Меню

Где установить запорную арматуру



Размещение запорной арматуры на трубопроводах


Размещение и ремонт запорной арматуры

Размещение запорной арматуры на трубопроводах осуществляется согласно требований СНиП 2.05.06 — 85*.

На линейной части трубопроводов надлежит предусматривать установку запорной арматуры на расстоянии, определяемом расчетом, но не более 30 км.

Кроме того, установку запорной арматуры необходимо предусматривать:

  • на обоих берегах водных преград при их пересечении трубопроводом в две нитки и более и на однониточных переходах категории В;
  • в начале каждого ответвления от трубопровода на расстоянии не менее 15 м;
  • на ответвлениях к газораспределительным станциям (ГРС) при протяженности ответвлений свыше 1000 м на расстоянии 300-500 м от ГРС;
  • на входе и выходе газопроводов из компрессорных станций (КС), станций подземного хранения газа (СПХГ) и головных сооружений на расстоянии не менее: диаметром 1400 мм — 1000 м, диаметром менее 1400 мм до 1000 мм включительно — 750 м и диаметром менее 1000 мм — 500 м (охранные краны);
  • по обеим сторонам автомобильных мостов (при прокладке по ним газопровода) на расстоянии не менее 250 м;
  • на одном или обоих концах участков нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, проходящих на отметке выше уровня городов и других населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии, устанавливаемом проектом в зависимости от рельефа местности;
  • на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах при пересечении водных преград в одну нитку — место размещения запорной арматуры в этом случае принимается в зависимости от рельефа земной поверхности, примыкающей к переходу, и необходимости предотвращения поступления транспортируемого продукта в водоем;
  • на обоих берегах болот 3 типа протяженностью свыше 500 м.

На однониточных подводных переходах газопроводов установка запорной арматуры предусматривается по необходимости.

При параллельной прокладке двух ниток или более газопроводов узлы линейной запорной арматуры на отдельных нитках наддежит смещать на расстояние не менее 100 м друг от друга по длине трубопровода. В сложных условиях трассы (горный рельеф, болота, искусственные и естественные препятствия) указанное расстояние допускается уменьшать до 50 м.

Место установки запорной арматуры для нефтепродуктопроводов, как правило, должно совмещаться с местами соединения участков трубопроводов с различной толщиной стенок.

Место установки охранных кранов на КС принимается от границ узла подключения КС к магистрали (от осей врезок крайних внешних всасывающего и нагнетательного газопроводов). При удалении КС от магистрального газопровода на расстояние свыше 700 м при наличии естественных препятствий (оврагов, сложного рельефа и т. д.) следует предусматривать установку запорной арматуры с продувочными свечами (КИП и автоматика по аналогии с кранами на узле подключения КС в магистральный газопровод) на всасывающих и нагнетательных газопроводах КС («шлейфах») на расстоянии 250 м от ограды КС.

При параллельном подключении одного газопровода — ответвления к двум или нескольким основным ниткам газопровода или подключении нескольких линий ответвления к одному газопроводу — узлы линейной запорной арматуры необходимо смещать на расстояние не менее 30 м друг от друга.

Запорная арматура диаметром 400 мм и более должна устанавливаться на фундаментные плиты, укладываемые на уплотненное основание.

Линейную запорную арматуру на газопроводах и трубопроводах обвязки, находящуюся под давлением, — байпасы, продувочные линии и перемычки, — следует предусматривать в подземном исполнении с кранами бес колодезной установки.

Доступ для обслуживающего персонала должен предусматриваться только к приводу крана.

На обоих концах участков газопроводов, между узлами запорной арматуры, на узлах подключения КС и узлах приема и пуска очистных устройств следует предусматривать установку продувочных свечей на расстоянии не менее 15 м от запорной арматуры при диаметре газопровода до 1000 мм и не менее 50 м — при диаметре газопровода 1000 мм и более.

Диаметр продувочной свечи следует определять из условия опорожнения участка газопровода между узлами запорной арматуры в течение 1,5 —2 ч. Установку запорной арматуры и продувочных свечей следует предусматривать на расстоянии от зданий и сооружений, не относящихся к газопроводу, не менее 300 м.

При прокладке газопроводов параллельно автомобильным дорогам и железным дорогам, линиям электропередачи и связи запорную арматуру с продувочными свечами допускается располагать на том же расстоянии от дорог и линий, что и газопровод.

