Меню

Сравнение арматуры запорной арматуры



Запорная арматура Россия – обзор производителей и ТОП-10

Запорная арматура России

Используется запорная арматура в России подразделениями нефтехимической промышленности, пищевой отрасли н/х, энергетическими предприятиями и компаниями ЖКХ. Благодаря простой конструкции изделий и наличию собственной сырьевой базы отечественная запорная арматура имеет низкую себестоимость, высокий эксплуатационный ресурс и обеспечение расходными материалами, запчастями.

Классификация запорной арматуры

При строительстве трубопроводов и производственных мощностей химической, энергетической и нефтегазовой промышленности, объектов ЖКХ и судов, резервуарных парков запорная арматура составляет от 80% сметы. Классифицируется арматура этого типа по нескольким признакам:

  • конструкция – арматура имеет поворотный затвор (заслонка), вентиль (клапан), задвижка и кран;
  • область использования – резервуарная, судовая, химическая энергетическая, нефтяная, пароводяная или газовая арматура;
  • принцип действия/управления – ручной и механический привод (электромотор, гидравлика, пневматика, электромагнитный двигатель), автоматические системы управления;
  • способ установки – сварка, штуцеры, фланцы, цапфы или муфты;
  • назначение – конденсатоотводчик, распределение фаз, смешивание/разделение потоков, предохранительная, отсечная, регулирующая и запорная арматура;
  • вид запорного устройства – шланговая, мембранная, сильфонная, сальниковая, дисковая, клиновая и золотниковая арматура.

Кроме подачи и условного сечения у запорной арматуры есть дополнительные эксплуатационные характеристики – время срабатывания, усилие затяжки штурвала, привод, коррозионная стойкость, температурный режим и давление (пробное, рабочее, номинальное).

Выдвижной шпиндель резко увеличивает габариты трубопровода, однако резьбовая часть такого узла арматуры не контактирует с агрессивной средой, служит гораздо дольше. Не выдвижной шпиндель компактный по размеру, упрощает оснащение арматуры механическими приводами. Однако такая арматура имеет пониженный эксплуатационный ресурс из-за нахождения гайки и шпинделя в рабочей среде трубопровода постоянно.

Нюансы запорной арматуры российского производства

Еще со времен СССР отечественная арматура отличается от импортной, как минимум четырьмя пунктами:

  • герметичность исключительно А или В класса;
  • вес и габариты больше для обеспечения запаса надежности;
  • устойчивость к коррозии;
  • арматура имеет уплотнительные поверхности менее прочные, чем у зарубежных налогов.

Изначально зарубежная арматура имела собственные присоединительные и строительные размеры. В настоящее время вся импортируемая арматура соответствует габаритами и размерами фланцев элементам трубопроводов в РФ.

Китайская арматура не может конкурировать с продукцией вышеуказанных стран и их ведущих брендов. Однако из-за частичного переноса производственных мощностей европейских производителей в Поднебесную качество сборки выпускаемой на них арматуры оставляет желать лучшего.

Особенности рынка запорной арматуры РФ

На период 2013 года, то есть до присоединения Крыма и введения санкций против РФ объемы производства трубопроводной арматуры внутри страны были ниже, чем импорт из-за рубежа. Например, нефтегазовая отрасль импортировала ежегодно 55% арматуры от общего объема ее потребления. В процентном отношении запорная арматура поступала в РФ в следующем количестве:

  • 29% из Италии;
  • 24% из Германии;
  • 11% из Чехии;
  • 10% из США;
  • 9% из Франции;
  • 5% из Венгрии;
  • 4% и Японии
  • 8% из других государств.

С момента введения санкций остро встал вопрос импортозамещения, поскольку на момент 2014 года нефтегазохимия зависела от поставок запорной арматуры из стран Японии, Соединенных Штатов и Евросоюза на 70%, а шельфовая добыча газа и нефти на 100%.

Без развития собственного производства с учетом степени износа имеющейся арматуры развитие указанных отраслей по прогнозам останавливалось уже через 4 – 5 лет. Кроме того, износ запорной арматуры на предприятиях химической отрасли, энергетического сектора и нефтехимических комплексах чреват техногенными катастрофами.

