Краткая характеристика трубопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт — вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам.
Под трубопроводным транспортом обычно подразумевают трубопроводы в комплекте с перекачивающими устройствами для транспортирования нефти, нефтепродуктов, газа, а также угля, руды в размельчённом виде (пульпопроводы).
Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует определению «транспорт» — как «совокупность транспортных средств и путей сообщения». Здесь нет, в традиционном понимании, транспортных средств, а пути сообщения — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением.
Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1500 мм. Их закладывают на глубину до 2,5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции.
На газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения России эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн. Квт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций.
В состав сооружений магистральных нефтепроводов России входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м. куб.
Применение трубопроводов обеспечивает транспортирование газа, нефти и нефтепродуктов непрерывным потоком в любых направлениях с наименьшими издержками. Стоимость перекачки 1 тонны нефти, нефтепродуктов и 1 куб. метра газа ниже стоимости перевозки их по железным дорогам примерно в 3 раза. При перекачке нефти по нефтепроводу значительно снижаются потери легких фракций, а также отпадает необходимость в строительстве крупных ёмкостей для накопления и хранения запасов.
Трубопроводный транспорт сравнительно молодой среди других видов транспорта. Самые быстрые темпы его развития наблюдались во второй половине XX века. Главное его преимущество перед другими видами — это экологическая чистота (естественно, это положение не касается аварийных ситуаций).
Трубопроводная транспортная система делится, в зависимости от вида перемещаемого груза, на три основные составляющие:
— трубопроводный транспорт сырой нефти (нефтепроводы),
— трубопроводный транспорт нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы),
— трубопроводный транспорт природного газа (газопроводы).
К началу XXI столетиясовокупная длина всех трубопроводов мира превышает 2 млн. км., общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км. Наибольшей трубопроводной сетью обладают США, Россия и следующая за ними с большим отрывом Европа.
В США общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов к началу нового столетия составила около 290 тыс. км.Длина магистральных газопроводов несколько более 400 тыс. км.
В Европе (без РФ, Белоруссии и Украины) общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет свыше 45 тыс. км, газопроводов — 10,5 тыс. км.
По европейским нефтепроводам ежегодно прокачивается 800 млн. т. нефти.
Из зарубежных восточноевропейских стран значительными трубопроводными системами обладают Украина — 6952 км.и Белоруссия — 2906 км.
Из западноевропейских стран наиболее протяженными магистральными нефтепроводами обладают Франция (около 5 тыс. км), Италия (4,2 тыс. км), Великобритания (4 тыс. км), Испания (3,7 тыс. км), Германия (2,5 тыс. км). В целом вся территория Европы покрыта густой сетью трубопроводов. На востоке Европы западные нефтепроводы соединены с магистральными трубопроводами из России (система «Дружба»).
На территории Российской Федерации создана и успешно функционирует разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые расположены на территориях практически всех субъектов Российской Федерации.
Общая протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 217 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопродуктопроводы — 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали — 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали — 17,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти — 40,3%, нефтепродуктов — 4,3%.
Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85% газопроводов и 59% нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет; менее 10 лет эксплуатируется около 1% газопроводов и около 1% нефтепроводов; 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс; 40% нефтепроводов превышают нормативный срок эксплуатации и нуждаются в срочном ремонте. Поэтому вопрос об обеспечении безопасности трубопроводов и транспортировки является весьма актуальным.
Рис. 9.1. Газопровод Западной Сибири
В России трубопроводы входят в состав естественных монополий. Единая система газоснабжения России, руководимая ОАО «Газпром», состоит из газопроводов общей протяженностью 168 тыс. км, а общая длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «Транснефть» превышает 70 тыс. км (из них более 17 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы) (рис. 9.2.).
В структуре трубопроводных перевозок в России доминируют поставки сырой нефти и газа, их объемы существенно превышают прочие грузы. По территории России частично проходит мощнейший в мире аммиакопровод «Тольятти — Одесса».
Поставки газа происходят в больших объемах внутри России (65% в 2014 году), чем на внешние рынки, тогда как трубопроводные поставки нефти распределены примерно одинаково (49 и 51%), а поставки нефтепродуктов ориентированы на внешние рынки (71% поставок).
Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, добыча и экспорт нефти и газа, производство и экспорт нефтепродуктов, млн т, млрд куб. м, в 2010—2014 годах приведены в таблице 9.1.:
Годы:2010 2011 2012 2013 2014
Перевезено трубопроводным транспортом, млн. т. 1061 1131 1096 1095 1078
Поставки газа по трубопроводам ПАО«Газпром»,
млрд куб. м, 564 583 572 575 553
из них: внутри России-355 366 362 355 357
за пределы России — 209 218 209 220 196
Поставки нефти по трубопроводам ОАО «АК
«Транснефть», млн т, 459 464 457 457 466
из них: внутри России- 207 213 220 220 230
за пределы России- 252 251 237237 236
Поставки нефтепродуктов по трубопроводам
ОАО «АК «Транснефть», млн т, 27 27 31 30 31
из них: внутри России — 10 11 13 11 9
за пределы России- 17 17 18 20 22
Добыча природного и попутного газа, млн. т. 651 671 655 668 639
Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. т. 506 512 519 522 525
Производство нефтепродуктов, млн. т. 250 258 272 281 294
Экспорт природного газа, млрд куб. м. 174 187 179 196 174
Экспорт нефти, млн. т. 247 244 240 237 223
Экспорт нефтепродуктов, млн. т. 133 132 138 152 165
Рис. 9.2. Схема нефтепродуктопроводов ОАО «Транснефть»
Трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:
1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
5. Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико — экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.
Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.
Недостатки трубопроводного транспорта:
— большой расход металла;
— «жёсткость» трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления транспортировки нефти, нефтепродуктов или газа;
— узкая специализацияданного вида транспорта.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Краткая характеристика трубопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт — вид производственной деятельности, направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам.
Трубопроводная транспортная система делится, в зависимости от вида перемещаемого груза, на три составляющие:
— трубопроводный транспорт сырой нефти (нефтепроводы),
— трубопроводный транспорт нефтепродуктов (нефтепродуктопроводы),
— трубопроводный транспорт природного газа (газопроводы).
На территории Российской Федерации создана и успешно функционирует разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые расположены на территориях практически всех субъектов Российской Федерации.
Грузооборот, осуществляемый магистральным трубопроводным транспортом, приобрел большое значение в общем грузообороте страны. Степень надежности указанного вида транспорта во многом определяет стабильность доставки продукции потребителям, в том числе обеспечение регионов России важнейшими топливно — энергетическими и иными ресурсами. Например, доля транспортировки продукции топливно — энергетического комплекса средствами магистрального трубопроводного транспорта составляет более 30% общего объема транспортируемой продукции этого комплекса.
Протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 215 тыс. км, в том числе газопроводные магистрали, включая газопродуктопроводы — 151 тыс. км, нефтепроводные магистрали — 48,5 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали — 15,5 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого газа, около 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4%, нефти — 40,3%, нефтепродуктов — 4,3%.
Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Только на газовых промыслах, магистральных газопроводах и подземных хранилищах Единой системы газоснабжения эксплуатируются 642 компрессорных цеха, 4053 газоперекачивающих агрегата общей установленной мощностью более 42 млн. Квт. Подачу газа потребителям обеспечивают более 3300 газораспределительных станций. В состав сооружений магистральных нефтепроводов входят 395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по строительному номиналу 12,7 млн. м куб.
Состояние транспортных магистральных трубопроводов нефтегазового комплекса характеризуется такими показателями: 85% газопроводов и 59% нефтепроводов имеют срок эксплуатации от 10 до 30 лет; менее 10 лет эксплуатируется около 1% газопроводов и около 1% нефтепроводов; 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс; 40% нефтепроводов превышают нормативный срок эксплуатации.
Сеть нефтепроводов и газопроводов в России образует единые системы. Их отдельные части и линии, входившие в Единую систему нефте- и газоснабжения России, находятся вне пределов России — на территории Украины, Белоруссии, Казахстана, республик Средней Азии и Закавказья. Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский и Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.
Трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:
1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
5. Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.
Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.
Однако, несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и «жёсткость» трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.
Источник
Трубопроводный магистральный транспорт нефти и газа. Эксплуатация, ремонт и модернизация трубопроводов.
Ремонтные работы на сооружении продуктопровода
Трубопроводный транспорт нефти и газа обладает рядом важных преимуществ. История развития нефтепроводов берет свое начало с XIX века. Развитие системы газопроводов началось в советское время. Правильное обслуживание нефте- и газопроводов является залогом роста экономики.
