Меню

Нумерация запорной арматуры в тепловых пунктах



Нумерация запорной арматуры в тепловых пунктах

Подскажите, пожалуйста, как нумеруются подача и обратка? Осведомлен, что с одной стороны ставятся четные, а с другой нечетные номера. Вопрос в том, с какой стороны какие?
Заранее благодарен. Анатолий.
————————
Анатолий. Если Вы не в курсе — дублировать темы запрещено правилами форума.

Сообщение отредактировал Bers — 16.8.2006, 7:49

Группа: Участники форума
Сообщений: 1105
Регистрация: 30.6.2004
Из: Москва
Пользователь №: 6

Группа: Участники форума
Сообщений: 483
Регистрация: 4.7.2006
Пользователь №: 3311

6.2.6. На планах, схемах и пьезометрических графиках обозначаются эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети.
На эксплуатационных (расчетных) схемах подлежат нумерации все присоединенные к сети системы потребителя, а на оперативных схемах, кроме того, секционирующая и запорная арматура.
Арматура, установленная на подающем трубопроводе (паропроводе), обозначается нечетным номером, а соответствующая ей арматура на обратном трубопроводе (конденсатопроводе) — следующим за ним четным номером.

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

Даю нумерацию основных задвижек на ЦТП и ИТП
1 — вход теплофикационной воды в тепловой пункт из прямой линии теплосети
2 — выход теплофикационной воды из теплового пункта в обратную линию теплосети
3. вход теплофикационной воды в систему отопления домов
4. выход теплофикационной воды из системы отопления домов .
5. вход теплофикационной воды из прямой линии во 2 — ю ступень подогревателя ГВС.
6. Выход теплофикационной воды из 1 — й ступени подогревателя ГВС в обратную линию.
9. задвижка на перемычке между 1 й и 2 й ступенями подогревателя.
11. Выход теплофикационной воды из 2 й ступени подогревателя в прямую линию.
12. вход теплофикационной воды в 1 ю ступень подогревателя.
14. Вход воды в систему отопления домов.
15 Выход воды из системы отопления домов.

Если нужно более подробное описание задвижек — то бишь ВСЕ номера пишите ( на данный момент только эти номера помню )

Группа: New
Сообщений: 4
Регистрация: 18.3.2016
Пользователь №: 292782

Даю нумерацию основных задвижек на ЦТП и ИТП
1 — вход теплофикационной воды в тепловой пункт из прямой линии теплосети
2 — выход теплофикационной воды из теплового пункта в обратную линию теплосети
3. вход теплофикационной воды в систему отопления домов
4. выход теплофикационной воды из системы отопления домов .
5. вход теплофикационной воды из прямой линии во 2 — ю ступень подогревателя ГВС.
6. Выход теплофикационной воды из 1 — й ступени подогревателя ГВС в обратную линию.
9. задвижка на перемычке между 1 й и 2 й ступенями подогревателя.
11. Выход теплофикационной воды из 2 й ступени подогревателя в прямую линию.
12. вход теплофикационной воды в 1 ю ступень подогревателя.
14. Вход воды в систему отопления домов.
15 Выход воды из системы отопления домов.

Если нужно более подробное описание задвижек — то бишь ВСЕ номера пишите ( на данный момент только эти номера помню )

Скажите, пожалуйста, название нормативного документа из которого вы взяли порядок этой нумерации.

Сообщение отредактировал Захарова Ксения — 17.7.2017, 9:30

Источник

Нумерация запорной арматуры на схеме теплового пункта. Требования, предъявляемые к опрессовке, и типичные ошибки

Ниже представлены ответы на самые распространенные вопросы по маркировке трубопроводов промышленных и гражданских объектов.

В какой цвет необходимо окрашивать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

Согласно ГОСТ 14202 маркировка трубопроводов не зависит от объекта, а зависит от вещества в трубопроводе.