На этот момент основной проблемой производителей запорной арматуры в России стал вопрос стандартизации:

  • мощности заводов позволяют выпускать арматуру и по ГОСТ, и по API;
  • в первом случае сертификат выдает Росаккредитация;
  • во втором варианте необходимо соответствие арматуры регламенту лицензиара;
  • соблюдение одновременно и ГОСТ, и API обходится производителю очень дорого.

В период 2009 – 2013 г. г. отечественные заводы по выпуску арматуры как раз активно обновляли оборудование. Согласно статистике, на каждом из них ежегодно устанавливалось 9 – 12 станков ведущих брендов Okuma, Doosun, Gildemeister и Trevisan. В результате производителями освоены новые модификации ассортимента, например:

  • Благовещенский арматурный завод БАЗ наладил выпуск маслонаполненной шиберной прямоточной задвижки для оборудования устья;
  • Пермский арматурный завод ПТПА теперь выпускает обратный клапан осевого потока
  • Уфимский арматурный завод МАРОА Технологии создал линейку шаровых кранов из кермитов
  • НПО Регулятор освоило выпуск запорного клапана сверхвысокого давления, не имеющего в мире аналогов;

На предприятии Силур изобретено волнообразное вторичное уплотнение запорной арматуры для нештатных ситуаций.

Поэтому уже в 2015 году основные потребители запорной арматуры – химическая, пищевая и нефтеперерабатывающая промышленность – подросли на 6%, 2% и 0,5% по уровню производства совершенно безболезненно. В натуральном выражении выпуск арматуры компаниями РФ вырос на 8%. Однако, при приросте в рублевом эквиваленте рост производства запорной арматуры на 20% и инфляции отечественной валюты в долларах это выглядит, как падение на 27%.

В рамках проекта импортозамещения эксперты планируют снижение импортных деталей/узлов в отечественной арматуре в пределах 30% уже к 2020 году.

ТОП-10 производителей запорной арматуры России

Оценивать арматурные заводы можно по разным критериям с привлечение экспертов не одинаковой квалификации. Поэтому рейтинги могут отличаться составом участников и их расположением в итоговой таблице. Например, специализированный журнал Топнефтегаз приводит следующий ТОП-10:

  • Конструкторское бюро ЦКБА (СПб) – кроме всех типов арматуры производит в России исследования и экспертизу, продлевает ресурс оборудования, выполняет расчеты любой сложности;
  • Тяжпромарматура (Алексин, Тульская область) – клиновая и шиберная арматура, регулирующие и запорные шаровые краны, редукторы и приводы;
  • МЗТА (Муром) – арматурный завод полного цикла, развитая сервисная сеть, объемы 250000 единиц арматуры ежегодно;
  • АО «АК «Корвет» (Курган) – клапаны разных конструкций, нефтегазовое оборудование и энергетическая арматура.;
  • АО «Армагус» (Гусь-Хрустальный) – древнейший арматурный завод РФ, модернизирован в 2012 году;
  • АО «ПТПА» (Пенза) – Краны шаровые, регуляторы давления, затворы дисковые, затворы и клапаны обратные, задвижки, мы предлагаем из наличия как аналог продукции Тяжпромарматура;
  • Гусар (Гусь-Хрустальный) – Клапаны запорные стальные компактные, клапаны запорные, задвижки кованые стальные (ЗКС), затворы (клапана) обратные поворотные, клапаны запорные герметичные Y-образные, краны шаровые криогенные с верхним разъемом, краны шаровые криогенные трехходовые, задвижки клиновые криогенные;
  • ОАО «Волгограднефтемаш» (Вогоград) – арматура всех назначений и типов, скребковые краны, 2000 типоразмеров, минимум 3 образца опытной продукции ежемесячно;
  • Энерпред-Ярдос (Москва) – Проектирование и изготовление трубопроводной арматуры;
  • ГИРАС (Долгопрудный) – специальная арматура шаровые краны повышенной надежности;

Продукцию данных производителей Вы можете приобрести, со склада, в компании ООО «Стройнетегаз»

В России существуют узкоспециализированные заводы, например, арматура УСЗТА – это исключительно шаровые краны. Другие производители объединяются в Ассоциации и концерны. Например, арматура ООО АЗ собрана в Благовещенске (Башкортостан), отливки для корпусных деталей изготовлены в Набережных Челнах, а управляющий офис расположен в Уфе.