Дата публикации: 14 февраля 2011
Автор: Кузнецов Ю.П., ООО «Инженерный Союз»
Общая характеристика трубопроводного транспорта нефти и газа
Трубопроводный транспорт в нашей стране получил интенсивное развитие во второй половине 20 столетия и в настоящее время по удельному весу и объему грузопотоков неуклонно вытесняет водный и железнодорожный транспорт. Преимущества трубопроводного транспорта — это:
дальность перекачки, высокая ритмичность , практически бесперебойная работа в течение всего года с различной пропускной способностью и минимальными потерями;
возможность перекачки нефти и нефтепродуктов с вязкостью в довольно широких пределах;
возможность работы в различных климатических условиях;
возможность прокладки трубопроводов на большие расстояния и в любых регионах;
высокий уровень механизации строительно-монтажных работ при строительстве трубопроводов;
возможность внедрения автоматизированных систем управления всеми основными технологическими процессами.
Именно эти преимущества позволяют с развитием сети трубопроводного транспорта стабильно снижать стоимость транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа и послужили развитию трубопроводного транспорта.
Развитию сети трубопроводного транспорта послужило освоение новых месторождений и обстоятельства, связанные с удаленностью месторождений от мест переработки и потребления нефти и газа. Выросли не только объемы перекачек, но и длина трубопроводов, их диаметр, мощность и рабочее давление перекачивающего оборудования и деталей трубопроводов. В настоящее время почти вся добываемая нефть и природный газ транспортируются по магистральным трубопроводам, а так же большая часть продуктов их нефтепереработки.
Трубопроводы диаметром более 1000 мм занимают ведущее место, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4000…5000 км.
Газовая промышленность так же является непрерывной частью единой энергетической системы. В настоящее время создана единая автоматизированная система газоснабжения страны, в которой определяющее место занимает создание и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами на магистральных газопроводах, нефтепроводах, продуктопроводах.
Недостатком трубопроводного транспорта является все же высокая стоимость строительства трубопроводов (соединительные детали трубопровода, переходы, трубы, запорная арматура), сложности прокладки в труднопроходимых районах, экологическая опасность , особенно при эксплуатации подводных переходов (дюкеров).
История развития трубопроводов и продуктопроводов в России
Развитие трубопроводного транспорта в России тесно связано с историей развития нефтяной промышленности. Промышленная добыча нефти началась более 100 лет назад. В России в 1825 г. она уже составляла 3500 тонн, а в 1859 г. поднялась до 5000 тонн. В 1901 г. мировая добыча нефти достигла 23 млн тонн, причем 1 место по добыче нефти занимала Россия — 11,7 млн тонн.
Первый нефтепровод местного значения длиной 6 км был сооружен в США в 1825 г., а в России – в 1878 г. (от промыслов Баку до нефтеперерабатывающих заводов). В революционное время на территории России было построено 1147 км магистральных трубопроводов.
Первый магистральный продуктопровод диаметром 200 мм, длиной 831 км с 13 насосными станциями был построен в 1896-1906 гг. В то время это был самый крупный трубопровод мира. Он предназначался для перекачки экспортного керосина из Баку в Батуми. Инициатива строительства этого трубопровода принадлежит Д. И. Менделееву, который еще в 1877 г. доказывал необходимость и целесообразность строительства трубопроводов.
До Великой Отечественной войны основные нефтяные ресурсы в СССР сосредоточивались на Кавказе: Баку, Грозный, Майкоп. В этих условиях основной поток нефтегрузов приходился на транспортные артерии Каспия, Волжского бассейна, Северного Кавказа и Закавказья.
Для уменьшения загрузки железных дорог Кавказа, а так же для удешевления транспорта к портам черного моря уже к 1925 г. возникла необходимость в сооружении магистральных нефтепроводов. Были построены нефтепроводы Грозный – Туапсе длиной 649 км, диаметром 273 мм, первенец второго Баку нефтепровод Ишимбай – Уфа длиной 169 км и диаметром 300 мм, а так же продуктопроводы Усть-Балык – Альметьевск, Мангышлак – Куйбышев (Самара).
К 1941г. в промышленной эксплуатации находились магистральные нефтепроводы и продуктопроводы общей протяженностью около 4100 км. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Во время Великой Отечественной войны были построены нефтепроводы Ока – Софийское – Комсомольск-на-Амуре; Астрахань – Саратов. В период обороны Ленинграда большую роль сыграл небольшой подводный бензопровод, уложенный через Ладожское озеро.
