Меню

Сварка магистральных трубопроводов нефти



Сварка магистральных трубопроводов нефти

В настоящее время одним из лидеров мирового нефтяного рынка является Россия. По всей территории страны расположены малые, средние, крупные месторождения, поэтому актуален вопрос транспортировки нефтепродуктов. Для перекачки нефти и различных нефтепродуктов трубопроводный вид транспортировки является наиболее выгодным. Многие трубопроводы России были проложены в сложных природно-климатических условиях. Можно выделить ряд преимуществ трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов: низкие операционные издержки; низкая себестоимость перекачки; допустимость перекачки сразу нескольких сортов нефтепродуктов; малые потери нефтепродуктов при перекачке; бесперебойные поставки, вне зависимости от климатических условий и т.д. Более 90 % нефти, добываемой в стране, проходит по трубопроводам. Добывающие скважины соединены с нефтепромысловой инфраструктурой нефтепроводами [1]. Процесс строительства нефте/газопроводов характеризуется большими капитальными вложениями, снижению которых способствуют применение инновационных технологий, новых технических решений, привлечение высококвалифицированных кадров.

Методы исследования: теоретические (изучение, анализ и синтез литературы по рассматриваемой проблеме; анализ предмета исследования; обобщение результатов исследования); эмпирические (изучение нормативных документов, анализ документации, анализ результатов механических испытаний; экспериментальные (механические испытания сварных соединений).

Результаты исследования и их обсуждение

Трубопроводы классифицируют на нефтепроводы для перекачки нефти и нефтепродуктопроводы, а также для перекачки дизельного топлива, бензина, мазута и т.д. Способы сварки нефтепроводов: термические виды сварки (дуговую, под слоем флюса, плазменную, газовую, лазерную и другие), термомеханические (контактная сварка с магнитоуправляемой дугой), специальные способы. Во всех пространственных положениях сваривают трубы посредством дуговой сварки. При ручной сварке скорость движения электрода по диаметру стыка достигает 20 м/ч, в автоматизированном режиме – 60 м/ч [1]. Монтаж секций, состоящих из двух и более труб больших диаметров, производят посредством механизированной сварки. Наибольшее применение нашли автоматическая сварка под флюсом, сварка порошковой проволокой. При соединении труб малого диаметра применяют автоматическую сварку с магнитоуправляемой дугой, называемую дугоконтактной. Действие магнитного поля вдоль кромок стыкуемых труб вызывает высокоскоростное вращение дуги, способствующее нагреванию соединяемых кромок. Сварка ведется в автоматическом режиме по заданному алгоритму с беспрерывным оплавлением кромок трубы [2].

До проведения монтажных работ трубы и комплектующие элементы проверяются на соответствие параметров с данными технических условий, все соединяющие изделия должны подходить по форме к концам труб. Для изготовления магистральных нефтепроводов с завода трубы поставляют с разделанными кромками для выполнения дуговой сварки. Перед сборкой трубы очищают от внешних загрязнений, кромки труб и примыкающие к ним части (более чем на 1 см) зачищают до металлического блеска.

При сборке труб следят за перпендикулярностью трубопроводных осей со стыками, допустимое отклонение не более 2 мм, контролируют равномерность зазора по всему периметру соединения. При помощи специальных центраторов производят сборку труб, при этом между диаметрами свариваемых труб допускается зазор не больше 1 см.

Предварительный подогрев применяют для регулирования термического цикла сварки, избежания образования холодных трещин (особенно для низколегированных сталей с эквивалентом углерода 0,43 % и выше). Подогрев производят специальными устройствами, равномерно нагревая кромки на ширину около 7,5 см влево и вправо от шва по всей длине [3]. Сварку трубопроводов производят встык. Процесс сварки ведется в направлении снизу вверх с поперечными колебательными движениями электродов, амплитуда колебаний определяется расстоянием, которое разделяет стык частей труб.

Добиться более глубокого провара корня шва, повысить плотность сварного шва позволяет ручная дуговая сварка, производимая в 2–4 слоя. Первый накладываемый слой, обеспечивающий провар корня стыка, имеет вогнутую поверхность. Последующие слои накладываются на предыдущие, перекрывая их, сплавляясь с кромками стыка. Последним выполняют облицовочный слой, он обеспечивает плавный переход к основному металлу, имеет мелкочешуйчатую поверхность, выполняет декоративную функцию. Поточно-расчлененный способ сварки труб предполагает, что каждый сварщик обрабатывает отдельный участок шва. Если в работе задействованы два сварщика, то сварка производится снизу вверх, от начала в противоположных направлениях вдоль периметра.

Процесс сварки сопровождается образованием усиления шва, называемым гратом, который препятствует изоляции снаружи и проходимости внутри трубопровода. После сварки грат удаляют при помощи гратоснимателя [4]. При ручной дуговой сварке замедление темпов строительства магистрали обусловлено невысокой скоростью процесса. Время сооружения трубопроводов сокращается за счет использования не отдельных труб, а секций, сваренных автоматической сваркой под флюсом или сваркой встык оплавлением в заводских условиях. В современных условиях при строительстве магистральных нефтепроводов текущий участок делится на 10–20 отрезков, бригады начинают работу на расстоянии 1 км друг от друга, что способствует достижению скорости укладки 5–6 км в день. Качество сварных швов предварительно проверяется визуально-измерительными методами, после чего используют радиационный или ультразвуковой контроль. Завершающим этапом укладки участков нефтепровода является его испытание на герметичность.

При сооружении магистральных нефтепроводов для избежания разрушения под действием ударной волны, устанавливается система сглаживания волн давления (СВД), которая защищает трубопровод и обеспечивает минимизацию сброса рабочей жидкости.

Для защиты от почвенной и атмосферной коррозии трубопровода используются следующие методы: пассивные – изоляционные покрытия на основе битумных мастик, эпоксидного праймера, полимерных липких лент и др.; активные – электрохимическая защита катодной поляризацией трубопроводов. В настоящее время используют изолирующие монолитные муфты [4].

Для повышения эффективности процесса строительства нефтепроводов уделяется большое внимание исследованиям новых технологий сварки труб. При этом акцент делается на сокращение количества проходов в процессе сварки, следовательно, увеличение скорости сварки. Перспективным направлением в развитии сварочных технологий является лазерная сварка. Широкое внедрение данного способа сдерживается высокими требованиями к качеству подготовки свариваемых кромок. Гибридная лазерно-дуговая сварка позволяет снизить данные требования [3]. Гибридная лазерно-дуговая сварка предусматривает одновременное действие сварочной дуги и лазерного излучения с целью формирования сварочной ванны. Процесс может осуществляться неплавящимся или плавящимся электродом. Подогрев металла и расплавление его верхнего слоя осуществляется посредством электрической дуги, что способствует созданию широкого шва, заполняющего зазоры; лазерный луч осуществляет глубокое проплавление металла .Данный способ сварки позволяет применять в северных условиях для сварки нефтепроводов конструкционные легированные стали, имеющие высокие механические свойства. Первоначально эксперимент по сварке кольцевых швов трубопровода проводился компанией «Gullco». Оптоволоконный лазер использовался как источник лазерного излучения. Лазер мощностью 4,5 кВт использовался при высоте притупления до 6 мм, а при большей высоте притупления – лазер SLV Mecklenburg – Vorpommern мощностью 10 кВт [5].