В 2006 году выпускники МГТУ основали завод ЗСПА (Москва), продукция которого отвечает требованиям отечественных ГОСТ и международных ISO. Вся арматура изначально превосходит зарубежные аналоги, сделана из отечественного сырья на станках производства РФ.

Читайте также:  Неисправность запорной арматуры это

Таким образом, в настоящее время запорная арматура российского производства успешно конкурирует с продукцией европейских, азиатских и американских брендов. Потребность ведущих отраслей, в которых регулировочная и запорная арматура в основном востребована, удовлетворяется на 90%.

Источник

Что такое трубопроводная арматура?

Ни одна труба на земле не может работать без арматуры. И речь не о каркасе для усиления бетона в ответственных конструкциях. Речь об устройстве, «на плечах» которого лежит управление потоками рабочей среды. Что такое трубопроводная арматура? Какая она бывает, и куда ее устанавливают? Обо всем по порядку.

Классификация

Трубопроводный транспорт – лидер, среди остальных колесных и без колесных транспортных средств, по перевозке грузов. Развернутая длина всех российских магистралей составляет более 250 тысяч километров.

Для управления таким народным достоянием нужны специальные технические средства, коими и является трубопроводная арматура. Она бывает 3 видов:

  • сантехническая;
  • промышленная;
  • лабораторная.


Рис. 1 Виды трубопроводной арматуры

К сантехнической арматуре относятся устройства, предназначенные для регулировки и перекрытия водопроводов квартир, домов и частных предприятий. Это вентили, краны, смесители и другие приборы.

Рабочая среда – жидкость, газ, пульпа или другое вещество, текущее по трубе.

К лабораторной арматуре относятся устройства, которые работают в ограниченных условиях без воздействия давления и высокой температуры. Всяческие бобышки, трубки, защитные оправы, нужные для выполнения точных замеров, отбора проб и других лабораторных манипуляций.

К промышленной арматуре относятся устройства, которые управляют рабочей средой. Под управлением понимается:

Регулировка среды в трубе подразумевает контроль и изменение (при необходимости) основных ее параметров (давление, температура).

Арматура делится на общепромышленную и специальную. Для каждой отрасли выпускается своя, особая трубопроводная арматура, с определенными параметрами и конструкцией. Такие устройства нужны:

  • коммунальщикам;
  • газовикам;
  • нефтяникам;
  • топливникам;
  • химикам;
  • судостроителям.

По «просьбам всех нуждающихся», заводы арматуростроения выпускают специфическую продукцию, выполняющую конкретную задачу.

Применение

Трубопроводная арматура используется в магистралях, котлах, емкостях и других устройствах промышленного назначения. Нужна для регулировки/управления жидкими и газообразными средами, такими как:

  • горячая/холодная вода (пресная и соленая);
  • водяной пар;
  • нефтепродукты;
  • дизельное топливо, бензин;
  • натуральные и синтетические масла;
  • природный и сопутствующий газы;
  • вещества химической промышленности;
  • шламы и пульпы.

Для каждой отрасли народного хозяйства, выпускаются специфические устройства, имеющие индивидуальные эксплуатационные и технические параметры. К примеру, для судостроения применяется арматура, имеющая относительно компактные габаритные размеры, обусловленные стесненными условиями. А вот для химической промышленности основной фактор – работа устройства в агрессивных средах.

Виды промышленной арматуры

Видовая классификация нужна для четкого разграничения характера работы и выполняемых функций. В соответствии с этим, различают следующие подгруппы трубопроводной арматуры.

1. Запорная (на рисунке А). Полностью отключает поток газа или жидкости. Ставится на границах участков трубопровода, перед емкостями, котлами и другими агрегатами.

2. Обратная (Б). Не дает веществу течь в другую сторону. Защищает агрегаты, насосы и станции от неблагоприятных последствий обратного тока.