Послевоенные годы строительство нефтепровода определялось бурным развитием нефтедобывающей промышленности в Волго – Уральском бассейне и строительством нефтеперерабатывающих заводов на Урале и в Поволжье. В этот период были построены магистральные трубопроводы больших диаметров до 1200 мм и значительной протяженностью для подачи нефти в месторождений Татарии, Тюменской области, Башкирии на нефтеперерабатывающие заводы Урала, Сибири, а так же в Центральные и Западные районы нашей страны. С освоением нефтяных месторождений в Сибири и со строительством нефтепровода Сургут – Полоцк западносибирская нефть получила выход в центральные районы России, Белоруссию и Прибалтику. С вводом в действие нефтяных магистралей Грозный – Баку, Павлодар – Чимкент и второй нитки нефтепровода Красноярск – Иркутск были прекращены железнодорожные перевозки на расстоянии 3500 км.
Газопроводы России
Газовая промышленность Российской Федерации – самая молодая отрасль топливной промышленности. До революции в России природный газ не добывался, магистральных газопроводов не было. Газоснабжение городов осуществлялось за счет производства искусственного, так называемого светильного газа. Для бытовых и промышленных целей газ почти не применялся. В Москве и Петербурге, других городах существовали газовые заводы для получения газа, который использовался для бытовых целей из угля.
Попутный нефтяной газ как промышленное и бытовое топливо начали использовать в 1880-1890 гг. Позднее использование попутного нефтяного газа возросло.
В развитии трубопроводного транспорта газа в советское время было 3 этапа:
1 этап – (1917-1940 гг.) – транспорт попутного газа по трубопроводам небольшого диаметра (до 300 мм) на короткие расстояния.
2 этап (1941-1955 гг.) развитие дальнего транспорта газа по трубопроводам длиной до 1400 км и диаметром до 700 мм, что позволило увеличить долю газового топлива в топливном балансе страны.
3 этап (с 1956 г.) – создание крупных систем магистральных газопроводов в Европейской части России и развитие единой системы газопроводов страны. В этом периоде диаметр магистральных трубопроводов вырос до 1420 мм.
В настоящее время сеть газопроводов в РФ развивается по двум основным направлениям: внутри страны и за пределами страны. По данным Госкомстата РФ, в 2003 г. протяженность газопроводов России составляло 156000 км, нефтепроводов – 47000 км и продуктопроводов 15000 км. В период 2000-2002 гг. правительство РФ приняло ряд решений, определяющих программу развития трубопроводных сетей страны до 2011 г. Прирост протяженности газопроводных сетей должен составить 80000 км. Важнейшими объектами определены: строительство нефтепроводов Россия – Китай, Котово – Ярославль – Кириши – Приморск протяженностью 1197 км, а так же трубопровода Сызрань – Новороссийск протяженностью 1600 км.
Классификация трубопроводов. Диаметр магистральных трубопроводов. Условное давление
По своему назначению трубопроводы делятся на
Внутренние трубопроводы – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих трубопроводах и газохранилищах.
Местные или региональные трубопроводы – по сравнению с внутренними имеют большую протяженность до нескольких десятки километров. Обычно соединяют нефтепромыслы с головной станцией, с магистрального нефтепроводом или с пунктами налива нефти (нефтебазами) на железнодорожный или водный транспорт.
Магистральные трубопроводы – более 50 км и диаметром 200 мм. Характеризуются большой протяженностью в сотни и тысячи километров, диаметром до 1400 мм и выше, на которых перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе.
Магистральным нефтепроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефти.
Магистральным продуктопроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефтепродуктов.
В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензопроводом, керосинопроводом, мазутопроводом и так далее.
Режим работы магистральных трубопроводов – непрерывный, кратковременные остановки носят аварийный характер или связан с ремонтом трубопровода или заменой деталей. Согласно СНИП 2.05.06-85, магистральные нефтепроводы и продуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра трубы:
- 1 – диаметр 1000 – 1200 мм
- 2 – диаметр 500 – 100 мм
- 3 – диаметр 300 – 500 мм
- 4 – диаметр менее 300 мм
Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.
Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельно населенным пунктам и промышленным предприятиям. Магистральные газопроводы в соответствии со СНИП 2.05.06-85, в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
- 1 класс — Рраб = (2,5…10) МПа, (25…100 кг/см 2 )
- 2 класс — Рраб = (1,2…2,5) МПа, (12…25 кг/см 2 )
Пропускная способность действующих однониточных магистральных газопроводов зависит от диаметра трубопровода и составляет 10 – 50 млрд. м 2 газа в год.