Трубопроводы с транспортируемым веществом ВОДА окрашиваются в зеленый цвет, ПАР — красный, ВОЗДУХ — синий, ГАЗ — желтый, КИСЛОТЫ — оранжевый, ЩЕЛОЧЬ — фиолетовый, ЖИДКОСТИ — коричневый, ПРОЧИЕ — серый.

Как маркировать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

В трубопроводах ЦТП/ИТП/котельных наиболее распространенные вещества — вода, пар, газ.

Трубопровод с водой следует окрасить в зеленый цвет, с паром — в красный цвет, с газом — в желтый цвет. Опознавательную окраску допускается наносить участками.

Также необходимо указать наименование и направление движения вещества с помощью или . Их цвет должен быть такой же, как и цвет опознавательной окраски. Места расположения щитков регламентированы нормативной документацией.

Каким цветом окрашивать трубопроводы горячей/холодной воды/теплоносителя?

Все трубопроводы, транспортирующие вещества, основным компонентом которых является вода, окрашиваются в зеленый цвет в соответствии с .

Как согласно нормативной документации отличать цветом подающий трубопровод от обратного в ЦТП, ИТП, котельной?

Если маркировать трубопроводы в соответствии с , то подающий и обратный трубопровод окрашиваются в зеленый цвет (если теплоносителем является вода).

Для идентификации подающего и обратного трубопровода следует применять соответствующие обозначения с направлением движения и надписью, например “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ПОДАЧА”

Правильно ли маркировать трубопроводы подачи/обратки теплоносителя желтым и коричневым кольцами на зеленом фоне?

Требование маркировать подающий трубопровод тепловой сети желтым кольцом на зеленом фоне, а обратный — коричневым кольцом на зеленом фоне, позаимствовано из недействующей сейчас «Типовой инструкции по эксплуатации, ремонту и контролю стационарных трубопроводов сетевой воды РД 34.39.501, ТИ 34-70-042-85» и было действительно лишь для трубопроводов сетевой воды, находящихся на балансе электростанций.

Действующая на сегодняшний день нормативная документация по маркировке трубопроводов с теплоносителем ссылается исключительно на требования ГОСТ 14202.

Читайте также:  Проверка запорной арматуры перед установкой

Как правильно маркировать газопроводы?

Трубопроводы, транспортирующие любые газы, окрашиваются в желтый цвет в соответствии с .

Следует указать наименование газа и направление движения посредством или .

Также необходимо в зависимости от параметров газа нанести предупреждающие кольца красного или желтого цвета (таблица 3, ), а если газ имеет опасное свойство (легковоспламеняемость, ядовитость, окислитель), то необходимо нанести соответствующий знак опасности.

Как маркировать трубопроводы пара?

Трубопроводы с паром необходимо окрасить в красный цвет и нанести красный щиток с наименованием и направлением его движения .

Если давление в трубопроводе пара более 1 кгс/см² и температура св. 120С, то необходимо нанести желтое предупреждающее кольцо поверх окраски. При увеличении параметров пара увеличивается количество наносимых колец (см. табл.3

ГОСТ 14202-69 имеет статус действующего документа.

Какие материалы необходимо применять при маркировке трубопроводов по ГОСТ 14202-69?

Также нет документов запрещающих маркировку при помощи самоклеющихся лент и маркеров на основе ПВХ.

Более того использования самоклеющихся материалов целесообразнее (общепринято во всем мире) — удобнее, быстрее, аккуратнее, позволяет точнее соблюсти важные требования ГОСТ к цвету, размеру, шрифту и форме.

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки. При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания. Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса. При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией. В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV).
2. Знак Госстандарта.
3. Последние цифры года (здесь 2002).
4. Индивидуальный знак поверителя.
5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

Термометры

Гильза (карман) термометра должна заходить на 2/3 в трубопровод, так, чтобы погружаемая часть находилась в центре потока.

Здесь показано неправильное подключение манометра.

Для обеспечения хорошего термоконтакта гильза термометра должна быть заполнена минеральным маслом (ГОСТ 8.586.5-2005 п.6.3.9.).