В процессе проведения эксперимента определены распределения твердости в шве, наибольшая твердость зафиксирована в корне шва, что позволило проводить заварку корневого шва без перекрывающего прохода. В процессе испытаний сваренных трубных соединений их располагали и фиксировали в различных положениях, что позволило определить значения допусков, характерных при строительстве трубопроводов. Для контроля качества сварных швов применяли ультразвуковой контроль, результаты которого подтверждают перспективность применения гибридной технологии при сварке нефтепроводов в суровых климатических условиях. Для сварки нефтепроводов посредством гибридной лазерно-дуговой технологии неповоротных применяют мобильные технологические комплексы, базирующиеся на модернизированный сварочный трактор комплексы включают: лазерно-дуговой модуль (волоконный лазер с лазерной головкой), систему наведения на шов, механизм подачи электродной проволоки, инвертор – в качестве дугового источника.

Экономическая эффективность при внедрении данной технологии обусловлена: повышением производительности, автоматизацией процесса, повышением качества сварного шва, уменьшением затрат на производство. Следует отметить, что внедрение технологии лазерной сварки сдерживается высокими требованиями к подготовке свариваемых кромок. Гибридная лазерно-дуговая сварка позволяет снижению требовании? к подготовке свариваемых кромок, что в настоящее время сдерживает внедрение технологии лазерной сварки при сварке нефтепроводов.

Лазерно-дуговая сварки не лишена недостатков, а именно: возрастание поперечных размеров сварного шва способствует перегреву основного металла; увеличение давления дуги на сварочную ванну, что обусловлено увеличением величины погонной энергии, для обеспечения проплавляющей способности гибридного теплового источника, в сравнении с лазерной сваркой. В процессе сварки возникают характерные дефекты, такие как подрезы с одной или двух сторон верхнего валика, внутренние поры, провисание швов. Устранение данных недостатков возможно при одновременной модуляции дуги плавящегося электрода и лазерного излучения. Дополнительно происходит сужение сварного шва (0,87 – коэффициент формы шва), а также измельчение дендридной структуры шва [4].

Гибридную лазерно-дуговую сварку возможно использовать для выполнения продольного шва толстостенных трубных заготовок как с максимально допустимым зазором, так и с зазором превышающим допустимое значение, при этом обеспечивается повышение качества сварного шва. При этом для сварки шва толстостенных трубных заготовок используют размещение одновременно двух лазерных лучей со стороны наружной поверхности стыка кромок трубной заготовки. Лазерные лучи направляют в расфокусированном состоянии на противоположные по отношению к ним кромки стыка трубной заготовки. Это становится возможным, когда области распространения лучей не пересекаются и расположены на максимально близком расстоянии, которое выбирается исходя из условий возможности осуществления процесса сварки. Лазерные лучи перекрещиваются в зоне участков с наименьшим диаметром каждого луча, в результате происходит суммирование энергии лазерного излучения. Одинаковый угол установки лазерных лучей относительно вертикали способствует оплавлению кромок трубной заготовки и формированию сварного шва.

В зону сварки подают присадочную проволоку, расплавляемую в защитной среде электрической дугой, с образованием единой сварочной ванны, В качестве защитной среды сварочной ванны используют газ или смесь газов, например аргон и двуокись углерода. Электрическую дугу располагают позади лучей для заполнения разделки кромок трубной заготовки. Оси лучей располагают в одной плоскости, перпендикулярной направлению сварки, и под равными углами от вертикальной оси с пересечением их в области фокуса. Фокус располагают выше поверхности обрабатываемой заготовки, а области расфокусировки – с обеспечением попадания луча на соответствующую противоположную кромку стыка. Сварка шва выполняется за один проход, что способствует снижению энерго- и трудозатрат [4].

Наиболее распространенные технологии сварки газопроводов, а именно автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах, комбинированная технология, предусматривающая сварку корневого шва механизированной сваркой плавящимся электродом в среде активных газов с последующим заполнением разделки порошковой проволокой автоматической сваркой в среде защитных газов, не всегда способны учитывать особенности строительства газопроводов из стали высокого класса прочности, большой проектной мощности, с использованием труб большого диаметра, из металла большой толщины (более 25 мм). Следует учитывать и стоимость комплекса оборудования для данных способов сварки.

Технология выполнения неповоротных стыков труб автоматической сваркой проволокой сплошного сечения в защитном газе в специальную зауженную разделку кромок труб, собранных со «слепым» зазором [6], способствует получению качественных сварных соединений при использовании не столь дорогостоящего оборудования. Данная технология способствует: уменьшению времени сборки стыка; уменьшению времени на сварку; уменьшению количества заполняющих слоев, сведение к минимуму применения валиковой сварки, способствует повышению качества.

Преимущества технологии: автоматизация процесса; умеренная стоимость оборудования (по сравнению с полностью автоматическими комплексами); легкость обучения (переобучения) сварщиков-операторов; снижение времени сборки и сварки стыка; за счет уменьшения площади сечения разделки происходит уменьшение объема наплавленного металла; экономия сварочных материалов; высокие механические свойства сварных соединении? [6]. Сварка корневого слоя шва производится в среде активных газов, дальнейшее заполнение разделки шва осуществляется порошковой проволокой посредством автоматической сварки в защитных газах. Это способствует тому, что нормативное смещение кромок не более 3 мм, совершенствуется геометрия свариваемых кромок труб, уменьшается ширина облицовочного слоя шва, производится полное проплавление свариваемых кромок, при этом высота обратного валика составляет 0–3 мм. Корневой слой формируется высотой 4–5 мм, шириной 3–6 мм.

Механические испытания сварных соединении? позволяют сделать вывод, что данная технология способствует получению высоких механических свойств сварных соединении?, а именно повышению ударной вязкости (таблица) [6].

Результаты сравнительных испытании? механических свойств сварных соединении?, выполненных на стыках труб Ø1420 мм х 25,8 мм из стали класса прочности К60

Механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов корневого слоя шва с последующим заполнением разделки автоматической сваркой порошковой проволокой в защитных газах

Комбинированная технология сварки корневого слоя шва в автоматическом режиме проволокой сплошного сечения в углекислом газе и сварки заполняющих и облицовочного слоев шва порошковой проволокой в защитных газах

