения.
Источник