3. Предохранительная (В). Защищает агрегаты и узлы, работающие под давлением. Не допускает превышения основных параметров рабочей среды, сбрасывая излишки в окружающую среду.

4. Регулирующая (Г). Служит для регулировки основных параметров, изменяя скорость подачи, напор, давление посредством изменения расхода.

5. Отключающая (Д). Перекрывает поток вещества при превышении основных параметров.

Также существуют комбинированные модели трубопроводной арматуры, которые совмещают сразу несколько функций.

Рис.2 Виды промышленной арматуры

По принципу воздействия на рабочий орган, который выполняет ту, или иную функцию регулировки, арматура бывает управляемой и автономной.

Автономность в общем понимании – характеристика системы, поведение которой не зависит от внешних факторов, а определяется ее внутренними основаниями. Применительно к арматуре – автоматическое действие от рабочей среды.

К автономной арматуре относится:

К управляемой – запорная и регулирующая. Последняя может предусматривать и автоматическое срабатывание от вещества. Для этого в ней устанавливается чувствительный датчик, который «решает» когда нужно вмешаться.

По объему поставляемых устройств на предприятия, в ведении которых находятся трубопроводные системы и магистрали, 1 и 2 место занимают запорная и обратная арматура. По конструкции эти виды являются самыми простыми и надежными.

Привод

Трубопроводная арматура выпускается с 3 типами приводных механизмов:

Ручной привод выполняется в виде штурвала, рукоятки или вентиля, и зависит от типа и размера устройства. Для управления такой арматурой необходимо непосредственное участие человека.

Механический привод представлен редуктором, работающим от непосредственного воздействия персонала, а также автоматическим устройством, действующим от управляющей среды.

Управляющая среда – энергия, которая воздействует на привод, приводящий затвор в движение.

Затвор – основная деталь арматуры, непосредственно с помощью, которой устройство выполняет свое назначение.

Дистанционный привод бывает 2 типов.

1. Ручной – затвор перемещается при помощи воздействия человека на привод, расположенный удаленно от арматуры. Соединения привода с устройством в этом случае происходит посредством передачи (цепи/тросы, валы, подшипники, шестерни).

2. Автоматический. В системе присутствует командная среда, которая передается из единого диспетчерского пункта на автоматическое устройство, установленное на арматуре.

Командная среда – сигнал, приводящий в действие автоматический привод.

Познакомимся с каждым типом приводов предметно.

Ручной

При комплектации трубопроводной арматуры ручным приводным механизмом, затвор приводится в движение с помощью штурвала (маховика).

Рис.3 Варианты исполнения ручного привода

На рисунке 3 видно, что конструкции ручных механизмов отличаются. К примеру, на задвижке установлен массивный штурвал, с помощью которого можно перевести затвор в нижнее или верхнее положение, приведя в движение гайку и шпиндель. На кране и дисковом затворе имеются рукоятки, воздействуя на которые, их запорные органы перекрываются.

Выбор типа привода зависит от габаритов арматуры, принципа передачи усилия от рукоятки и характера движения затвора. На задвижке передача усилия происходит через резьбовое соединение гайки и шпинделя, а запорный орган движется перпендикулярно потоку рабочей среды от штурвала.

А вот на кране и затворе усилие передается непосредственно от рукоятки. Запорные органы здесь расположены по-другому:

  • у крана затвор шаровидной формы расположен в протоке и вращается вокруг своей оси;
  • у дискового затвора диск тоже находится в протоке и вращается вокруг своей оси, перпендикулярной потоку среды.

Чем больше диаметр проходной части арматуры, тем больше гидравлическое сопротивление, оказываемое на затвор. Отсюда вытекает необходимое усилие, которое надо приложить человеку, чтобы перекрыть трубу. При больших показателях гидравлического сопротивления, перевести затвор в положение «закрыто» ручным приводом очень трудно.

Механический

Приводы данного типа бывают с исполнительным механизмом в виде понижающего передачу редуктора и автоматического устройства.

Рис. 4 Варианты исполнения механического привода

Кроме изображенных на рисунке 4 типов механических приводов, существуют электромагнитные и гидроприводы.