Источник

Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов. Предисловие

2 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Предисловие 1 ДОКУМЕНТ РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (ОАО «АК «Транснефть»), открытым акционерным обществом «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (ОАО «Гипротрубопровод») 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ОАО «АК «Транснефть»: ДАТА ВВЕДЕНИЯ: ВВЕДЕН ВЗАМЕН: РД КТН «Сварка при строительстве и капитальном ремонте утвержден ОАО «АК «Транснефть»; СТТ КТН «Дополнение к РД КТН «Сварка при строительстве магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий Океан» утвержден ОАО «АК «Транснефть»; СТУ КТН «Магистральный нефтепровод ВСТО. Сварка разнотолщинных соединений труба+отвод горячего гнутья с толщинами стенок мм и мм. Специальные технические условия» утвержден ОАО «АК «Транснефть»; РД КТН «Технология сварки разнотолщинных труб и оборудования без применения переходных колец. Дополнение к РД КТН » утвержден ОАО «АК «Транснефть»; СТТ КТН «Дополнение к РД КТН Сварка при строительстве нефтепровода БТС-2. Специальные технические требования» утвержден ОАО «АК «Транснефть»; РД КТН «Типовая технологическая карта на механическую обработку фасок труб при изготовлении трубных узлов обвязки НПС на месте производства работ» утвержден ОАО «АК «Транснефть»; СТТ КТН «Требования к подрядным организациям, выполняющим работы по сварке линейной части магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» утвержден ОАО «АК «Транснефть»; ОР КТН «Инструкция исправления овала на торцах электросварных труб» утвержден ОАО «АК «Транснефть» 5 СРОК ДЕЙСТВИЯ до замены (отмены) 6 Оригинал документа хранится в отделе научно-технического обеспечения и нормативной документации ОАО «АК «Транснефть» 7 Документ входит в состав информационного фонда ОАО «АК «Транснефть» 8 Аннотация Настоящий руководящий документ устанавливает требования к сварке соединений труб в нитку магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, сварке труб при II

3 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов сооружении узлов запуска-приема и пропуска средств очистки и диагностики, узлов установки линейных задвижек, трубной обвязки перекачивающих станций и резервуарных парков ОАО «АК «Транснефть». Настоящий документ не распространяется на сварку резервуаров. 9 Подразделение ОАО «АК «Транснефть», ответственное за документ (куратор) Управление главного механика Информация об изменениях к настоящему документу, текст изменения, а также информация о статусе документа может быть получена в отраслевом информационном фонде ОАО «АК «Транснефть». Права на настоящий документ принадлежат ОАО «АК «Транснефть». Документ не может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространен без разрешения ОАО «АК «Транснефть». ОАО «АК «Транснефть», 2009 III

Читайте также:  Как подключить термокабель для обогрева труб схема

4 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Введение Настоящий Руководящий Документ (далее по тексту РД) регламентирует технологию выполнения сварочных, специальных сварочных работ и ремонта сварных соединений на объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и определяет порядок применения сварочных материалов и сварочного оборудования. Требования настоящего РД регламентируют выполнение автоматической, механизированной и ручной дуговой сварки магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, включая узлы запуска-приема средств очистки и диагностики, подводные переходы, узлы установки линейных задвижек, обвязки резервуарных парков, а также нефтепроводов, нефтепродуктопроводов в пределах НПС, ПС, ЛПДС и трубопроводов не обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов (далее по тексту трубопроводов, нефтепроводов), изготовленных из сталей с классом прочности К70 и ниже, с рабочим давлением до 14 МПа и расположенных в районах с сейсмичностью до 8 и свыше 8 баллов. Настоящий РД предназначен для руководства при технологической подготовке и выполнению сварочных работ при строительстве, капитальном ремонте трубопроводов и текущем ремонте освобождённых от транспортируемых продуктов трубопроводов в процессе эксплуатации. IV

5 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Содержание 1 Область применения Нормативные ссылки Термины и определения Обозначения и сокращения Общие положения Характеристика труб и соединительных деталей для строительства и ремонта трубопроводов Требования к сварочному оборудованию и сварочным материалам Подготовка к сварке. Сборочно-сварочные работы Общие требования Подготовка труб, соединительных деталей и запорной арматуры к сварке Сборка кольцевых стыков Предварительный подогрев Сварка кольцевых стыков Сварка труб с силикатно-эмалевым покрытием Технология сварки кольцевых стыков труб Технология автоматической сварки под флюсом (АФ) Технология автоматической сварки плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (АПГ) Технология автоматической сварки порошковой проволокой в среде активных газов и смесях (АППГ) Технология автоматической сварки самозащитной порошковой проволокой (АПС) Технология механизированной сварки плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (МП) Технология механизированной сварки самозащитной порошковой проволокой (МПС) Технология ручной электродуговой сварки Выбор технологии сварки Специальные сварочные работы Требования к сварным соединениям магистральных трубопроводов Ремонт сварных соединений Дополнительные требования к производственной аттестации технологии сварки Порядок допуска организаций к выполнению сварочно-монтажных работ на объектах организаций системы Транснефть. Требования к допускным испытаниям сварщиков (операторов) Приложение А (обязательное) Методика механических испытаний сварных соединений Приложение Б (рекомендуемое) Форма акта допускных испытаний организации-подрядчика Приложение В (рекомендуемое) Форма допускного листа сварщика Приложение Г (рекомендуемое) Форма разрешения на производство сварочно-монтажных работ Приложение Д (рекомендуемое) Форма акта входного контроля и проверки сварочнотехнологических свойств электродов Приложение Е (обязательное) Типовая карта технологического процесса сварки контрольного сварного соединения Приложение Ж (рекомендуемое) Форма типовой операционно-технологической карты сборки, сварки и ремонта кольцевых стыков при строительстве и ремонте трубопроводов183 V

6 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Приложение И (рекомендуемое) Инструкция по механической обработке и резке труб при изготовлении трубных узлов магистральных трубопроводов, обвязки НПС и на местах производства работ Приложение К (рекомендуемое) Типовые операционные технологические карты VI

7 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 1 Область применения 1.1 Положения настоящего РД распространяются на строительно-монтажные организации любой формы собственности, включая организации системы «Транснефть» (ОСТ), выполняющие сварочные работы при сооружении, реконструкции, ремонте магистральных трубопроводов, трубопроводов обвязки резервуарных парков, трубопроводов нефте и продуктоперекачивающих станций (НПС, ПС, ЛПДС) ОАО «АК «Транснефть», включая трубопроводы не обеспечивающие транспорт нефти и нефтепродуктов. 1.2 Настоящий документ предназначен для инженерно-технического персонала ОСТ и подрядных организаций, занимающихся монтажом, сваркой трубопроводов, а так же специалистов независимого технического надзора привлекаемых к проведению контроля за качеством производства сварочно-монтажных работ. 1.3 В настоящем документе рассматриваются следующие способы (комбинации и разновидности способов) сварки: АФ — автоматическая сварка под флюсом (двухсторонняя и односторонняя автоматическая сварка под флюсом); АПГ — автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (двухсторонняя и односторонняя автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде активных газов и смесях); АППГ — автоматическая сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях; АПС — автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой; МП — механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях (механизированная сварка проволокой сплошного сечения в среде углекислого газа с использованием источников тока со специальными характеристиками (STT, УКП, ВКЗ); МПГ — механизированная сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях; МПС — механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой; РД — ручная дуговая сварка покрытыми электродами (на подъем, на спуск); РАД ручная аргонодуговая сварка. 1.4 Вопросы подготовки к выполнению сварочных работ (вырезки участка, очистки, герметизации, размагничивания, и т.д.) находящегося в эксплуатации трубопровода, сварочных работ при установке ремонтных конструкций, охраны труда, экологической и промышленной безопасности в данном документе не рассматриваются. 1