Состав сооружений, магистральных нефтепроводов и газопроводов
Состав сооружений нефтепровода
В состав магистральных нефтепроводов и продуктопроводов входят линейные сооружения и насосные перекачивающие станции с комплексом зданий и сооружений, жилыми поселками.
В линейную часть нефтепровода входят:
- полоса отвода земли; трубопровод с запорными отсекающими задвижками;
- лупинги (параллельные участки трубопровода);
- дюкеры (водные переходы трубопровода);
- переходы под железными и автомобильными дорогами;
- системы противокоррозионной защиты с катодными и дренажными станциями;
- линии связи, управления, и КИПиА;
- автомобильные дороги;
- усадьбы путевых обходчиков;
- головная и промежуточные насосные станции;
- другие сооружения.
При перекачки высоковязких нефти и нефтепродуктов в состав линейной части трубопроводов входят тепловые станции.
В состав насосных перекачивающих станций (НПС) входят здания и сооружения:
- здание насосной станции с насосными агрегатами, технологические трубопроводы, манифольды и градирни;
- резервуарный парк с очистными сооружениями;
- административные и санитарно-бытовые здания;
- вспомогательные цеха;
- жилые поселки и другие сооружения.
В начале нефтепровода находится головная насосная станция (НПС), которая располагается вблизи нефтяного промысла или в конце подводящих трубопроводов, если магистральный нефтепровод обслуживает несколько промыслов или один промысел, разбросанный на большой территории. Головная насосная станция отличается от промежуточных наличием резервуарного парка объемом, равным трехсуточной пропускной способностью нефтепровода.
Промежуточные насосные станции на границах участков должны располагать резервуарным парком объемом, равным 0,3…1,5 суточной пропускной способности трубопровода и объемом одного перегона трубопровода на случай аварийного освобождения трубопровода от нефти. Все станции оборудуются подпорными насосами.
Насосные перекачивающие станции (НПС) на нефтепроводах и продуктопроводах располагаются с интервалом 50…150 км. Оборудуются современные НПС, как правило, центробежными насосами с электрическим приводом, производительность которых достигает 12000 м 3 /ч. При отсутствии государственных линий электропередач в качестве приводов применяются дизельные двигатели.
Конечным пунктом нефтепровода является, как правило, сырьевой пункт НПЗ. Конечными пунктами магистрального трубопровода могут быть перевалочные нефтебазы, с которых нефть различными видами транспорта отгружается на НПЗ на переработку или на экспорт.
Состав сооружений магистральных газопроводов. детали трубопроводов.
Состав магистральных газопроводов в линейной части мало отличается от нефтепроводов. В них могут дополнительно включаться газораспределительные станции (ГРС) и газовые регулирующие пункты, комплексы по очистке, осушке и одоризации газа. Вместо насосных станций строятся компрессорные станции. Вместо резервуарных парков на конечных станциях строится буферное газохранилище для компенсации неравномерности в потреблении газа в течение суток или зимнего и летнего периодов.
Для удовлетворения потребности в нефтепродуктах и газе населенных пунктов, находящихся в близи трасс продуктопроводов и газопроводов, от них прокладывают отводы или ответвления из труб сравнительно малого диаметра, по которым часть нефтепродуктов (периодически) и газа (непрерывно) отводится в эти населенные пункты.
Линейная запорная арматура (краны или задвижки) на газопроводе устанавливается с интервалом 10…30 км в зависимости от рельефа трассы. Предназначена запорная арматура для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. С обеих сторон линейного крана или задвижки на газопроводе имеются свечи для выпуска газа в атмосферу при авариях. Задвижки и краны комплектуются воротниковыми фланцами или плоскими фланцами, которые привариваются к трубе. В случае аварии или ремонта этот вид разъемных фланцевых соединений позволяет быстро и просто заменить стальные приварные фланцы.
Вдоль трассы газопровода проходит линия связи (телефонная, радиорелейная), которая имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуправления. Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а так же протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррозионному изоляционному покрытию трубопровода.
Компрессорные станции (КС) газопроводов располагают с интервалом 100…200 км и оборудуют поршневыми или центробежными компрессорами с приводами от поршневых двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин и электродвигателей. Мощность одного агрегата в настоящее время достигает 25 мегаватт (МВт). Обычно центробежные нагнетатели работают группами по 2 или 3 последовательно, и несколько групп могут быть включены на параллельную работу. Подача одного агрегата может достигать 50 млн м 3 /сутки, а давление на выходе станции – 10 МПа.