Читайте также:  Ревизия запорной арматуры состав работ

Механический редуктор играет роль понижающего обороты устройства. Достоинством данного вида является возможность работать на арматуре большого диаметра без затрат на управляющую среду (энергия). Но есть и недостаток: за счет облегчения требуемой нагрузки на штурвал, возрастает количество оборотов для полного перекрытия потока. А это влечет за собой потери времени.

Принцип работы электропривода аналогичен механическому редуктору, за исключением наличия двигателя. Он воздействует на шпиндель, открывая и закрывая затвор за считаные секунды. Для снижения требуемой мощности электродвигателя, дополнительно устанавливается понижающий редуктор. Но так как на стандартном 220 В аппарате, со стандартной частотой тока в 50 ГЦ количество оборотов на валу достигает 3000, понижающий редуктор здесь необходим.

Принцип действия пневматического и гидроприводов похож, за исключением управляющей среды. В первом случае шток приводится в движение за счет давления воздуха, во втором – воды.

Шток – подвижная деталь без резьбы, передающая усилие от привода на затвор.

Установка пневматического и гидроприводов осуществляется на отсечную арматуру, от которой требуется моментальное срабатывание.

Дистанционный

Этот тип привода необходим для ускорения работы магистрали, а также при установке арматуры в местах, получить быстрый доступ к которым невозможно.

При обслуживании многотысячных километражей нефте-газопроводов, проходящих через «реки и океаны», установка дистанционного привода – вынужденная необходимость.

Рис. 5 Дистанционный привод

На рисунке 5 слева изображена схема ручного дистанционного привода. При помощи маховика (1), оператор передает крутящий момент на цепную передачу (4). Через систему цепей (валов) и поворотных редукторов (3), крутящий момент передается на штурвал арматуры (5), который, в свою очередь, сообщает движение затвору, перекрывая поток.

Такая система применяется в случаях установки трубопроводной арматуры в стесненных местах (технологические люки, загроможденные трубами отсеки, производственные помещения и др.)

На рисунке справа изображен пульт управления арматурой. Распоряжение приводом в этом случае осуществляется удаленно, из кабинета диспетчера. На пульт выведены кнопки открытия/закрытия затвора, лампочки сигнализации неисправности.

Дополнительно установлены блокировочные рукоятки, при включении которых управление приводом кнопками открытия/закрытия невозможно. Эта мера безопасности используется при проведении работ на магистрали, которые сопровождаются разгерметизацией системы. Рукоятка блокировки исключает человеческий фактор, который зачастую является причиной аварий на производстве.

Автономные приводы

Приводные механизмы такого типа применяются на отсечной, обратной, защитной и предохранительной арматуре. Автономный привод может быть исполнен в виде:

  • пружины двустворчатого диска;
  • разрывной мембраны;
  • пружины затвора и др.

Принцип действия автономного привода такой: при достижении определенных параметров рабочей среды и под ее воздействием, арматура автоматически срабатывает. Например:

  • при изменении направления потока в трубе, двустворчатый диск закрывает поток;
  • при повышении давления до критической отметки разрывается мембрана;
  • при увеличении скорости потока или давления, отводится пружина затвора.

Действие данного привода происходит от воздействия среды на рабочий орган арматуры без человеческого или иного (энергия) вмешательства.

Типы арматуры

Проще всего понять, что такое трубопроводная арматура, ознакомившись с ее типами. А вот такие трубопроводные изделия используются на современных магистралях:

  • задвижки (бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем);
  • клапаны (вентили);
  • дисковые затворы;
  • обратные клапаны;
  • краны (шаровые, конусные);
  • заслонки;
  • конденсатоотводчики.

Каждый тип имеет индивидуальную конструкцию, типоразмер, принцип действия, привод, способ герметизации, и другие особенности.

Рис. 6 Типы арматуры

Материал корпусных деталей и запорных органов зависит от рабочей среды (ее основных параметров), для которой предназначен тот или иной тип арматуры.