8 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 2 Нормативные ссылки В настоящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ Трубы стальные бесшовные для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Технические условия ГОСТ Флюсы сварочные плавленые. Технические условия ГОСТ Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей ГОСТ Проволока стальная сварочная. Технические условия ГОСТ Сварные соединения. Методы определения механических свойств ГОСТ Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия ГОСТ Трубы стальные бесшовные горячедеформированные ГОСТ Трубы стальные бесшовные горячедеформированные ГОСТ Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные ГОСТ Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные ГОСТ Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы ГОСТ Трубы стальные прецизионные ГОСТ Трубы бесшовные горячедеформированные из коррозионно-стойкой стали ГОСТ Трубы бесшовные холодно- и теплодеформированные из коррозионностойкой стали ГОСТ Аргон газообразный и жидкий. Технические условия ГОСТ Трубы стальные электросварные прямошовные ГОСТ Трубы стальные электросварные ГОСТ Прокат тонколистовой из легированной конструкционной стали общего назначения ГОСТ Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения ГОСТ Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия ГОСТ Отводы крутоизогнутые стальные бесшовные приварные типа 3D (R=1,5Dn) на Ру не более 16 МПа 2

9 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов ГОСТ Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Тройники. Конструкция ГОСТ Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали ГОСТ Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Заглушки эллиптические. Конструкция ГОСТ Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Общие технические условия ГОСТ Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов ГОСТ «Проволока порошковая для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей ГОСТ Флюсы керамические для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей. Общие технические условия ГОСТ Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали. Отводы крутоизогнутые типа 2D (R=DN). Конструкция ПБ Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства РД Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства РД Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов РД Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов РД Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов РД КТН Неразрушающий контроль сварных соединений при строительстве и ремонте магистральных трубопроводов РД КТН Дополнительные требования к аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, допускаемых к работам на объектах системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть ОТТ КТН Трубы нефтепроводные большого диаметра. Общие технические требования AWS A5 Электроды покрытые для дуговой сварки низколегированных сталей AWS 5.17 Классификация сочетания проволоки и флюса 3

10 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов AWS 5.18 Электроды из углеродистой стали для дуговой сварки в среде защитных газов AWS 5.20 Нелегированная порошковая проволока AWS 5.23 Порошковые проволоки для сварки под флюсом AWS Стандарт американского сварочного общества. Низколегированная порошковая проволока EN 756 Сплошная проволока для сварки под флюсом EN 760 Сварочные флюсы Примечание — При пользовании настоящим нормативным документом целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов в соответствии с «Перечнем законодательных актов и основных нормативных и распорядительных документов, действующих в сфере магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативным документом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определения В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями. 3.1 аттестованная технология сварки: Технология сварки, которая прошла приемку в данной производственной организации в соответствии с требованиями настоящего документа, РД , что подтверждается Свидетельством НАКС о готовности организации к ее применению при строительстве (ремонте) магистральных трубопроводов, заключением о производственной аттестации сварки КСС. 3.2 аттестованный сварщик: Сварщик, аттестованный в установленном порядке и имеющий первый профессиональный уровень в соответствии требованиями ПБ и РД и дополнительными требованиями к аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, допускаемых к работам на объектах системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть. 3.3 автоматическая сварка: Механизированная дуговая сварка, при которой возбуждение дуги, подача плавящегося электрода или присадочного металла и относительное перемещение дуги и изделия осуществляются механизмами без непосредственного участия человека, в том числе и по заданной программе. 3.4 воротник: Усиливающая накладка, привариваемая в процессе выполнения прямой врезки. 3.4 горячий проход: Слой шва, выполняемый по не успевшему остыть ниже 4

11 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов регламентированной температуры металлу корневого слоя шва выполняемый для снятия внутренних напряжений в корневом слое шва. 3.5 допускной стык: Стык, выполняемый при допускных испытаниях сварщиков. 3.6 захлест: Кольцевой стык (стыки) на линейной части магистрального трубопровода, выполняемый для соединения участков трубопровода. 3.7 защитный газ: Газы и их смеси применяемые для защиты сварочной ванны (активные или инертные). 3.8 зона термического влияния: Участок сварного соединения, непосредственно примыкающий к шву по границе сплавления и не подвергшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке. 3.9 участок повышенной сейсмичности: Сейсмически активный участок прокладки трубопровода с сейсмичностью выше 6 баллов по шкале Рихтера для трубопроводов прокладываемых на поверхности земли и более 8 баллов для трубопроводов при подземной прокладке катушка: Отрезок трубы подготавливаемый для вварки в трубопровод, длинной не менее одного диаметра, изготовленный из трубы того же диаметра, толщины стенки и аналогичного класса прочности, а так же имеющий торцы, обработанные механическим способом или путем газовой резки с последующей зачисткой шлифмашинкой корректирующий слой: Слой шва, выполняемый на определенных участках сварного соединения для компенсации неравномерной высоты сварного шва выполняемый, как правило перед началом сварки первого облицовочного слоя контрольное сварное соединение: Сварное соединение, выполняемое при аттестационных и допускных испытаниях металл шва: Сплав, образованный расплавленным основным и наплавленным металлами или только переплавленным основным металлом механизированная дуговая сварка: Дуговая сварка, при которой подача плавящегося электрода или присадочного металла, или относительное перемещение дуги и изделия выполняются с помощью механизмов наплавленный металл: Переплавленный присадочный металл, введенный в сварочную ванну или наплавленный на основной металл прямая врезка: Специальное сварное соединение основной трубы и трубыответвления (патрубка), конструкция и условия выполнения которого регламентированы документацией переходное кольцо (переходная катушка): Деталь трубопровода 5

12 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов промежуточной толщины, длиной не менее 250 мм, имеющая обработанные механическим способом торцы и предназначенная для соединения труб, деталей трубопроводов и запорной арматуры с различной толщиной стенки. Изготавливается, как правило, в заводских (базовых) условиях из труб класса прочности соответствующего классу прочности соединяемых труб ремонт сварного шва: Процесс устранения дефектов в сварном шве, обнаруженных неразрушающими методами контроля после завершения сварки и контроля, и признанных контролером исправимыми. Исправления, производимые электросварщиком непосредственно в процессе выполнения сварного шва, в понятие «ремонт сварного шва» не входят сертификат: Документ о качестве конкретных партий труб, деталей трубопроводов и сварочных материалов, удостоверяющий соответствие их качества требованиям технических условий на поставку, а также специальным требованиям, сформулированным при заключении контракта на поставку стык: Неразъемное сварное соединение труб, соединительных деталей или запорной арматуры технологическая инструкция по сварке: Документ, содержащий комплекс конкретных операций, марок сварочных материалов, оборудования для сборки и сварки стыков, позволяющий изготовить сварное соединение в соответствии с требованиями нормативной документации и настоящего РД операционная технологическая карта: Документ, составленный для конкретного сварного соединения, объекта, в лаконичной, простой для пользователя табулированной форме на основе настоящего РД и типовых технологических карт организации системы «Транснефть»: Организации, осуществляющие на основании устава и/или гражданско-правового договора деятельность, связанную с транспортировкой по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов и/или любую из таких функций как: обеспечение работоспособности (эксплуатации); финансовой стабильности; безопасности; социального и/или информационного обеспечения деятельности объектов/предприятий магистрального трубопроводного транспорта, если в таких организациях ОАО «АК «Транснефть» и/или его дочерние общества являются учредителями, либо участниками (акционерами), владеющими в совокупности более чем 20 процентами долей (акций и т.п.) технические условия: Основной документ на поставку труб, деталей трубопроводов, арматуры, сварочных материалов и оборудования, разработанный и согласованный в установленном порядке. 6