При пересечении газопроводом автомобильных, железных дорог, линий электропередач и связи расстояние от продувочных свечей до указанных сооружений должно приниматься не менее значений, предусмотренных при их параллельной прокладке.

Во всех перечисленных случаях расстояние от продувочных свечей запорной арматуры до мостов и виадуков должно быть не менее 300 м от линий электропередач (ЛЭП) — согласно требованиям «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденным Минэнерго РФ.

Высота продувочной свечи должна быть не менее 3 м от уровня земли.

Для контроля наличия конденсата и выпуска его на газопроводах необходимо предусматривать установку конденсатосборников. Места установок конденсатосборников определяются проектом.

Параллельно прокладываемые трубопроводы одного назначения должны быть связаны между собой перемычками.

Узлы установки запорной арматуры должны проектироваться из унифицированных заготовок.

Запорная арматура, устанавливаемая на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах и трубопроводах сжиженного газа в местах перехода через реки или прохождения их на отметках выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии менее 700 м, должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление.

Линейная запорная арматура газопроводов 1 класса диаметром 1000 мм и более, а также нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды должна быть оснащена автоматикой аварийного закрытия.

На участках нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и трубопроводов сжиженных углеводородных газов, примыкающих к подводным переходам, необходимо предусматривать устройства, исключающие скопления газа или воздуха в трубопроводах.

Запорная арматура, установленная на переходах через водные преграды или на других опасных участках трубопроводов, должна быть, по возможности, оборудована электроприводом. При реконструкции или капитальном ремонте трубопроводов устанавливаемая на этих участках запорная арматура и ее электроснабжение должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов (НТД).

Запорная арматура, установленная на магистральных трубопроводах, должна иметь:

  • ограждение;
  • площадку обслуживания, выполненную согласно проекту, с обязательной установкой предупреждающих и запрещающих знаков на ограждении;
  • нумерацию согласно технологической схемы трубопровода;
  • указатели вращения на закрытие и открытие и положений «закрыто», «открыто»;
  • подъезд.

Колодцы и шкафы внутри ограждения должны иметь запоры.

Запорная арматура, устанавливаемая на магистральных трубопроводах, должна обеспечивать:

  • герметичность отключения одной части трубопровода;
  • надежность в эксплуатации и удобство обслуживания;
  • беспрепятственный проход через арматуру очистных и диагностических устройств.

Электропривод арматуры должен быть выполнен во взрывозащищенном исполнении и дублироваться ручным приводом.

При этом должна быть обеспечена легкость закрытия и открытия арматуры при любых погодных условиях.

Нормальное положение задвижек на магистральном трубопроводе — открытое, нормальное положение байпасной задвижки — закрытое (если иное не предусмотрено проектом).

Положение задвижек на соединительных линиях зависит от режима работы трубопровода.

Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспетчера производственного управления или отделения эксплуатирующей организации.

Запрещается использовать запорную арматуру в качестве регулирующего органа. Ход шпинделя в задвижках должен быть плавным, а затвор при закрытии и открытии должен перемещаться без заедания.

Периодичность и объемы технического обслуживания и ремонта запорной арматуры определяются инструкцией завода — изготовителя и планом-графиком, утвержденным главным инженером эксплуатирующей организации.

Арматура на магистральных трубопроводах при ремонтных работах должна иметь серию, не ниже предусмотренной проектом с предварительным проведением ревизии и гидравлического испытания на прочность и герметичность согласно ГОСТ 356-80. «Арматура и детали трубопроводов. Давления условные, пробные и рабочие. Ряды».

Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры производится аварийно-восстановительными службами.

Для осуществления капитального ремонта запорной арматуры создается обменный фонд запорной арматуры. Номенклатура и количество запорной арматуры обменного фонда определяются расчетом.

На предприятиях, эксплуатирующих магистральные трубопроводы должен находиться аварийный запас запорной арматуры в количестве не менее одной задвижки каждого диаметра установленной серии.

Арматура аварийного запаса должна быть отревизирована и храниться на складе под навесом. Условия транспортировки должны соответствовать техническим требованиям изготовителей.

Запрещается применение запорной арматуры, не имеющей технических паспортов, а также товарного знака на корпусе.

