Меню

Русско народный музыкальный инструмент трубы



Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

В России это трёхструнная домра с квартовым строем — в России, в Беларуси и Украине — четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник

Русские народные музыкальные инструменты

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).

Читайте также:  Минимальная длина контура водяного теплого пола 16 трубой

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Источник

Основные группы и виды русских народных инструментов и родственные им инструменты ближнего и дальнего зарубежья. III часть. Мундштучные духовые инструменты.

Основные группы и виды русских народных инструментов и родственные им инструменты ближнего и дальнего зарубежья.

Мундштучные духовые инструменты.

В первых двух частях нашей трилогии мы познакомились с группами свистковых и язычковых духовых музыкальных инструментов.

В заключительной части речь пойдет о духовых мундштучных русских народных инструментах и родственных зарубежных.

Прежде чем начать знакомство с инструментами этой группы, нам необходимо расшифровать общепринятые понятия и слова, относящиеся к этой категории, которые будут встречаться нам в дальнейшем изложении.

Слово « мундштук » — происходит от немецкого сложного слова, состоящего из двух частей: mund (рот) и stuck (кусок), слово « амбушюр » от французского bouche (рот).

Мундштук представляет собой съемное устройство воронкообразной формы, вставляемое в окончание трубки музыкального инструмента или составляющее цельное с ним и состоящее из чашки, к которой прикасаются губы музыканта, устья и канала. Изготавливается из дерева, металла, из современных материалов используется пластик, стекло.

У мундштучных (амбушюрных) духовых инструментов звук образуется от потока вдуваемого воздуха и вибрации, особым способом сложенных губных мышц исполнителя, прикладываемых к мундштуку (т.е. мундштук и губы генерируют звуковые волны.)

Пастушеская (пастушья) труба — общее название разновидностей русских народных мундштучных деревянных духовых инструментов. Формы и размеры в различных местностях существенно отличались друг от друга: у одних ствол был прямой (цилиндрический), у других слегка изогнутый (конический), постепенно увеличивающийся к раструбу, для компактности изготавливались и дважды загнутые инструменты. Средняя длина инструментов составляла 50-90 см., также встречались и по 150-200см.

Корпус инструмента состоял из двух деревянных, выдолбленных внутри половинок, соединенных вместе и обмотанных либо берестой, либо корой ивы по всей длине. Пальцевых отверстий на инструменте не было. Длина инструмента влияла на его звукоряд — чем длиннее труба, тем больше звуков можно из нее извлечь.

Пастушья труба использовалась для подачи сигналов в виде наигрышей, построенных на натуральном звукоряде. Звук, извлекаемый инструментом, очень сильный и на открытой местности слышен очень далеко.

Охотничий рог – древний духовой мундштучный музыкальный инструмент конической формы, слегка изогнутый и без игровых отверстий (считается прямым предшественником современных горна и валторны).

Материалом для изготовления служат: дерево, металл, натуральный бычий рог. Звук извлекается плотно прижатыми к мундштуку губами (амбушюрным способом.) Также встречаются охотничьи рога с язычковыми тростями. Со средних веков и до наших дней используется охотниками для подачи различных сигналов друг другу, собакам и для гона зверей. Медные охотничьи рога и трубы использовались и в ратном деле для подачи сигналов и устрашения противника.

Инструменты этой группы имели не только бытовое или военное предназначение, но и являлись символом власти и состоятельности богатейших феодалов и монархов, для которых изготавливались охотничьи рога из слоновой кости – олифаны в серебряной оправе, часто украшенные изысканной резьбой. Не случайно один из старейших династических орденов Европы носил название ордена Охотничьего Рога.

Владимирский рожок – древний русский духовой народный инструмент, представляющий собой прямую трубу с небольшим конусом и пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу (для большого пальца.) На верхнем конце трубки мундштук, вырезанный в форме мелкой чашечки, а на нижнем – небольшой конический раструб. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские трубы, т.е. из двух половинок древесины (ольхи, ели, можжевельника, сосны, березы, клена) способом продольного раскола выбирали сердцевину, затем прижимали и оборачивали берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Общая длина колеблется от 320 до 830мм.