13 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 3.25 типовая операционно-технологическая карта: Документ, устанавливающий форму и используемый для разработки технологической карты на сварку конкретного сварного соединения на объектах строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта флокены: внутренние трещины в стальных поковках и прокатной продукции, резко снижающие механические свойства стали. 4 Обозначения и сокращения В настоящем документе применены следующие обозначения и сокращения АПГ автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях; АППГ автоматическая сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях; АПС — автоматическая сварка самозащитной порошковой проволокой; АЦ аттестационный центр; АЦСТ аттестационный центр сварочных технологий; АФ автоматическая сварка под флюсом; ВИК визуальный и измерительный контроль; ВКЗ, УКП, STT технологии сварки корневого слоя. ЗТВ зона термического влияния; КСС контрольное сварное соединение; ЛС линия сплавления; МП механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях; МПГ — механизированная сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях; МПС механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой; НАКС Национальное Агентство Контроля и Сварки; НПС нефтеперекачивающая станция, (ЛПДС — линейная производственнодиспетчерская станция); ОСТ — организации системы «Транснефть»; ОТТ общие технические требования; ППР проект производства работ; ПС перекачивающая станция; РД ручная дуговая сварка покрытыми электродами; РК радиографический контроль; 7

Читайте также:  Труба гофрированная пвх горит или нет

14 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов ПВК — контроль проникающими веществами; РАД ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом; САСв система аттестации сварочного производства СПК станок подготовки кромок; ТВЧ ток высокой частоты; ТСБ трубосварочная база типа БТС, БНС, ССТ-ПАУ и т.д.; ТУ технические условия; УЗК ультразвуковой контроль. 5 Общие положения 5.1 Все технологии сварки, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы «Транснефть» подлежат аттестации в соответствии с требованиями настоящего РД и РД Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые при сооружении, реконструкции, капитальном и текущем ремонте трубопроводов организаций системы «Транснефть» подлежат аттестации согласно РД , РД и требованиям, изложенным в разделе 7 настоящего РД. 5.3 К сварке трубопроводов допускаются сварщики (операторы сварочных установок), аттестованные в соответствии с требованиями ПБ , РД и РД КТН Перед началом сварочных работ на объекте сварщики (операторы) должны пройти допускные испытания в соответствии с требованиями раздела 14 настоящего РД. 5.4 К руководству и выполнению работ по строительству, ремонту в процессе эксплуатации и техническому надзору за качеством производства сварочно-монтажных работ, допускаются специалисты, аттестованные в соответствии с требованиями ПБ , РД , РД КТН и имеющие допуск к руководству и техническому контролю за выполнением сварочно-монтажных работ соответствующих технических устройств группы технических устройств «Нефтегазодобывающее оборудование». 5.5 В аттестационном удостоверении специалистов должна присутствовать ссылка на РД КТН , а в протоколе аттестации ссылка на настоящий РД. 5.6 Аттестационные документы (свидетельства, удостоверения), выданные до введения настоящего РД, действительны до окончания срока их действия. 5.7 Механические испытания сварных соединений следует проводить в соответствии с требованиями приложения А. 8

15 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 5.8 Результаты допускных испытаний организаций (производителей работ) оформляются в соответствии с требованиями приложения Б. 5.9 Допускной лист сварщика оформляется в соответствии с требованиями приложения В Разрешение на производство сварочно-монтажных работ оформляется в соответствии с формой приведенной в приложении Г Результаты входного контроля, а также проверки сварочно-технологических сварочных материалов оформляются в соответствии с приложением Д Сварка контрольного сварного соединения проводится в соответствии с операционно-технологических карты, оформленной в соответствии с приложением Е Подготовку, сборку и сварку соединений трубопроводов следует производить в соответствии с технологическими картами, разработанными на основе настоящего РД и типовых операционно-технологических карт (приложение Ж) Механическую обработку, а также резку следует проводить в соответствии с Приложением И Сварку трубопроводов следует проводить в соответствии с требованиями операционно-технологических карт. Операционно-технологические карты на сварку утверждаются главным инженером предприятия и согласовываются главным сварщиком заказчика (ОСТ Транснефть). Примеры оформления операционно-технологических карт на сварку представлены в Приложении К Неразрушающий контроль сварных соединений нефтепроводов и нефтепродуктопроводов следует производить методами и в объемах, предусмотренных действующими нормативными документами Ссылка на настоящий РД при его использовании в полном объеме или частично является обязательной. 6 Характеристика труб и соединительных деталей для строительства и ремонта трубопроводов 6.1 Общие технические требования Трубы на объекты ОСТ поставляются по техническим условиям поставщиков, включенным в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». Каждая партия труб должна иметь сертификат качества (паспорт) завода-изготовителя на русском языке, или иметь перевод, оформленный в установленном порядке. с указанием регламентируемых техническими условиями приемо-сдаточных характеристик. 9

16 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Все трубы и детали трубопроводов, применяемые в процессе выполнения сварочных работ, объединяются в группы согласно таблицы Форма и размеры разделки кромок торцов труб под сварку в зависимости от толщины стенки должны соответствовать рисунку 6.1. В зоне заводского сварного шва допускается высота притупления не более 4,0 мм. Таблица 6.1 Группы по классам прочности труб и деталей трубопроводов Номер группы Класс прочности Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа 1 до К54 включительно до 530 включительно 2 К55 К К К В металле труб не допускаются трещины, рванины, каверны а также расслоения, выходящие на поверхность и на торцевые участки. а) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки S 15 мм допускается. б) форма заводской разделки кромок труб с нормативной толщиной стенки S > 15 мм Геометрические параметры: В = 9 для толщины стенки 15 17 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов где C, Mn, Cr, Mo, V, Cu, Ni массовые доли (%) элементов в металле трубной стали. Допускается по согласованию с ОАО «АК «Транснефть» применение труб с С экв более указанных значений при значении коэффициента стойкости против растрескивания материала труб менее 0,21. Расчет коэффициента стойкости против растрескивания (P cm ) производится по формуле: P сm =С+(Mn+Cr+Cu)/20+Si/30+Ni/60+Mo/15+V/10+5B; (2) Медь, никель, хром, содержащиеся в сталях как примеси, при расчете С Э и P cm не учитывают, если их суммарное содержание не превышает 0,20 %. Бор при расчете P cm не учитывают, если его содержание менее 0,001 %. 6.2 Трубы диаметром от 530 до 1220 мм Для сооружения и ремонта линейной части магистральных трубопроводов применяются электросварные прямошовные и спиральношовные трубы диаметром от 530 до 1220 мм, изготовленные из низколегированных сталей. Трубы должны соответствовать общим и специальным техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть» Отклонение профиля наружной поверхности трубы от окружности в зоне сварного соединения на концевых участках длиной 200 мм от торцов и по дуге периметра 200 мм не должно превышать 0,15 % номинального диаметра Отклонение от перпендикулярности торца трубы относительно образующей (косина реза) не должно превышать 1,6 мм Предельные отклонения от номинального наружного диаметра на концах труб на длине не менее 200 мм от торца должны быть: не более ± 1,5 мм для труб диаметром до 1020 мм и ± 1,6 мм для труб диаметром 1020 и более Допуск на овальность труб (отношение разности между наибольшим и наименьшим диаметрами к номинальному диаметру) не должен превышать 1 % по концам труб с толщиной стенки менее 20 мм и 0,8 % по концам труб с толщиной стенки 20 мм и более. 6.3 Трубы диаметром до 530 мм Электросварные трубы диаметром от 159 до 426 мм с толщиной стенки от 4 до 12 мм могут поставляться по ГОСТ 20295, диаметром от 42 до 426 мм с толщиной стенки от 3 до 14 мм по ГОСТ 10704, ГОСТ и техническим условиям, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Основной металл спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь. 11