Промывка фильтров и грязевиков

Чистка фильтров и грязевиков — обязательная процедура в процессе подготовки отопления к отопительному сезону. Процесс промывки грязевика довольно прост: раскручивается фланец, и из отстойника вычищается вся грязь. То же самое и с косым фильтром.

Читайте также:  Запорная арматура для мазута

Элеватор

Главное требование к элеваторному узлу — это промывка конуса (сопла). Диаметр отверстия в конусе 5-7 мм (рассчитывается индивидуально для каждого здания), если конус забьётся, на здание не будет поступать требуемое количество тепла.

Элеватор должен быть опломбирован. Для промывки сопла пломбу нужно снять, но, чтобы не возникло лишних вопросов, это нужно предварительно согласовать с инспектором, который будет принимать у вас опрессовку. После промывки элеватор снова пломбируется.

Часто инспектор требуют, чтобы на элеваторе висела бирочка с указанным на ней диаметром отверстия в конусе.

Изоляция и предупреждающие цветные кольца на трубопроводах

Все трубопроводы в ИТП (ЦТП) должны быть окрашены и изолированы. Изоляция не должна висеть лохмотьями, всё должно быть аккуратно. Также изолируются узлы учета и элеваторы.

На трубопроводе должно маркерами указываться направление движения теплоносителя. Для идентификации содержимого труб на них наносятся предупреждающие цветные кольца. Для отопления используется кольца зелёного (основной цвет) и желтого цвета на подающей, зелёного и коричневого на обратке. Такая же маркировка используется для ГВС. Дренаж и ХВС обозначаются кольцами зелёного цвета.

Запорная арматура

Запорная арматура должна выполнять свою основную функцию — перекрывать поток теплоносителя. Если на тепловом узле есть задвижки, которые «не держат», их нужно заменить. Разные участки системы опрессовываются под разным давлением, и если в схеме присутствует неработающая задвижка, она себя обязательно проявит.

Маркировка арматуры

В идеале всё должно выглядеть так: в тепловом пункте должна находиться схема, отображающая пронумерованные и обозначенные подводящие и отводящие трубопроводы, запорную и регулирующую арматуру, спускные и дренажные устройства. Схема должна соответствовать состоянию системы на настоящий момент, то есть, если в системе были внесены изменения, они должны быть отображены на схеме.

На всех вышеперечисленных устройствах должны быть бирочки с обозначениями, соответствующими обозначениям в схеме (1,2 — запорная арматура на подающем и отводящем трубопроводе, t1 и t2 — термометры, P1 и Р2 — манометры, и т.д.).

На практике в небольших тепловых пунктах инспекторы не всегда на этом акцентируют внимание. Главное, чтобы было понятно, что куда идёт, например: «подача на левое крыло», «обратка с правого крыла», «подача на вентиляцию» и т.п. Но если всё будет «по феншую» — это дополнительный плюс.

Ревизия клиновых задвижек

Клиновые задвижки старого образца требуют дополнительного внимания в процессе эксплуатации.

Устройство клиновой задвижки: 1 — клин, 2 — крышка, 3 — маховик, 4 — седло, 5 — корпус, 6 — кольцо уплотнительное, 7 — шпиндель, 8 — втулка резьбовая, 9 — втулка, 10 — стойка, 11 — фланец сальника, 12 — сальниковое уплотнение из терморасширенного графита.

В таких задвижках в обязательном порядке каждый год нужно производить набивку сальника. И в течение года, при возникновении течи из сальника, необходимо поджимать фланец. Если этого не делать задвижка придёт в негодность.

Для замены сальниковой набивки нужно раскрутить гайки на накидных болтах, поднять фланец, извлечь старое сальниковое уплотнение и набить новое. Уплотнение наматывается кольцами вокруг шпинделя и прижимается фланцем.

При затягивании фланца нужно быть осторожным: если переусердствовать, чугунный фланец может лопнуть, а его замена весьма проблематична, на практике легче поменять задвижку полностью.

На задвижке не должно быть признаков ржавчины. Корпус должен быть выкрашен в чёрный цвет, маховик в красный, а выдвижной шпиндель должен быть смазан солидолом.