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII века, в них рожок предстает как широко распространенный исконно русский инструмент. Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, т.е. более раннему периоду времени.

Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, а в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».

Извлечение звука на инструменте довольно трудное и не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, нежели тем кто не умел на нем играть. Так что это был большой материальный стимул.

В зависимости от ареала распространения и акустического принципа рожки в России получили название как ярославские, костромские, владимирские.

Одним из центров искусства игры на рожках считается Владимирская область (отсюда и название инструмента), родина профессиональных пастухов, где из поколения в поколение передавалось умение пасти скот и играть на рожке.

Владимирские рожки, прежде всего, имели сигнальное назначение, но использовались и как досуговые инструменты, на которых исполнялись песенные, плясовые и танцевальные наигрыши. Владимирские рожечники использовали рожки различной тесситуры: «визгунок» (30-40 см.), «бас» (80-100 см.), они всегда настроены один относительно другого в октаву и имеют максимально и минимально возможные размеры и предназначены для ансамблевого исполнительства, а для сольной игры — инструмент средних размеров, так называемый «полубасок» (50-60 см.). Не темперированный строй и певучий, похожий на человеческий голос тембр рожков, создавали особый колорит и неповторимое звучание. Наибольший успех и популярность в исполнительстве на владимирских рожках выпала на хор (ансамбль) рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. В его хоре было 12 рожечников, он делил их на 3 группы: одна исполняла высокие подголоски, другая – основную мелодию в среднем регистре, нижние подголоски игрались на басовых рожках. Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты.

Читайте также:  377 труба условный проход

Хор выступал на гуляньях, свадьбах, праздниках во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде, об их искусной игре ходила народная молва. В 1883 г. они были приглашены в Санкт-Петербург, где выступление хора получило высокую оценку композитора А.П.Бородина: « … у нас в Питере производят фурор владимирские пастухи-рожечники… Это такая эпическая народная красота во всех отношениях, что я совсем раскис от удовольствия…». В Петергофе музыкантов слушал Александр III с семьей. Хор совершал многочисленные поездки по различным городам России, а также выступал в Берлине, Брюсселе, Гааге. С большим успехом ознаменовалось выступление на Международной выставке в Париже в 1884г., где на одном из концертов была исполнена «Марсельеза». Хор, как писали местные газеты, имел «бешенный успех». В 1910 г. наигрыши хора рожечников были записаны на граммофонные пластинки.

В настоящее время ансамблевая и сольная игра на рожках практикуется во Владимирской, Костромской областях. Также великолепное искусство игры на владимирских рожках демонстрируют: Московский хор рожечников (основатель Борис Ефремов), ансамбль «Владимирские рожечники». Кроме того, рожки эпизодически вводятся и звучат в составах Национального академического оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова, Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь».

Почтовый рожок – мундштучный, цилиндрический, медный или латунный духовой инструмент, не имеющий клапанов и вентилей. Почтовый рожок восходит к рогу заготовителей скота, которые трубя в рог, оповещали о своем прибытии. Позже перевозящие почту гонцы стали пользоваться рожком для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешего или конного почтальона.

В настоящее время вышли из практического употребления, но сохранили свое значение в качестве распространенного международного символа почтовой связи. На почтовых марках и других исторических документах многих стран мира можно увидеть изображения почтовых рожков.

В. Моцарт, Г. Малер и др. композиторы включали этот инструмент в некоторые свои оркестровые произведения. Почтовый рожок был предшественником медного духового музыкального инструмента корнет-а-пистона (фр. cornet a pistons — рожок с поршнями), снабженного пистонами (вентилями.) Был сконструирован во Франции в 1830 году и по конструкции напоминает современную трубу, но в отличие от нее имеет более объемный и короткий размер.

Горн (нем. horn – рог) – сигнальный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Горн произошел от древних музыкальных и сигнальных инструментов, сделанных из рогов животных. Первые горны использовались в качестве охотничьих рогов. Они были изогнуты кольцом (обычно таких колец было два, но бывали горны с одним или тремя кольцами), что делало их похожими на валторну.

