Меню

Су 34 что за труба сзади



Су 34 что за труба сзади

[ I | II | III | IV ]

    Ниже на основе публикаций в печати, фото- и видеоматериалов рассматриваются особенности конструктивно-компоновочного решения самолета Су-34, возможный состав его оборудования, вооружения и основные характеристики. Су-34 в общих чертах сохранил особенности аэродинамической компоновки и взаимного расположения основных агрегатов конструкции, свойственные семейству самолетов Су-27. Практически не изменились форма в плане и обводы крыла и оперения, в остальном, однако, конструкция его совершенно другая. Су-34 имеет новую головную часть фюзеляжа, усиленное крыло, вертикальное оперение, как на Су-27, но без подбалочных гребней, переднее горизонтальное оперение (аналогичное применяемому на самолетах Су-27К и Су-35), новое шасси. В отличие от серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми воздухозаборниками, несколько ограничившими его летно-технические характеристики (главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением (ПГО) и имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, на котором установлены консоли ПГО, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать на пилонах между ними различные образцы авиационного вооружения и контейнеры с оборудованием. Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, на которых установлены цельноповоротные консоли стабилизатора с прямой осью вращения и двухкилевое разнесенное по внешним бортам балок вертикальное оперение. Шасси самолета трехопорное, убираемое в полете, со спаркой колес на передней опоре и двухколесными тележками на главных опорах. Фюзеляж самолета интегрально сопрягается с крылом. В головной части фюзеляжа, начинающейся радиопрозрачным обтекателем бортовой радиолокационной станции (РЛС), имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного приемника воздушного давления (ПВД) с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса). В отсеке оборудования перед кабиной слева размещена выпускаемая штанга-приемник системы дозаправки топливом в полете. Бронированная двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Экипаж размещается на катапультных креслах К-36ДМ, а достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост, выполнить физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25). Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. В средней части фюзеляжа размещены основные топливные баки-отсеки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. В верхней части гондол имеются эксплуатационные люки для доступа к выносным коробкам приводов и основным агрегатам двигателей, последние два силовых шпангоута гондол размыкаются для обеспечения снятия двигателей при замене по схеме “назад-вниз”. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования. Хвостовые балки имеют узлы крепления горизонтального и вертикального оперения, в них установлены бустеры стабилизатора и организованы отсеки общесамолетного оборудования. Нерегулируемые воздухозаборники двигателей совкового типа имеют прямоугольное сечение со скругленной нижней кромкой и размещены под наплывом крыла. Расположение поверхности торможения воздухозаборника — горизонтальное, клин торможения отодвинут от поверхности несущего корпуса, а между крылом и клином образованы щели для слива пограничного слоя. Имеются створки подпитки и перепуска воздуха. Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей. Консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3.5, сужение — 3.4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами, выполняющими функции закрылков и элеронов, и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов +35. . -20°, поворотного носка — 30°. Выпуск флаперонов и отклонение носка производятся на взлетно-посадочных режимах, а также при маневрировании. Консоли крыла имеют кессонную схему, в них оборудованы топливные баки-отсеки. На каждой консоли имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали. Горизонтальное оперение — дифференциально отклоняемый стабилизатор, управляемый с помощью электродистанционной системы. Консоли трапециевидной формы (угол стреловидности по передней кромке 45°) имеют размах 9.8 м и площадь 12.2 м. Углы отклонения стабилизатора +15 . -20°, для управления по крену возможно дифференциальное отклонение половин горизонтального оперения с “ножницами” 10°. Вертикальное оперение — двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40°), площадью 15.4 м. Каждый киль оснащен рулем направления (площадь двух рулей 3.5 м, углы отклонения 25° в каждую сторону). В верхней части килей под радиопрозрачными обтекателями размещены антенны различных радиотехнических устройств. Переднее горизонтальное оперение, установленное в торце наплыва крыла, состоит из двух цельноповоротных консолей размахом 6.4 м и площадью около 3 м . Угол стреловидности по передней кромке консолей 53.5°. Шасси самолета трехопорное, убирающееся. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколесные тележки с размещением колес КТ-206 размером 950х400 мм по схеме “тандем”. На управляемой передней опоре полурычажного типа установлена спарка колес КН-27 размером 680х260 мм. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа. Основные размеры шасси: база 6.6 м, колея — 4.4 м.
    Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34 могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные в печати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным, от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. На самолете имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ.
    Самолет оборудуется независимыми гидросистемами закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Гидросистема используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, питания приводов (бустеров) органов управления, гидроцилиндров механизации крыла, выпуска и уборки защитных сеток воздухозаборников. Воздушная система используется в качестве аварийной для выпуска шасси, служит для наддува кабины и блоков оборудования и т.п. Электрооборудование служит для обеспечения потребителей постоянным и переменным током. Включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения. В числе потребителей электроэнергии посадочные и рулежные фары, аэронавигационные огни, система внутрикабинного освещения. Средства аварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется носимый аварийный запас (НАЗ) с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.
    На серийных самолетах Су-34 будет устанавливаться разнообразное обзорно-прицельное, пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, аппаратура бортового комплекса обороны, системы объективного контроля и регистрации параметров. Обзорно-прицельное оборудование должно включать многорежимный радиолокатор переднего обзора и оптико-электронную прицельную систему с лазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания. Можно предположить, что часть дополнительного оборудования (например, телевизионно-командная или тепловизионная аппаратура) будет размещаться в сменных подвесных контейнерах. Кроме того, наличие большого радиопрозрачного обтекателя в хвостовой части фюзеляжа может свидетельствовать о том, что на Су-34 планируется установить и радиолокационную станцию заднего обзора. Отображение информации от систем прицельно-навигационного комплекса должно осуществляться на индикаторе на лобовом стекле и многофункциональных индикаторах на жидких кристаллах на приборной доске кабины. В состав пилотажно-навигационного оборудования должны входить система воздушных сигналов, система автоматического управления, инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и углов сноса, система спутниковой навигации, радиотехнические системы ближней и дальней навигации, маркерный приемник, самолетный ответчик, другая аппаратура. Аппаратура бортового комплекса обороны может включать станции радиотехнической разведки и активных помех, аппаратуру обнаружения пуска ракет по их тепловому излучению (теплопеленгатор), устройства выброса пассивных помех — ложных тепловых целей и дипольных отражателей. Управлять столь сложным и многообразным бортовым оборудованием должны современные цифровые вычислительные машины. Общее число их на борту можно оценить, как пять-семь.
    Вооружение самолета включает встроенную пушку ГШ-301 калибра 30 мм, а также управляемые, корректируемые и неуправляемые ракеты и бомбы широкой номенклатуры, размещаемые на 12 точках подвески. Управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” включает до 6 ракет средней и увеличенной дальности типа Р-27 различных модификаций с тепловой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и полуактивной радиолокационной (Р-27Р, Р-27ЭР) головками самонаведения, до 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ с комбинированной системой наведения и до 6 самонаводящихся ракет ближнего боя типа Р-73. Управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” включает тактические ракеты малой дальности Х-25М и Х-29 различных модификаций с лазерной, телевизионной и тепловизионной системами наведения, корректируемые ракеты С-25Л, ракеты средней дальности Х-31 П (А) с пассивной (активной) радиолокационной головкой самонаведения и телевизионно-командные ракеты Х-59М, корректируемые бомбы калибра 500 и 1500 кг типа КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерной, телевизионной и телевизионно-командной системами наведения. Число ракет Х-59М и бомб КАБ-1500 на самолете может достигать трех, число других ракет “воздух-поверхность” и 500-килограммовых корректируемых бомб — шести. Основные характеристики некоторых образцов управляемого ракетного вооружения классов “воздух-воздух” и “воздух-поверхность” и корректируемого бомбардировочного вооружения, применяемых на самолете Су-34, приведены в табл. 1-3. Имеется на самолете и традиционное неуправляемое вооружение: авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ), неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13 и С-25 калибра 80, 122 и 266/340 (420) мм соответственно. Неуправляемые ракеты С-8 устанавливаются в 20-ствольные блоки Б-8М, С-13 — в 5-ствольные блоки УБ-13, С-25 — в одноразовые пусковые устройства 0-25. По составу и количеству подвешиваемого неуправляемого авиационного вооружения Су-34 соответствует модификациям истребителя Су-27, доработанным для действий по наземным целям, — самолетам Су-27СК, Су-27М (Су-35), Су-30 (Су-З0МК). Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-34 составляет 8000 кг.