Дренаж

Тепловые пункты снабжаются трапом для самотечного отведения воды, а при невозможности реализации — дренажным приямком с насосом (СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 п.14.20). Приямок закрывается съемной решеткой. Последнее нововведение — край приямка должен быть окрашен желтыми и черными полосами.

Если в ТП имеется предохранительный клапан, то он должен быть снабжен дренажным трубопроводом, чтобы в случае сработки никто (или ничто) не пострадал(о).

Были случаи, когда инспектор прямым текстом говорил, что на двух метрах теплового узла найдет десять замечаний. И неважно, что в прошлом году этих замечаний не было. В глазах контролирующих органов идеальной системы не существует. Но это тема другого разговора…

Маркировка трубопроводов, согласно действующим стандартам, производится для идентификации транспортируемого в нем вещества. Обычно распознавание веществ производится с помощью цветовых анализаторов. Могут также наноситься специальные опознавательные кольца, наклейки с предупреждающими надписями (это касается опасных веществ).

Современная маркировка трубопроводов итп делается только в соответствии с ГОСТом. Поверхность трубопровода окрашивается в определенный цвет, прикрепляются специальные надписи. Теплообменники, а также трубопроводы, по которым подается горячая вода или пар, окрашиваются теплостойкой эмалью. Нужно, чтобы все надписи точно соответствовали правилам безопасной эксплуатации пара и горячей воды. На магистральных линиях обязательно римскими цифрами наносится номер, а также стрелка, показывающая направление движения транспортируемого вещества. Такой же номер магистрали наносится на магистральные ответвления. Все надписи должны быть хорошо видимыми, они не должны заслоняться вентилями и задвижками.

Согласно гост 14202 69 в случае покрытия поверхности трубопровода металлической обшивкой окраска этой обшивки необязательна, но на трубопровод может наноситься условное обозначение его типа и класса транспортируемого вещества. Окраска и надписи на этих трубопроводах должны строго соответствовать этому же стандарту.

Читайте также:  Особенности функционирования задвижек

Все оборудование, по которому передается горячая жидкость или пар, должно иметь соответствующую изоляцию. Это делается во избежание ожогов. Температура на поверхности изоляции не должна вызывать повреждения кожи при прикосновении.

На трубопроводах обязательно должны быть стрелки, показывающие движение рабочей жидкости. Все надписи должны получаться видимыми и выполняться только печатными буквами. Хорошо заметные порядковые номера также должны наноситься на насосные агрегаты, задвижки, затворы и другие механизмы. Также на трубах нужна соответствующая маркировка, которая должна указывать их назначение. В таком случае она может быть легко идентифицирована.

Все государственные стандарты являются обязательными к соблюдению всеми субъектами жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения, независимо от форм их собственности. Несоблюдение таких правил может привести к авариям, пожарам и другим техногенным происшествиям.

Надежный и простой редуктор Ч-80
Наиболее уверенно проводят передачу усилий и одновременно изменяют направление передачи червячные редукторы, такие как редуктор ч-80. Их применение обеспечивает значительное снижение скорости вращения валов.

РТИ в бытовой технике
РТИ (резинотехнические изделия) используются не только в промышленности, но и в быту: без РТИ сложно представить современную бытовую технику (холодильники, стиральные и посудомоечные машины, кухонные комбайны и т. д.), присутствующую в каждом доме.

Задвижки с электроприводом – удобство при эксплуатации трубопровода
К преимуществам задвижек на электрическом приводе относят: универсальность, то есть запорное оборудование может использоваться в любых трубопроводах; высокую скорость перекрытия потока; долговечность и надежность.

Изолента ПВХ – лучшая из изолент
Самой распространенной сферой, где применяют изоленту, является электроизоляция в быту, в промышленности и при проведении строительных работ.