Горн напоминает трубу, но в нем отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительские возможности сильно ограничены: на горне можно воспроизводить только звуки в пределах натурального звукоряда. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра. Можно извлечь 5-6 звуков, сложную мелодию на горне сыграть нельзя. Именно по этой причине в оркестрах горн не употребляется, но успешно применяется в армии как сигнальный инструмент. В русской армии в пехотных частях у музыканта-духовика была должность – горнист, в кавалерии и артиллерии – трубач. Если совсем углубиться в нашу древнюю историю, то в княжение Юрия Долгорукого (1090 -1157) количество войска определялось числом знамен и соответствующего количества труб и бубен.

Своего расцвета горн достиг в XIX веке, именно тогда появилось множество его разновидностей с применением клапанов и вентилей. Так в начале столетия в Англии изобрели клавишный горн или горн с клапанами, ставший практически сразу довольно популярным инструментом. Большой горн с клапанами, названный офиклеид, использовался в симфонических и духовых оркестрах. Его популярность продлилась до середины столетия. Позже его заменил другой инструмент – труба.

В настоящее время труба незаменимый инструмент в духовых и симфонических оркестрах, а вентильный горн или флюгельгорн используется как в духовых оркестрах, так и в джазовых ансамблях.

Альпийский рог ( альпенгорн, хольцтромпете ) – старинный музыкальный деревянный мундштучный инструмент, один из символов Швейцарии. Широко распространен в горной местности Альп. Представляет собой совершенно прямую деревянную трубу из пихты длиною 5 метров, на которой нет боковых отверстий. С одной стороны трубы вставляется мундштук (на старинных инструментах мундштук и труба составляли одно целое), а с другой стороны находится довольно большой раструб (который вырезается отдельно, а потом приклеивается). Дерево, из которого изготавливается инструмент, должно быть прямым, без сучьев, диаметром 7 см. с одного конца и 3см с другого. Ствол сверлится с комля, постепенно уменьшая диаметр отверстия.

На альпийском рогу — рожке, как ласково называют его швейцарцы, можно извлечь только звуки натурального звукоряда. Так как количество звуков не столь велико и они разделены большими интервалами, то все мелодии, исполняемые на нем, очень похожи, они чистые, ясные и гармоничные. При исполнении раструб рожка лежит на земле из-за большой длины инструмента

Альпийский рожок издревле служил для передачи военных сигналов, а горные пастухи с его помощью собирали стадо, с горных пастбищ сообщали в селения, находящиеся внизу, об обстановке в горах, предупреждали об опасности. В качестве музыкального инструмента альпийский рог стал использоваться с XVIII века, но, вероятнее всего, гораздо раньше. Иоганн Брамс, находясь в Альпах в 1868 г. записал швейцарскую народную мелодию для рожка и включил ее в четвертую часть своей «Первой симфонии» и эта мелодия стала широко известной.

В настоящее время альпийский рог потерял свою прежнюю функцию орудия общения в горах — теперь он завоевал сердца слушателей в качестве музыкального инструмента и постепенно стал туристической достопримечательностью, а затем и национальным символом Швейцарии.

Трембита (трэмбита, трымбита, тромбита, трумбэта, тромпэта) – духовой деревянный мундштучный музыкальный инструмент, имеющийся в обиходе у словенских, украинских, польских, венгерских, хорватских, румынских народов.

Представляет собой 3-4 метровую деревянную трубу, не имеющую клапанов и вентилей, диаметром 3 см. и расширяющуюся в раструбе. В узкую часть трубки вставляется деревянный роговой или металлический мундштук.

Лучшим материалом для изготовления инструмента считается древесина ели европейской, возрастом 120-150 лет. Дерево, в которое попала молния – вообще находка для мастеров, причем рассеченное дерево должно «дозреть» — чем дольше будет стоять под солнцем, тем звонче и громче будет звучать инструмент. Древесину раскалывают пополам и так же, как при изготовлении владимирского рожка или альпийского рога, выдалбливают сердцевину. Но есть особенности соединения двух половинок будущего инструмента у разных народностей: где-то половинки склеиваются березовым клеем и потом обматываются берестой, а где-то просто прижимаются и обматываются плотными кольцами еловых веток или берестой.