Тип затвора

Различают несколько типов затворов:

Первые 3 типа затворов устанавливаются на задвижках. Вне зависимости от вида затвора, его перемещение происходит перпендикулярно току среды. Для обеспечения определенной степени герметичности, уплотнительные поверхности задвижки изготавливаются из разных материалов.

Уплотнительная поверхность – контактная часть диска (клина) и кольца корпуса, которая обеспечивает заданную степень герметичности.

Герметичность – свойство арматуры препятствовать распространению среды в разделяемых патрубках (полостях).

Рис. 7 Клиновой затвор

Задвижка, имеющая листовой затвор, называется шиберная.

Клин от диска отличается взаимным расположением уплотнителя. Соответственно, у клина они расположены под углом друг к другу, а у диска – параллельно.

Конструкция клинового затвора может быть:

При жестком исполнении, клин плотно входит в предусмотренное седло корпуса.

Седло – выемка в нижней части корпуса задвижки, в которой установлены уплотнительные кольца, которые могут быть литыми или запрессованными с натягом.

Упругая конструкция позволяет дискам взаимно устанавливаться в седло. Если в затворе присутствуют неточности обработки уплотнителей, упругая сердцевина позволяет сгладить этот недостаток.

Аналогичным образом работает составной клин, выполненный из двух дисков. Подвижность упругой и составной конструкции снижает качественные требования обработки (шабрения) уплотнительных поверхностей.

Шабрение – процесс обработки уплотнительных поверхностей, для придания им точной взаимной геометрии.

Для особо ответственных трубопроводов, транспортирующих опасные химические вещества, проводят прецизионную электромеханическую обработку уплотнителей. Такие затворы имеют высокий класс герметичности.

Тарельчатый

Такой тип затворов устанавливается на клапанах (вентилях). В отличие от запорного органа задвижки, тарельчатый затвор перемещается параллельно току среды.

Тарельчатый затвор долговечнее, нежели клиновый. Дело в характере движения. Если в задвижке клин перемещается по уплотнительным поверхностям колец в корпусе, то у тарелки это движение отсутствует. Из-за отсутствия трения уплотнителей, тарельчатый затвор дольше сохраняет свои геометрические параметры и заявленный класс герметичности.

Рис.8 Тарельчатый затвор

Клапаны используют для трубопроводов сравнительно небольшого диаметра (до 250-300 мм). Это обусловлено большим, нежели у задвижки, гидравлическим сопротивлением на тарелку.

Мембранный и шланговый

Мембранный клапан представляет конструкцию, запорный орган которой сделан из упругой резины, усиленной металлическими пластинами или другим упругим материалом.

Шланговый затвор выполнен вставками в проходное отверстие армированной резиновой трубки, с высокой степенью упругости. Перекрытие тока происходит за счет сжимания этой трубки посредством внешнего механического воздействия.

Мембранная и шланговая арматура используется на трубопроводах химической промышленности. Эластичная резина выполнена из агрессивно стойких материалов.

Клапаны используют для трубопроводов сравнительно небольшого диаметра (до 250-300 мм). Это обусловлено большим, нежели у задвижки, гидравлическим сопротивлением на тарелку.


Кроме перечисленных типов затворов существуют также шаровые, конусные и цилиндрические.

Класс герметичности арматуры

Этот параметр определяется после изготовления каждого конкретного устройства, опытным путем на специальном оборудовании. Регламентируется эта процедура ГОСТом 9544.

В соответствии с нормативом, затворы классифицируются по классам от А (без утечек) до G. Устройства, предназначенные для эксплуатации на ответственных объектах, соответствует классам А, АА, В, С.

Таблица 1 Нормы герметичности

Q – обозначает количество утечки (объем, измеряемый в кубических мм за секунду).

Конструктивные особенности

К основным конструктивным особенностям трубопроводной арматуры относятся:

  • конструкция корпуса;
  • конструкция патрубков;
  • формообразование корпуса.

Разберем каждый параметр подробно.

Конструкция корпуса

Трубопроводная арматура может выполнять функцию поворота магистрали. Для этого выпускаются устройства с угловым расположением патрубков. Стандартный угол составляет 90 0 . Для каждого индивидуального предприятия, по его заказу, заводы изготавливают нестандартные углы поворота.