18 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов Концы электросварных труб должны иметь фаску под углом от 25 до 30 с величиной притупления от 1 до 3 мм Показатели механических свойств устанавливаются в соответствии с классами прочности, которые регламентированы ГОСТ или техническими условиями на поставку труб и приведены в таблице 6.2. Таблица 6.2 Классы прочности и механические свойства металла труб из углеродистых и низколегированных сталей по ГОСТ Класс прочности Временное сопротивление разрыву, МПа Механические свойства (не менее) Предел текучести, МПа Относительное удлинение, % К К К К К К Примечания: 1 Номер класса прочности соответствует минимально допустимому (нормативному) значению временного сопротивления разрыву основного металла труб в кгс/мм 2. 2 Для труб, поставляемых по техническим условиям, дополнительно к классам прочности, указанным в таблице, могут быть установлены также классы прочности К46, К48, К54, К56, К58, К Бесшовные трубы поставляются по ГОСТ 8731, 8732 (группа В с нормированием механических свойств и химического состава), ГОСТ 8733 (группа В), ГОСТ 8734, ГОСТ 9567, ГОСТ 550, а также по техническим условиям разработанным и утвержденным в установленном порядке. Диапазон диаметров от 14 до 426 мм. Основной металл спокойная или полуспокойная углеродистая или низколегированная сталь Бесшовные трубы по ГОСТ 8731 и ГОСТ 8733 с толщиной стенки от 5 до 20 мм должны иметь фаску под углом от 35 0 до 40 0 и притупление от 1 до 3 мм Предельные отклонения бесшовных труб регламентируются ГОСТ 8732 и ГОСТ Для строительства и ремонта трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» не связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов допускаются к применению трубы из аустенитных высоколегированных сталей изготовленных по ГОСТ , ГОСТ , ГОСТ , а также трубы с силикатно-эмалевым покрытием изготовленных в соответствии в соответствии с общими техническими требованиями на трубы с силикатноэмалевым покрытием ОАО «АК «Транснефть». 12

19 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 6.4 Соединительные детали трубопроводов Соединительные детали трубопроводов диаметром от 530 до 1220 мм прочностных классов от К42 до К60 включительно должны соответствовать общим и специальным техническим требованиям ОАО «АК «Транснефть». Технические условия заводовизготовителей должны быть включены в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» Соединительные детали трубопроводов с условным диаметром до 530 мм, должны соответствовать ГОСТ 30753, ГОСТ 17375, ГОСТ 17376, ГОСТ 17378, ГОСТ 17379, ГОСТ 17380, изготавливаются из труб по ГОСТ 8731 (группа В), ГОСТ 8733 (группа В) и ГОСТ 550 или листовой стали по ГОСТ (категория 4), ГОСТ 1542, ГОСТ и др Детали поставляются с сертификатами завода-изготовителя на русском языке в котором должны быть указаны основные приемо-сдаточных характеристики (наименование изготовителя, номер стандарта или ТУ, номер партии, типоразмер, рабочее давление, класс прочности (марка стали), механические свойства основного металла и т.д.), а также паспорт независимого технического надзора Для строительства и ремонта трубопроводов применяются следующие конструкции соединительных деталей (фитингов): — тройники штампованные; — тройники штампосварные с цельноштампованными ответвлениями горячей штамповки; — тройники сварные без специальных усиливающих элементов (ребер, накладок и т.д.); — переходы конические, концентрические и эксцентрические штампованные, штампосварные или сварные; — отводы гнутые, изготовленные способом протяжки на рогообразном сердечнике; — отводы гнутые, изготовленные с использованием индукционного нагрева; — отводы штампованные и штампосварные; — днища (заглушки) эллиптические Толщина стенок соединительных деталей должна соответствовать требованиям проектной документации и быть не менее 4,0 мм. Форма разделки кромок деталей должна удовлетворять условиям сварки и соответствовать требованиям нормативной документации Тип и конструкция запорной арматуры (задвижек, обратных клапанов) определяются требованиями проектной документации. Каждая задвижка или обратный клапан должны иметь паспорт завода-изготовителя с указанием приемо-сдаточных характеристик согласно техническим условиям на их поставку. Разделка кромок арматуры должна удовлетворять условиям применяемой технологии сварки. Толщина свариваемой кромки (размер под сварку) арматуры не должна превышать 1,5S (где S номинальная толщина стенки 13

20 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов присоединяемой трубы). Запорная арматура номинальным диаметром более 300 мм должна поставляться с приваренными переходными кольцами. 7 Требования к сварочному оборудованию и сварочным материалам 7.1 Общие требования Сварочное оборудование и сварочные материалы, применяемые для реализации технологии сварки при строительстве и ремонте трубопроводов ОСТ, должны выпускаться в соответствии с действующими государственными стандартами и специальными Техническими условиями (ТУ) на каждую марку сварочного оборудования, материала и должны быть аттестованы на группу «Нефтегазодобывающее оборудование», в соответствии с требованиями РД , РД , иметь соответствующие свидетельства об аттестации и входить в реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» Технические условия на сварочные материалы должны регламентировать специальные требования к качеству их изготовления, сварочно-технологическим характеристикам и обеспечению требуемого уровня качества, прочностных и вязкопластических свойств сварных соединений Применение сварочного оборудования и сварочных материалов (за исключением защитных газов), не включенных в реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» запрещается Порядок включения в реестр ТУ ПМИ ОАО «АК «Транснефть» представлен в ОТТ КТН Требования к сварочным материалам Для сварки кольцевых стыков трубопроводов могут применяться следующие сварочные материалы: электроды с основным и целлюлозным видами покрытия для ручной дуговой сварки; флюсы плавленые и агломерированные для автоматической сварки поворотных стыков; сварочные проволоки сплошного сечения; самозащитные порошковые проволоки; порошковые проволоки для сварки в среде активных газов и смесях; защитные газы аргон газообразный, двуокись углерода газообразная и их смеси; В качестве защитного газа для сварки используются: аргон высшего сорта по 14