    Источник

    Знаете как работает туалет на российском истребителе-бомбардировщике СУ-34?

    Когда люди называют Су-34 летающим туалетом с кухней . это, на мой взгляд, преувеличение.

    Увеличенная площадь кабины Су-34 действительно обеспечивает гораздо больший комфорт, чем типичные кабины истребителей. Экипаж имеет место, чтобы удобно сидеть и даже немного передвигаться и пилотам не нужны громоздкие летные костюмы, которые обычно носят летчики-истребители.

    Важно помнить то, что, несмотря на увеличенную кабину, самолет по-прежнему базируется на истребителе, хотя и крупном. И как таковое пространство довольно ограничено.

    Если в кабине оглянуться назад, можно увидеть маленькие сиденья за сиденьями(простите за тавтологию). Это было сделано преднамеренно, чтобы член экипажа мог лечь в спальный мешок, что, я уверен, будет очень полезно на дальних и длительных миссиях(поправьте меня если я ошибаюсь).

    А теперь о главном, так называемый «унитаз» Су-34 на самом деле выглядит так:

    Грубо говоря . это большая воронка с цилиндром, который заполнен химическими веществами, для нейтрализации запахов. Это может быть не роскошная ванная, но это ОГРОМНОЕ улучшение по сравнению с ношением одноразового нижнего белья, как это делают многие пилоты-истребители!

    Есть также небольшая зона с полкой для хранения пищевых рационов, колба с подогревом для горячих напитков и небольшое микроволновое устройство для подогрева рационов. Не совсем кухня, но определенно лучше, чем мешок с закусками в кармане.

    Как вы и сами видите, «туалет» на Су-34 очень прост. Это банка, ты просто достаешь кое что. (ну вы сами поняли) ну и делаете. (опять же вы поняли что надо делать). Повторюсь, на мой взгляд, это куда лучше чем в «штаны».

    Источник

    Туалет и спальник на Су-34

    Народ усиленно озадачен вопросом — где у самолета Су-34 находится спальное место и где у него туалет. Особенно альтернативно-одаренные товарищи постят фото санбачка от Су-27, прикалываясь, что мол вот это и есть туалет.

    Однако товарищи не правы. Внезапно для них, Су-34 со своей компоновкой кабины с параллельным расположением кресел, позволил выкроить некоторое место для дополнительного комфорта экипажа. В самолете имеется не только туалет и спальник, но даже микроволновка для разогрева пищи, и автономный генератор электроэнергии. Итак, пойдем по порядку.

    В отличие от всех остальных машин на основе Сухого Т-10, самолет Т-10В (Су-34) не имеет подъемного колпака кабины. Остекление над креслами пилотов можно только аварийно отстрелить пирозарядами для катапультирования. Но как же тогда пилоты попадают в самолет — спросите вы? Очень просто — у них есть вход снизу, через люк для передней стойки шасси. Вот этот вход:

    Вход в кабину Су-34

    Это вид снаружи, а вот вид из самой кабины:

    Вход в кабину Су-34

    Как видите, там довольно длинный отсек для стойки шасси. Когда шасси убрано, в нем разворачивается спальное место.

    Также в комплект самолета входит компактный биотуалет и пара пресловутых санбачков от Су-27.

    В этом же отсеке находится микроволновка для разогрева пищи. Рядом находится бортпаек, НЗ и аптечка.

    А вот автономный электрогенератор находится не там, а в хвосте. Вот тут:

    Генератор на Су-34

    Генератор на Су-34 газотурбинный, работает на том же авиакеросине, что сам самолет.

    Вообще идея возить с собой генератор кажется бредовой — но лишь на первый взгляд. Дело в том, что с точки зрения компоновки самолета, основные проблемы были связаны с дальнейшим ростом объемов и массы оборудования. Согласно предварительной оценке, масса БРЭО в установке должна была составить порядка 4100 кг по сравнению с 2500 кг на Су-27. Для размещения такого «борта» отнюдь не лишними оказались дополнительные объемы в закабинном отсеке, образовавшиеся в результате увеличения габаритов кабины. Однако размещение большого количества оборудования в закабинном отсеке и громадная антенна РЛС в носу привели к упереднению центровки, с этим пытались бороться за счет установки РЛС заднего обзора в хвосте и увеличения объема топлива, «заливаемого» в хвостовой группе баков — но этого было мало. В конце концов самолет для нужной центровки получил длиннющий «член» сзади, в который напихали не только антенну задней РЛС, но и наиболее тяжелое оборудование. И вот тут-то оказалось, что автономный генератор отлично подходит на роль уравновешивающего груза.

    Генератор выглядит вот так:

    Это так называемая «вспомогательная силовая установка» ТА14-130-35, она построена на основе экономичной 105-киловаттной газовой турбины, от которой отбирается не только электричество на питание бортовых систем самолета, но и тепло на отопление кабины. Турбина на 105 киловатт без генератора весит всего 62 кг и может нормально работать вплоть до высоты в 10 километров, что позволяет для экономии топлива использовать ВСУ в течении большей части полета самолета. Кстати, производство российское, ступинской «Аэросилы».