При высоком пластовом давлении газа в первый период эксплуатации месторождения газопровод может работать без головной компрессорной станции. На всех компрессорных станциях газ очищается от пыли и механических примесей в специальных циклонах. Кроме того на головной КС при необходимости осуществляется осушка газа, очистка от сероводорода и одоризация.
Компрессорные станции, так же как и насосные имеют вспомогательные сооружения: котельные, системы охлаждения, электроснабжения, канализации и другие.
Магистральный газопровод подает газ к газораспределительным станциям и контрольно-распределительным пунктам, где проводится его очистка от механических примесей, конденсата, влаги, замер количества, снижается давление и осуществляется одоризация, затем газ поступает к потребителям.
Ремонт и замена технологического оборудования трубопроводов
Ремонтные работы на трубопроводах бывают плановыми в соответствии с графиками ППР (планово-предупредительного ремонта) и внеплановыми, как правило, при аварийных ситуациях. Ремонтные работы проводятся в соответствии с руководящими документами (РД), техническими условиями (ТУ) или методическими указаниями и рекомендациями, которые разрабатываются и утверждаются нефтяными компаниями . В этих же рекомендациях устанавливаются виды работ текущего и капитального характера, сроки их промедления.
Поскольку магистральные нефтепроводы продуктопроводы и газопроводы являются опасными производственными объектами техногенного характера, на всех участках трубопровода должны быть установлены перечни опасных мест и опасных работ, определены методики по их проведению.
Перечни работ текущего или капитального характера и сроки их проведения указываются в РД (руководящие документы) по производству ремонтных работ. Основными задачами плановых ремонтов являются:
- обеспечение максимальной длительности работы трубопровода без остановок;
- обеспечение безаварийной работы трубопровода;
- пополнение резерва труб, фланцев, арматуры, материалов и запасных частей.
В перечень работ капитального характера входят:
- рытье контрольных шурфов по трассе трубопровода и проведение электрометрических измерений;
- вскрытие и осмотр подлежащих ремонту участков трубопровода, замена бракованных труб и деталей трубопровода;
- нанесение нового изоляционного покрытия ;
- внутренняя очистка трубопровода от коррозии, парафина и других различных отложений;
- замена изношенной регулирующей и запорной арматуры ;
- проведение берегоукрепительных работ в районе водных переходов;
- восстановительные работы , вызванные размывами грунта по трассе трубопровода;
- ремонт магистральных колодцев ;
- ремонт станций катодной защиты ;
- ремонт автомобильных дорог и систем связи и управления.
В состав капитальных ремонтов на насосных и компрессорных станциях входят работы:
- ремонт конструкций зданий и сооружений;
- ремонт и замена технологического оборудования;
- ремонт резервуаров и замена фланцевых соединений сосудов и аппаратов;
- ремонт трансформаторных подстанций и электротехнического оборудования;
- ремонт котельных установок;
- ремонт систем АСУ ТП;
- ремонт инженерных сетей.
Капитальный ремонт производится по заранее разработанному графику, продолжительность капитального ремонта устанавливается в зависимости от объема работ и возможности перерыва в работе нефтепровода, продуктопровода или газопровода.
Заключение
Комплекс методов диагностики, ремонта и обслуживания нефте- и газопроводов и их структурная связь сформированы на основе анализа причин аварийных разрушений трубопроводов. Выпадение одного звена из цепи мероприятий по обслуживанию магистральных трубопроводов влечет за собой каскад проблем: удорожает обслуживание объектов, снижает ресурс деталей трубопроводов, приводит к авариям. Тщательный подход к обслуживанию трубопроводного транспорта является залогом укрепления топливо-энергетического комплекса, который является основой развития всех отраслей экономики.
Список литературы
- Юфин В. А. Трубопроводный транспорт нефти и газа.. – М. : Недра, 1976.
- Уильям Л. Лефлер Переработка нефти.. – М. : ЗАО «Олимп-бизнес», 2001. – 224 c.
- Мацкин Л. А., Черняк И. Л. Эксплуатация нефтебаз.. – М. : Недра, 1963. – 456 c.
Получив доступ к данной странице, Вы автоматически принимаете Пользовательское соглашение.
Продукция
Изготовим фланцы литые, заготовки из стали 09Г2С, сталь 20, Ст 08Х18Н10Т, 15Х5М
Источник