Читайте также:  Сроки проведения ревизии запорной арматуры

Обыкновенная, прямолинейная арматура называется проходной. В таком устройстве центры присоединительных патрубков находятся на одной линии.

По диаметру протока арматура может быть полнопроходной и неполнопроходной. Например, если в паспорте указан диаметр условного прохода 300мм, то для неполнопроходного устройства внутренний диаметр будет равен 250мм. Для полнопроходной внутренний диаметр, соответственно, равняется 300мм.

Под внутренним диаметром понимается размер проходного сечения седел корпуса.

Не во всех полнопроходных устройствах внутренний диаметр равен заявленным параметрам в паспорте. К примеру, для задвижки, диаметром условного прохода 350мм, размер проходного сечения может быть равен от 331мм до 350мм. Такие параметры полнопроходных задвижек регламентируются стандартами арматуростроения. Данный диапазон сечения находится в допуске.

Конструкция патрубков

Патрубками называются входное и выходное отверстие арматуры. Для герметичного присоединения устройства к трубопроводу, способ крепления должен отвечать стандартам.

А вот какими способами патрубки соединяются с трубопроводом.

1. Фланец. Имеет форму диска с проточками и отверстиями для крепления болтами.

2. Цапковая гайка. Имеет внутреннюю резьбу с одной стороны, а с другой, отверстие под внутренний штуцер с клыками.

3. Муфта. Имеет внутреннюю резьбу на каждом патрубке.

4. Штуцер. Обыкновенная гладкая или ребристая трубка меньшего диаметра, нежели проходное отверстие.

5. Соединение под приварку. Патрубок имеет специальную разделку кромки для выполнения сварочных работ.

На промышленных трубопроводах самым распространенным способом крепления является соединение фланцем и под приварку. Эти два типа крепления выдерживают самые большие нагрузки, имеют отличные показатели герметичности, надежности и долговечности.

Штуцер используют для присоединения шлангов к вентилям. Для улучшения герметичности соединения используется хомут.

Муфты чаще всего встречаются на сантехнической арматуре. А вот цапковый способ имеет ограниченную сферу применения. Его устанавливают на пожарные гидранты, краны и рукава.

Формообразование

По способу формообразования корпуса, арматура бывает:

  • литая (детали изготовлены методом литья в формы);
  • литосварная (отлитые детали соединяются методом сварки);
  • штампосварная (штампованные части корпуса сварены между собой);
  • литоштампосварная.

Для соединения корпусных деталей арматуры применяется электродуговая сварка. На технологических линиях заводов-изготовителей устанавливаются специальные станки, снабженные компьютерным управлением (ЧПУ).

Штамповка корпусных деталей происходит под мощными прессами. Для этого разогретую болванку помещают в форму. Под воздействием нагрузки от пресса, болванка получает требуемые параметры.

Выбор того или иного способа формообразования зависит от марки металла.

Металл для корпусных деталей

Трубопроводная арматура изготавливается из:

Арматуру, применяемую в трубопроводах коммунальных систем, обычно делают из чугуна GGG40 или 50. Это серый шаровидный чугун. Кроме этого сплава в арматуростроении применяются ковкие и высокопрочные чугуны. Различные добавки в сплав обеспечивают арматуре:

  • жаростойкость;
  • кислотоупорность;
  • щелочестойкость;
  • и антифрикционные свойства.

Из чугуна делают отливки корпусов, штурвалов и затворов.

Стали

Сталь обладает лучшими (нежели чугун) прочностными характеристиками. Так как сталь пластична, ее используют для изготовления ответственных конструкций, работающих под высоким давлением.

Пластичность – характеристика металла, которая выражается в способности выравнивать силовые напряжения, вызванные внешним воздействием (давлением рабочей среды).

Для изготовления корпусных деталей используют углеродистую сталь, марки 25Л или 35Л.

Затворы, контактирующие с рабочей средой, делают из легированных сплавов с добавлением титана, никеля и хрома. Благодаря антикоррозионным свойствам этих добавок, уплотнители получают отличную сопротивляемость коррозии, механическим воздействиям и усталости.