    Применение автономного генератора позволяет летчикам дежурить на необорудованных аэродромах, находясь в кабине самолета в тепле и с запитанным бортовым оборудованием, в готовности к быстрому запуску двигателей и ускоренному взлету.

    Кстати, почти такой же генератор применяется на самолете Як-130 — там точно такая же турбина, но электрогенератор используется поменьше и полегче. Военным очень понравилась идея иметь автономное энергопитание борта и кондиционирование кабины, а конструкторам — возможность не зависеть в наддуве кабины от режимов работы основных двигателей.

    Декларировалось, что выбранная схема размещения экипажа позволит уменьшить объем кабины и обеспечит личное общение членов экипажа во время полета. Кроме этого, сокращалось общее количество приборов на доске приборов и появлялась возможность организовать выдвижной средний пульт, уменьшивший число дублирующих систем. Вход в кабину снизу защищает кабину от попадания осадков (снега, дождя) при загрузке летчиков в самолет — что, между прочим, изрядно достало на машинах классической компоновки со сдвижным или откидным фонарем.

    Система кондиционирования обеспечивает экипажу возможность находиться в кабине во время отдыха на высотах до 13 км без кислородной маски.

    Кокпит у Су-34 довольно странный, асимметричный:

    Как видите — пилотировать самолет могут оба летчика, но пилотский прицел есть только у левого. Правый — оператор систем вооружения и наведения.

    Впрочем, финальный вариант кокпита вот такой:

    Как видите, кокпит обнизили за счет отказа от многих аналоговых приборов.

    И да — в отличие от других самолетов серии Т-10, Су-34 довольно серьезно бронирован. Скажем, низ центроплана и кабины выполнен из титановых бронеплит. Я не буду ничего рассказывать об этом, просто приведу официальное фото:

    Заодно покажу и еще одну веселую картинку от наших заокенских друзей, иллюстрирующую возникшие с появлением Су-34 у их хваленых F-22 большие проблемы:

    F-22 проблема с наведением

    Да-да — речь о том, что передатчики помех с Су-34 наглухо забивают канал передачи целеуказания на F-22. Мы уже обсуждали как-то коллизию с радаром на F-22 — выяснилось, что в широком ракурсе спереди открытая матрица АФАР радара делает F-22 прекрасно видимой на радарах российских машин целью. Пиндосы придумали схему атаки, когда радары F-22 закрыты, и они получают целеуказание (координаты вражеских самолетов) с летающего радара АВАКС по цифровому даталинку. Так вот — трансмиттеры помех высокой мощности на Су-34 забивают даталинк на значительных дистанциях, и F-22 слепнут. Не помогает даже ретрансляция данных с дополнительного самолета, находящегося в другом ракурсе.

    На самом деле эти трансмиттеры были созданы даже не для противодействия самим F-22, а для срыва радиоканала ракет воздух-воздух среднего и большого радиуса действия, которые наводятся по данным с самолетного радара. Но так вот сложилось, что они забивают и канал самого F-22.

    Разумеется, самолет с работающими трансмиттерами помех прекрасно пеленгуется, и может быть атакован ракетами, наводящимися на источник радиосигнала. Но он ведь, во-первых, летит отдельно от группы истребителей, а во-вторых, такие ракеты еще нужно догадаться взять с собой, и они станут совершенно бесполезны, когда Су-34 выключит трансмиттеры, увидев на радаре приближающиеся ракеты.

    И вот еще интересная картинка:

    Серая елда с кривым носом — это то ли КАБ-1500, то ли даже КАБ-3000 (управляемая авиабомба на 1.5 и 3 тонны соответственно), а вот над ней серая дверца — это система «Платан» в сложенном состоянии. «Платан» — это лазерно-оптическая система наведения управляемого оружия, осуществляющая оптический захват цели и ее подсветку лазером для наведения, например, вот такой бомбы.

    Су-34 является единственным в ВС РФ самолетом с такой системой, установленной стационарно. Для Су-30 и Як-130 «Платан» используется в виде подвесного контейнера.

    По результатам испытаний, система «Платан» на Су-34 обеспечила точность бомбометания сравнимую и даже более высокую, чем западные системы с наведением по координатам GPS. «По точности бомбометания характеристики примерно в пять раз выше нормативных» — радовались разработчики. При этом, как можно догадаться, система позволяет наводить бомбы на движущиеся цели (например, на корабли), чего не обеспечивают системы с GPS.

    Дальность полета, на минуточку — достигает 4500 км. То есть самолет, созданный как бы на замену тактическому бомберу Су-24 — немножко влез в экологическую нишу «евростратегов».

    Источник

Читайте также:  Медная труба в сыктывкаре