21 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов ГОСТ 10157; углекислота техническая высшего сорта по ГОСТ 8050; готовая смесь Ar + СО 2, используемые в смеси защитные газы должны соответствовать требованиям ГОСТ 8050 для сорта «Высший» (углекислый газ) и ГОСТ для сорта «Высший» (аргон). Технические характеристики сварочных смесей представлены в таблице Требования к сварочным материалам, применяемым на объектах ОАО «АК «Транснефть» представлены в ОТТ КТН Таблица 7.1 Технические характеристики сварочных смесей аргона и углекислого газа Параметры Значение параметра Массовая доля влаги Не более 0,008 % Объемная доля азота Не более 0,01% Объемная доля углекислого газа 0% Х СО 2 ± 10% 100% Объемная доля аргона остальное Примечание: Х СО 2 ± 10% содержание углекислоты в смеси газов. Возможна конкретизация процентных соотношений компонентов в смеси, с учетом технологии сварки Типы сварочных материалов в зависимости от класса прочности трубы, сейсмичности зоны прокладки трубопровода и применяемой технологии сварки представлены в таблицах Допускается применение не указанных в таблице сварочных материалов при условии выполнения требований п При применении труб, деталей трубопровода с различными классами прочности подбор сварочных материалов производится: — при одинаковой толщине стенки деталей — по материалу детали меньшей прочности; — при различной толщине детали — по материалу детали имеющей меньшую толщину; — при выполнении угловых швов — по материалу привариваемой к основной трубе детали Сварочные материалы следует хранить преимущественно в отапливаемых помещениях при температуре не ниже +15 С в условиях, предохраняющих от загрязнения, увлажнения и механических повреждений с соблюдением следующих дополнительных требований: — Сварочные материалы следует хранить в упаковке завода-изготовителя на стеллажах или в штабеле. — Высота укладки упаковок электродов и порошковой проволоки не должна превышать 5 рядов. 15

Читайте также:  Центраторы для центровки труб

22 Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов — Флюсы необходимо хранить в бумажных мешках, уложенных в штабель, или в специальных закрытых емкостях (контейнерах, бункерах, ларях). В случае повреждения упаковки флюсы следует хранить только в контейнерах, бункерах, ларях. — Порошковая проволока должна быть уложена отдельными мотками массой 10 кг в герметизированную жестяную банку весом не более 35 кг. Банки с проволокой должны храниться на стеллажах. К мотку должна быть привязана бирка, на которой указывают марку порошковой проволоки, номер партии, дату изготовления. Мотки должны быть упакованы в мешки из полиэтиленовой пленки. В каждый полиэтиленовый мешок должен быть уложен матерчатый мешок с прокаленным селикагелем в количестве 0,5 % от массы проволоки Приемка мотков (бухт, шпуль, катушек) проволоки должна быть осуществлена только при наличии металлической бирки с указанием наименования товарного знака предприятия-изготовителя, условного обозначения проволоки, номера плавки и партии Сварочные электроды, флюсы, порошковую проволоку непосредственно перед их выдачей в производство, при отсутствии специальных указаний производителя сварочных материалов необходимо просушить (прокалить) согласно режимам, приведенным в табл Таблица 7.5 Режимы прокалки сварочных материалов Тип и марка сварочных материалов Температура прокалки, С Время выдержки, ч Электроды с целлюлозным видом покрытия: Э42, Э ,0 Электроды с основным видом покрытия: До Э55А 300 1,0 Э60, Э ,0 Флюсы: АН-348А ,5 АН ,5 АН-ВС ,5 ФЦ ,0-3,5 Порошковая проволока ,5-2,0 Примечание. Электроды с целлюлозным покрытием, доставленные к месту работ с неповрежденной герметической упаковкой (жестяных банках или картонных коробках с герметизирующей пленкой), разрешается использовать по назначению без предварительной сушки Электроды, флюсы и порошковая проволока используются после сушки (прокалки) в сроки, указанные в табл Дальнейшее их применение разрешается только после проведения повторной просушки (прокалки). 16

23 Таблица Сварочные материалы для сварки участков трубопроводов прокладываемых в районах с сейсмичностью менее 8 баллов Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) До 530 (54) включительно (55 60) включ. 637 (65) 690(70) Группа стали М01 М03 М03 М03 17 Группа материала труб, деталей Классы прочности трубной стали Способы и технологии сварки До К54 включительно От К55 до К60 включительно Свыше К60 до К65 включительно Проволока ГОСТ 2246/ Проволока ГОСТ 2246/ Проволока ГОСТ 2246/ Флюс ГОСТ 9087 Флюс ГОСТ 9087 Флюс ГОСТ 9087 Проволока EN756-S2Мо/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Автоматическая сварка под слоем флюса Все слои шва для двухсторонней сварки Заполняющие и облицовочный слои шва для односторонней сварки Проволока EN756-S2Si/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока EM12Kпо AWS A5.17/флюс F55A4 по AWS A5.23М /AWS A5.17М; Проволока EM12K/флюс F7A4 по AWS A5.17 Проволока ГОСТ 2246/ Флюс ГОСТ 9087 Проволока EN756-S2Si/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока EM12Kпо AWS A5.17М/флюс F55A4 по AWS A5.17М; Проволока EM12K/флюс Проволока по EN756-SZ/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока ЕNi5/флюс F8А4; Проволока ЕNi5/флюс F8А6; Проволока ЕNi5/флюс F9А4; Проволока ЕА2/флюс F8А2; Проволока ЕG/флюс F8А4 (А5;А6); Проволока ЕG/флюс F9А4 (А5;А6) по AWS A5.23 Проволока ENi5/флюс F55A4 (А5) по AWS A5.23М Проволока ГОСТ 2246/ Флюс ГОСТ 9087 Проволока по EN756- S2Мо/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока по EN756-SZ/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока ЕNi5/флюс F8А4; Проволока ЕNi5/флюс F8А6; Проволока ЕNi5/флюс Проволока EN756-S0/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока EM2/ флюс F10А4 (А5;A6); Проволока ЕG /флюс F9А6 по AWS A5.23 Проволока ГОСТ 2246/ Флюс ГОСТ 9087 Проволока EN756-S0**/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 Проволока EM2/ флюс F10А4 (А5;A6); Проволока ЕG **/флюс F9А6 по AWS A5.23 Свыше К65 до К70 включительно ОАО «АК «Транснефть» Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов

24 Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) До 530 (54) включительно (55 60) включ. 637 (65) 690(70) Группа стали М01 М03 М03 М03 Группа материала труб, деталей Классы прочности трубной стали F9А4; Проволока ЕА2/флюс F8А2; Проволока ЕG**/флюс Автоматическая сварка порошковой проволокой в среде инертных газов и смесях Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах комплексом оборудования CRC EVANS AW Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах комплексом оборудования Serimах Горячий проход, заполняющие, облицовочные F7A4 по AWS A5.17 AWS A5.20 E71T-1: AWS A5.20 E71T-9; ГОСТ ПГ49 А4У F8А4 (А5;А6); Проволока ЕG**/флюс F9А4 (А5;А6) по AWS A5.23 Проволока ENi5/флюс F55A4 (А5) по AWS A5.23М AWS A5.20 E71T-1: AWS A5.20 E71T-9; AWS А5.29 E81T1; AWS А5.29 E91T1; AWS А5.29 E101T1; ГОСТ ПГ49 А4У AWS А5.29 E91T1; AWS А5.29 E101T1; ГОСТ ПГ59 А4У AWS А5.29 E101T1; AWS А5.29 E111T1; ТУ Корневой, горячий ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 проход AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S Заполняющие, ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 облицовочный AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER80S Корневой, горячий проход, заполняющие, облицовочный AWS A5.28 ER90S AWS A5.28 ER100S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER90S или AWS A5.28 ER100S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 Корневой проход AWS A5.28 ER70S или AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S Автоматическая сварка AWS A5.28 ER80S проволокой сплошного ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 Горячий проход сечения в защитных газах AWS ER70S-G AWS E101T1-GM-H8 AWS ER70S-G комплексом оборудования ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 CWS.02 фирмы PWT Заполняющие, AWS E71T-1MJH8 AWS AWS A5.28 ER90S или AWS A5.28 ER80S облицовочный E71T-9MJH8 AWS A5.28 ER100S AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S Автоматическая сварка ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 проволокой сплошного Корневой проход AWS A5.28 ER70S или AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER70S сечения в защитных газах AWS A5.28 ER80S головками системы PWT- Горячий проход, ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ОАО «АК «Транснефть» Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 18