Имея внушительную длину, инструмент весит всего около 1,5 кг. Музыкант, играющий на трембите, держит ее в руках, не опирая на поверхность как альпийский рог. Мелодии натурального звукоряда исполняются в основном в среднем и верхнем регистрах.

В древности трембита, как и альпийский рог, исполняла сигнальную функцию (звуки в горах слышны до 30 км.), являлась средством связи и общения пастухов, применялась на свадьбах, в различных обрядах. В настоящее время в основном используется на фольклорных праздниках как этнический сольный или ансамблевый инструмент.

Читайте также:  Как применять трубчатый эластичный бинт

Диджериду (англ. Didqeridoo ) — амбушюрный духовой музыкальный

инструмент австралийских аборигенов (разновидность натуральной трубы).

Один из старейших духовых инструментов в мире. Уникальность инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (гудение), при этом обладает большим диапазоном тембров. Сравнить с ним можно только человеческий голос (горловое пение), варган, и отчасти, орган.

Традиционно диджериду изготавливается после того, как в засушливый период времени термиты выедят мягкую сердцевину эвкалипта, образуя внутри ствола полость. Аборигены срезают такие деревья, выбивают из них труху, чистят, обрезают до нужного размера (от 1 до 3 метров). Мундштук изготавливают из пчелиного воска. Сам инструмент раскрашивают национальным орнаментом или покрывают изображениями тотемов своих племен.

Современные диджериду разнообразны по форме: инструменты с постоянным диаметром трубы, расширяющиеся от мундштука к раструбу, спиралевидные.

Звук при игре на диджериду извлекается за счет вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного ствола внутри канала.

Звуча только на одной ноте, инструмент обладает богатым спектром обертонов. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5-2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Музыкантами при исполнении применяется техника передувания и непрерывного дыхания. Игра на нем сопровождает магические ритуалы и способствует вхождению в транс. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, природы и исполняют целые фразы, не прерывая звучания длительное время.

Трутрука (исп. Trutruca ) – духовой музыкальный инструмент, распространен среди народа мапуче в Аргентине и Чили. Внешне похож на альпийский рог. Издает резкий и грубый звук. Используется для подачи боевых сигналов или в качестве музыкального сопровождения религиозных и сельскохозяйственных мероприятий.

Изготавливается как из бамбука, длиной от 2.5 до 6 метро и диаметром 2-10 см., так и из металлической трубы — к концу трубы приделывается резонатор из коровьего рога, Инструмент может быть как согнутым в рожок, так и прямым.

Родственником трутруки и альпийского рога также является дунгчен, разновидность натуральной трубы, использующейся в церемониях тибетского буддизма.

Лур ( швед., дат., англ. lur ) — архаический старинный медный музыкальный инструмент. Был распространен на территориях нынешних Дании, Швеции, Норвегии, в северных областях Германии в конце бронзового века (между XII и VI веками до н.э.)

Лур изготавливался из бронзы и имел конический ствол, изогнутый в форме латинской буквы S . Тарелкообразный плоский раструб украшался геометрическим орнаментом, мундштук напоминает современный тромбоновый, а длина инструмента составляла от полутора до двух метров.

На луре можно извлекать только звуки натурального звукоряда. Судя по сохранившимся наскальным рисункам и местам находок, лур использовался как культовый инструмент. Звук лура напоминает современную валторну или тромбон.

Из существующих ныне исторических инструментов (всего 50 шт.), особенно хорошо сохранилось 6 экземпляров, найденные в конце XVIII века близ датской деревни Брудевальте. Пять из этих луров хранятся в Национальном музее Дании в Копенгагене. Шестой был подарен в 1845 году русскому императору Николаю I и ныне представлен в государственной коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Впоследствии, в средневековье, словом «лур» называли прямой и длинный рог наподобие трембиты, изготовлявшийся из древесины и использовавшийся норвежскими пастухами.

Лур является предшественником многих современных медных духовых инструментов.

Карнай – относится к медным, амбушюрным духовым музыкальным инструментам. Широко представлен в странах Средней Азии, Иране, Казахстане. Переводится с таджикского как най для глухих.