Источник

Запорная арматура, где устанавливается, ее виды, особенности использования

Содержание статьи

Под словом «кран» в обиходе понимается запорная арматура самых разных типов. Для чего же нужны краны и где их используют?

Назначение запорной арматуры

  1. Отключение участка отопительной системы, отопительных приборов.
  2. Регулирование проходимости в разных режимах для изменения температуры.
  3. Сброс теплоносителя, воздуха.

Где обычно устанавливают запорную арматуру

  1. На вводе в дом теплотрассы.
  2. Возле входа и выхода из элеваторного узла.
  3. Рядом со всеми стояками отопления.
  4. В месте установки байпаса для частного дома.
  5. На различных приборах отопления или же перемычках, стоящих перед ними.
  6. На верхних точках отопительного контура.

Задвижки на элеваторном узле

В многоквартирных домах, как правило, рядом с элеваторным узлом монтируют задвижки. Для чего это делают?

Корпус такого крана состоит из двух стальных колец, устойчивых к коррозии. Они опоясывают проход для воды. Вторая пара колец располагается непосредственно на подвижной части задвижки.

Заслонка, находясь в самом нижнем положении, перекрывает поток воды. Поднимаясь же, она пропускает жидкость, так как выходит за пределы ее досягаемости.

Для закрывания задвижки нужно повернуть штурвал, который отвечает за движение штока, имеющего винтовую нарезку. Чтобы шток был герметичным, на него набивают сальник. Такое устройство является единственно возможным при диаметре трубы от 5 см.

Если же размер меньше, то пробковые, или шаровые, вентили станут лучшим решением, поскольку задвижки имеют существенные минусы:

Набивка периодически соприкасается с водой и разрушается. Даже при неработающей задвижке сальник придется время от времени набивать.

На щечках появляются отложения. Задвижка перестает работать, простояв несколько лет без использования.

В аварийных ситуациях, когда счет может идти на секунды, штурвал задвижки сработает медленнее, чем пробковый вентиль.

Стоимость задвижки из чугуна больше цены пробкового вентиля, обладающего такой же проходимостью.

Для всех остальных устройств, например, замерочных вентилей, сбросников на грязевиках, врезок горячего водоснабжения тоже лучше использовать пробковые устройства.

Что собой представляют пробковые вентили?

Такое изделие по сути является шаром, имеющим канал для воды. Оно отличается долгим сроком службы, неприхотливостью в уходе, практичностью.

Однако у них тоже есть ряд недостатков:

Зачастую сальник нуждается в постоянной набивке. Порой для устранения возникшей течи можно открыть полностью вентиль, применив некоторое усилие. Это приведет к сжатию сальника резьбовой частью штока.

Вентили, имеющие латунные клапаны, через определенный срок начинают пропускать воду из-за отложений на седле и клапане.

Это оборудование должно устанавливаться по ходу воды. На корпусе специально изображают стрелку, указывающую верное направление. Если же установка произведена с ошибкой, то клапан обязательно оторвется, вода окажется перекрытой.

Неполное закрытие вентиля может способствовать созданию турбулентности, что приведет к гидроударам. Такие скачки давления будут постепенно разрушать контур.

Однако для стояков применение этих приспособлений будет оптимальным по ряду причин:

  1. Если устройство установлено правильно, то контакт сальника с водой исключается.
  2. Гидроудары будут не страшны, так как основную часть времени вентиль будет закрыт.
  3. Если зимой потребуется заменить прокладку, то можно будет остановить стояк, не сбрасывая целиком дом.

Воздушники, особенности использования

Самый яркий представитель этой группы – кран Маевского. Его отличает простая конструкция. Шток в закрытом состоянии перекрывает в седле отверстие. Для установки в пробку радиатора используется резьба.

Замену таких кранов приходится производить очень редко. Однако при их эксплуатации нужно учитывать следующее:

Для стравливания воздуха придется подождать несколько минут, так как проходимость крана мала.

Приобретать краны Маевского, рассчитанные под особый ключ, а не под отвертку, не рекомендуется. Искать ключ ежегодно бывает очень сложно.

Таким образом, приобретая запорную арматуру, ознакомьтесь сначала с инструкцией по ее применению и отзывами потребителей.

Источник

Установка запорной арматуры трубопровода

Любая запорная арматура служит для перекрывания потока среды, циркулирующей по трубопроводу. Без нее обойтись практически невозможно ни на одном трубопроводе.