Станки плазменной резки — их особенности и преимущества
В настоящее время вальцы ручные применяются для единичного производства объемных изделий, а для крупных производств более подходит современное оборудование, оснащенное автоматикой. Помимо гибки плоского листа и металлического профиля, для производства изделий требуется выполнить нарезку металла, и сейчас подобные операции осуществляются с использованием высокоточного оборудования.

Утверждается и вводится в действие приказом № от

Дата введения 01.06.04 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила оформления тепловых схем.

Требования стандарта распространяются на работы студенческие учебные и выпускные квалификационные, выполняемые на всех кафедрах университета.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ 2.780-96. ЕСКД. Обозначения условные графические. Кондиционеры рабочей среды, емкости гидравлические и пневматические;

Гост 2.781-96. Ескд. Обозначения условные графические. Аппараты гидравлические и пневматические, устройства управления и приборы контрольно-измерительные;

ГОСТ 2.782–96. ЕСКД.Обозначения условные графические. Насосы и двигатели гидравлические и пневматические;

ГОСТ 2.784–96. ЕСКД. Обозначения условные графические. Элементы трубопроводов;

ГОСТ 21.205–93. СПДС. Условные обозначения санитарно-технических систем;

ГОСТ 21.206–93. СПДС. Условные обозначения трубопроводов;

ГОСТ 21.403–80. СПДС. Обозначения условные графические в схемах. Оборудование энергетическое;

ГОСТ 21.404–85. СПДС. Автоматизация тепловых процессов. Обозначения условные приборов и средств автоматизации в схемах;

ГОСТ 21.604–82. СПДС. Водоснабжение и канализация. Наружные сети;

ГОСТ 21.605–82. СПДС. Сети тепловые. Рабочие чертежи;

ГОСТ 21.60695. СПДС. Правила выполнения рабочей документации тепломеханических решений котельных;

ГОСТ 21.609–83. СПДС. Газоснабжение. Внутренние устройства. Рабочие чертежи;

СТП ОмГУПС–1.1–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Основные положения;

СТП ОмГУПС–1.3–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Общие правила оформления чертежей;

СТП ОмГУПС–1.4–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Общие правила выполнения схем;

СТП ОмГУПС–1.11–03. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Правила оформления чертежей строительных.

3 Термины и определения

3.1 Схема тепловая – вид энергетической схемы, на которой с помощью условных графических обозначений показывают основное и вспомогательное оборудование теплоэнергетического объекта (котельной, ТЭЦ, ТЭС и т.п.), объединяемое линиями трубопроводов для транспортировки теплоносителей в виде пара или воды.

3.2 В зависимости от основного назначения тепловая схема может быть структурной, принципиальной, соединений (монтажной).

3.2.1 Схема структурная  схема, определяющая основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи. Схемы структурные разрабатывают при проектировании изделий (установок) на стадиях, предшествующих разработке схем других типов, и используют для общего ознакомления с изделием (установкой). В теплотехнической литературе такую схему называют принципиальной.

3.2.2 Схема принципиальная (полная) ­­ схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними и, как правило, дающая детальное представление о принципах работы изделия (установки). Схемы принципиальные используют для изучения принципов работы изделий (установок), а также при их наладке, контроле и ремонте. Они служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений (монтажных) и чертежей. В теплотехнической литературе такие схемы называют развернутыми.

3.2.3 Схема соединений (монтажная)  схема, показывающая соединения составных частей изделия (установки) и определяющая трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода. Схемы соединений (монтажные) используют при разработке других конструкторских документов, в первую очередь, чертежей, определяющих прокладку и способы крепления трубопроводов в изделии (установке), а также для осуществления присоединений, при контроле, эксплуатации и ремонте изделий (установок). В теплотехнической литературе такую схему называют рабочей, ее обычно выполняют в ортогональном, а отдельные сложные узлы – в аксонометрическом изображении.

3.3 В основной надписи наименование схемы указывают полностью, например: Схема тепловая.

3.4 Обозначение схемы следует составлять из буквы «Р» (схема энергетическая) и цифры 1 (структурная), 3 (принципиальная) или 4 (монтажная).

Источник

Adblock
detector