25 Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) До 530 (54) включительно (55 60) включ. 637 (65) 690(70) Группа стали М01 М03 М03 М03 Группа материала труб, деталей Классы прочности трубной стали RMS Автоматическая сварка самозащитной проволокой Механизированная сварка в активных газах Механизированная сварка самозащитной проволокой Ручная дуговая сварка электродами с целлюлозным видом покрытия Ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия методом на спуск Ручная дуговая кольцевых стыков электродами с основным видом покрытия методом на подъем. Ремонт сварных соединений Заполняющие, AWS A5.28 ER90S или AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER80S облицовочные AWS A5.28 ER100S Заполняющие, ГОСТ26271 ГОСТ26271 облицовочные AWS А5.29 E71T8 AWS А5.29 E81T8 Корневой слой ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER80S Корневой ГОСТ ГОСТ AWS A5.29 E71T-GS AWS A5.29 E71T-GS Заполняющие, ГОСТ ГОСТ облицовочные AWS A5.29 E71T8 AWS A5.29 E81T8 Корневой на спуск Э50А / AWS A5.1 Е6010 Э50А / AWS A5.1 Е6010 или на подъем, или AWS A5.5 E7010 или AWS A5.5 E7010 Ø3,2- горячий проход на Ø3,2-4,0 мм 4,0 мм спуск Заполняющие, облицовочный на спуск Заполняющие, облицовочный Корневой, подварочный Заполняющие, облицовочный Э50А / AWS A5.1 Е6010 или AWS A5.5 Е7010 Ø4,0-5,0 мм Э50А / AWS A5.1 Е70(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э50А / AWS A5.1 Е70(16,15,18) Ø3,0-4,0 мм Э60 / AWS A5.5 Е9010 или Е8010 Ø4,0-5,0 мм Э60 / AWS A5.5 Е90(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э50А / AWS A5.1 Е70(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(18,16,15) или Е90(18,16,15) Ø3,0-4,0 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(16,15,18) или E90(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,16,15) Ø3,0-4,0 Э70 / AWS A5.5 Е100(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(16,15,18) или E90(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,16,15) Ø3,0-4,0 мм мм *- конкретная марка сварочного материала выбирается из числа марок включенных в реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» **- после буквенно-цифрового обозначения согласно стандартам AWS, приведенным в таблице, могут быть дополнительно указаны буквы и/или цифры, обозначающие легирование, уровень механических свойств, содержание диффузионно-подвижного водорода и др. ОАО «АК «Транснефть» Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 19

26 Таблица Сварочные материалы для сварки участков трубопроводов прокладываемых в районах с сейсмичностью более 8 баллов. Типы сварочных материалов в зависимости от группы сталей, уровня качества, категории трубы, нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) (55 60) включ. 637 (65) 690(70) Группа стали М03 М03 М03 Группа материала деталей Классы прочности трубной стали Способы и технологии сварки Автоматическая сварка под слоем флюса Автоматическая сварка порошковой проволокой в среде инертных газов и смесях Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах комплексом оборудования CRC EVANS AW Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах комплексом оборудования Serimах Все слои шва для двухсторонней сварки Заполняющие и облицовочный слои шва для односторонней сварки Горячий проход, заполняющие, облицовочные От К55до К60 включительно Проволока ЕM2/флюс F9А2; Проволока ЕM2/флюс F10А4; Проволока ЕM2/флюс F10А6 по AWS A5.23 Проволока ЕM2/флюс F9А2; Проволока ЕM2/флюс F10А4; Проволока ЕM2/флюс F10А6; Проволока ЕG**/флюс F9А6 по AWS A5.23; Проволока EN756-S0**/ флюс EN 760-SA AB 1 67 AC H5 AWS А5.29 E91T1; AWS А5.29 E101T1; ГОСТ ПГ59 А4У Свыше К60 до К65 включительно AWS А5.29 E91T1; AWS А5.29 E101T1; Свыше К65 до К70 включительно AWS А5.29 E111T1 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 Корневой, горячий проход AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER70S Заполняющие, облицовочный Корневой, горячий проход, заполняющие, облицовочный AWS A5.18 ER70S AWS A5.18 ER80S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.28 ER80S AWS AWS A5.28 ER100S AWS AWS A5.28 ER80S A5.28 ER90S A5.28 ER110S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER90S AWS A5.28 ER100S или AWS A5.28 ER110S ОАО «АК «Транснефть» Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 20

27 Типы сварочных материалов в зависимости от группы сталей, уровня качества, категории трубы, нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) Нормативное значение временного сопротивления разрыву основного металла, МПа (кгс/мм 2 ) (55 60) включ. 637 (65) 690(70) Группа стали М03 М03 М03 Группа материала деталей Классы прочности трубной стали Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах комплексом оборудования CWS.02 фирмы PWT Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в защитных газах головками системы PWT-RMS Механизированная сварка в активных газах Ручная дуговая сварка электродами с основным видом покрытия методом на спуск Ручная дуговая кольцевых стыков электродами с основным видом покрытия методом на подъем. Ремонт сварных соединений. Корневой проход Горячий проход Заполняющие, облицовочный Корневой проход ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER70S или AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER80S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS ER70S-G AWS 5.29 E91T1-GH4 AWS ER70S-G ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS E101T1-GM-H8 AWS A5.28 ER90S AWS A5.28 ER100S или AWS A5.28 ER110S AWS A5.28 ER80S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.18 ER70S AWS A5.28 ER70S или AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER80S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 Горячий проход, Заполняющие, облицовочные AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER90S Корневой слой Заполняющие, облицовочный Корневой, подварочный Заполняющие, облицовочный AWS A5.28 ER100S или AWS A5.28 ER110S ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 ГОСТ 2246 AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER80S AWS A5.28 ER80S Э70 / AWS A5.5 Е100(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(16,15,18) или E90(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,16,15) Ø3,0-4,0 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(16,15,18) или E90(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э70 / AWS A5.5 Е100(18,16,15) Ø3,0-4,0 мм *- конкретная марка сварочного материала выбирается из числа марок включенных в реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть» Э70 или Э80 / AWS A5.5 Е100(18,45,15,16) или Е110(18,45,15,16) Ø3,0-4,5 мм Э60 / AWS A5.5 Е80(16,15,18) или E90(16,15,18) Ø2,5-3,2 мм Э70 или Э80 / AWS A5.5 Е100(18,16,15) или Е110(18,16,15) Ø3,0-4,0 мм ОАО «АК «Транснефть» Сварка при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов 21

Источник

Adblock
detector