Представляет собой медную или латунную прямую (реже изогнутую) коленчатую трубу, состоящую из трех соединенных частей, которые были изобретены для простоты транспортировки. Мундштук впаян неглубоко, клапанов и игровых отверстий на стволе нет. Венчает трубу большой раструб в виде колокола. Звуки, которые можно извлечь на карнае, находятся в пределах натурального звукоряда. Длина инструмента составляет около 3-х метров, а диапазон не превышает октавы, но в руках мастера музыка, льющаяся из него, превращается в настоящее произведение искусства. По регистру и тембру близок к звучанию тромбона.

Карнай обладает мощным и сильным звуком и обычно используется в составе ансамбля с сурнаем и нагором, в соло же выступает достаточно редко.

На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. С древних времен служил людям в качестве военного инструмента. Он был геральдом войны. Согласно некоторым исследованиям, карнай – это один из инструментов, которые сопровождали войска Тамерлана, Чингисхана, Дариуса в военных походах. В мирной жизни того времени применялся в качестве рупора для объявления о пожаре или войне, им оповещали о прибытии глашатая.

В настоящее время широко используется на различных торжественных церемониях, праздниках, свадьбах.

Серпент (фр. serpent – змея) – старинный духовой музыкальный инструмент, известный с XVI века. Появился во Франции, в результате изобретения музыканта Эдме Гийома. Первые очертания, форму и принцип действия серпент взял от сигнальной трубы, использовавшейся еще с древних времен. Внешне он представляет собой изогнутую конусообразную трубку с мундштуком на одном конце и раструбом на другом и действительно напоминает змею (отсюда и название). Диапазон серпента достигает трех октав. Размеры варьируются от полуметра до трех метров.

Изготавливался из разнообразных материалов: дерева, меди, цинка или серебра. Имел мундштук с глубокой чашечкой, изготовленной из слоновой кости или костей животных, очень похожий на мундштуки современных медных инструментов. В корпусе первоначально имел шесть отверстий, расположенных группами по три, позднее были добавлены три-пять отверстий с клапанами. Находятся они примерно в центральной части корпуса, чтобы музыканту было легче играть. Звук у инструмента довольно сильный, интонационно неустойчивый. Для игры на серпенте требовался хороший слух, так как играть на нем чисто было большой проблемой.

Серпент начал использоваться в церковной музыке в качестве дублирования партии басов в церковном хоре. Однако, спустя некоторое время, приобрел большую популярность и стал использоваться как сольно так и в различных однородных ансамблях.

В начале XVIII века был введен в состав симфонического оркестра, как басовый инструмент. К концу XIX века серпент был вытеснен более современными духовыми инструментами, в том числе, сконструированными на его основе. Является предком нескольких современных медных духовых инструментов.

Завершая 3-ю часть о мундштучных духовых инструментах необходимо отметить, какой поистине долгий эволюционный путь прошли эти инструменты, чтобы обрести сегодняшний современный вид.

Предшественниками современных медных духовых мундштучных инструментов были морские раковины и рога животных, пастушеские и охотничьи рожки, военные сигнальные трубы. Эти инструменты издавали только несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. В начале XIX века, с изобретением вентильного механизма, изменилась техника исполнения, диапазон звучания, качество и чистота интонирования принципиально стали на порядок лучше, возможности медных духовых инструментов многократно увеличились.

Такие инструменты как труба, валторна, тромбон и туба составили основу медной группы современного симфонического оркестра. В духовых ансамблях и оркестрах как России, так и многих зарубежных стран, помимо вышеупомянутых инструментов, прочное место заняли многие разновидности старинных усовершенствованных медных духовых инструментов таких как: корнет, различные горны, альт, тенор, баритон, чимбассо, геликон, сузафон, офиклеид, эуфониум.

В нашей трилогии о духовых инструментах, мы рассмотрели только небольшую часть различных свистковых, язычковых и мундштучных русских народных инструментов и родственных зарубежных. На самом деле мировой инструментарий насчитывает многотысячную коллекцию разнообразнейших инструментов. И если пытливый учащийся или студент захочет узнать больше, чем изложено в данных статьях, он сможет легко это сделать с помощью различных справочников, книг, энциклопедий и электронных носителей.

Источник

Adblock
detector