Цветные металлы

Из латуни, меди и бронзы, в основном делают сантехнические вентили и краны. Также бронзовые и латунные сплавы применяются в криогенной арматуре, работающей при экстремально низких температурах (менее -153 0 С). С понижением температуры рабочей среды, механические и прочностные свойства латуни повышаются.

Так как латунь имеет отличные антифрикционные свойства (устойчивость к истиранию), она используется при изготовлении подвижных деталей (например, ходовой гайки).

Титан служит добавкой в легированных сталях, которые применяют для наплавок уплотнительных поверхностей.

Способ герметизации

Так как в трубопроводной арматуре присутствуют подвижные части, а система работает в условиях повышенных давлений и температур, необходимо устройство, которое ограничит рабочую среду от окружающей.

Для этого используются:

  • сальник;
  • мембрана;
  • сильфон;
  • шланг.



Рис. 11 Типы герметизации

На рисунке 11 представлены сальниковый и сильфонный способ герметизации арматуры.

Устройство сальника представляет специальную камеру, через которую проходит подвижная часть (шпиндели или шток). Для предотвращения выхода рабочей среды, в сальниковой камере предусмотрен паз для укладки уплотнителя. В качестве последнего используется:

Для конкретной сферы эксплуатации арматуры, набивка дополнительно армируется и пропитывается. К примеру, паронит имеет 4 исполнения, приведенные в таблице 2.

Терморасширенный графит (или сокращенно – ТРГ) также имеет несколько модификаций.

В качестве армирующего вещества ТРГ используется:

  • проволока из нержавейки;
  • хлопчатобумажная нить;
  • стекловолокно;
  • лавсан;
  • инконелевая проволока.

Сильфон представляет собой длинную металлическую гофрированную трубку, внутрь которой входит шток. Гофра выдерживает значительные механические, температурные воздействия и изгибы. В основном, сильфон используют в криогенной арматуре.

Мембрана применяется при невысоких показателях давления и температуры среды. Некоторые типы арматуры имеют затвор, одновременно выполняющий роль мембраны.

В шланговой арматуре (рис. 9) герметичность системы производится за счет наличия в проходном отверстии резинового шланга. Дополнительные приспособления здесь не нужны.

Давление номинальное, рабочее и пробное

Во всех нормативных документах обозначается PN и измеряется МПа (мега Паскали). На сайтах российский производителей трубопроводной арматуры чаще всего обозначается Ру с единицей измерения в атм.

Соотносятся МПа с атм. так:

Номинальным называется максимальное давление, при котором возможна нормальная эксплуатация арматуры при температуре транспортируемого вещества 20 0 С. В таком режиме корпусные детали не подвергаются деформации, а само устройство гарантированно отслужит свой полный ресурс.

PN отражает наибольшее давление при температуре вещества только 20 0 С. Это означает, что при больших температурах, максимальное давление снижается.

Соотношение максимального давления от температуры можно посмотреть в таблице, приведенной ниже.

Таблица 3 Зависимость температуры от давления

Рабочее давление – это максимальное давление в трубе, при заданной температуре.

Температура и давление

Два основных параметра, по которым классифицируется трубопроводная арматура – это температура и давление рабочей среды.

По температурным диапазонам работы, трубопроводная арматура бывает:

  • обычная, диапазоном от +5 0 С до +425 0 С;
  • для высоких показателей температуры – до +600 0 С;
  • жаропрочная – более +600 0 С;
  • для холодильной техники – до -153 0 С;
  • криогенная – менее -153 0 С.

По максимальному давлению в системе, арматура подразделяется для:

  • сверхвысокого вакуума – менее 0,1 Па;
  • низкого вакуума – от 0,1 Па до 0,1 Мпа;
  • малых давлений – до 1,6 МПа;
  • средних показателей – от 2,5 до 10 МПа;
  • высокого давления – от 16 до 80 МПа;
  • сверхвысокого давления – более 100 МПа.

Группа температуры и давления зависит от металла, из которого изготовлена арматура. Для чугуна показатели ниже, чем для сплавов из углеродистой и легированной стали.

Источник

Adblock
detector