При прокладке коммуникаций монтаж запорной арматуры является одним из важнейших этапов строительных работ. Существует множество разновидностей запорной арматуры, поэтому установка какого-то определенного ее вида может значительно отличаться от монтажа других устройств.

Установка запорной арматуры должна осуществляться только специалистами, имеющими соответствующие допуски и необходимые инструменты. От качества монтажа зависит работоспособность всего трубопровода, его долговечность и безопасность.

Правила хранения запорной арматуры

Все запорные элементы, имеющие резиновые уплотнители, должны храниться на складах в полуоткрытом положении. Если предполагается длительное хранение, то металлические части должны быть обработаны для защиты от возможного образования коррозии. Резиновые уплотнители также желательно смазать силиконовой смазкой для предотвращения их растрескивания.

Правила монтажа запорной арматуры

Можно долго перечислять требования по установке запорной арматуры, но мы остановимся на самых важных требованиях, без которых обойтись просто невозможно:

  • Непосредственно перед процессом монтажа необходимо произвести чистку трубопровода и самой арматуры, если они находились на хранении. Чистку можно провести вручную, используя специальные щетки, а можно использовать для этой цели напор воды или пара.
  • Устанавливаемую арматуру, в частности задвижки недопустимо перемещать за шток, так как это может привести к его поломке.
  • Вся арматура должна устанавливаться только на прямолинейных участках трубопровода. Недопустимо выполнять монтаж запорной арматуры на неровных участках, так как в местах изгибов трубопровода постоянно возникают перепады давления. А это быстро сказывается на герметичности соединений арматуры с трубопроводом.

При монтаже арматуру следует беречь от ударов, падений, повреждений внешнего покрытия. Все эти действия могут привести к частичной или полной потере арматурой своих качеств, проявлению коррозии.

  • Если устанавливаемые запорные элементы имеют большой вес, необходимо обеспечить для них дополнительные опоры. Это обезопасит их от разрушения прокладок или элементов крепежа.
  • Перед установкой фланцевых приборов необходимо проверить состояние фланцев на предмет отсутствия дефектов.
  • Если на корпусе арматуры имеются стрелки, показывающие направление движения рабочего потока, то установка арматуры выполняется с учетом этих указаний. Это свойственно, например, шиберам или обратным клапанам.
  • Затяжка болтов и других элементов крепежа не должна быть очень сильной. При излишних усилиях могут образоваться трещины на корпусах запорных элементов, сократится их срок использования. Кроме того, прокладки очень быстро придут в негодность.
  • Сварка должна производиться только в открытом положении арматуры.

Перечислим условия, которые следует соблюдать, выполняя монтаж различных видов запорной арматуры.

Перед выполнением работы необходимо убедиться, что из системы стравлено давление, отключено питание электрических приводов.

Обратные клапаны:

  1. Следует соблюдать указанные в нормативах монтажные расстояния.
  2. Направление потока должно соответствовать указателю на корпусе.
  3. Учитывается режим пульсации.
  4. Размеры клапана и трубопровода должны быть идентичными.

Дисковые поворотные затворы:

  1. В процессе монтажа диск затвора должен быть немного приоткрыт.
  2. При закручивании болтов на фланцевом соединении очень легко повредить прокладку, поэтому затяжку не доводить до конца.
  3. Диаметры фланцевых соединений затвора и трубопровода должны быть строго идентичны.
  1. При установке шарового крана используется только рожковый или разводной ключ. Газовый трубный ключ или щипцы использовать не рекомендуется, так как они могут повредить корпус крана.
  2. Корпус крана запрещено зажимать в тиски.
  3. Вес труб, особенно металлических, не должен восприниматься корпусом крана.
  4. Не прикладывайте очень большие усилия для прикручивания крана к трубе. Это может повредить кран.
  5. Для обеспечения герметичности соединения крана с трубопроводом используйте специальные герметизирующие ленты, которые наматываются на место резьбового соединения. Поверх ленты накручивается кран. Плюсом такой ленты является возможность легкого снятия крана в случае необходимости его замены.

Шиберные ножевые задвижки:

  1. Необходимо учитывать направление потока рабочей среды.
  2. После установки нужно убедиться в том, что виден индикатор положения задвижки.
  3. Гайки не закручивать до конца во избежание повреждения прокладки. После пуска по трубопроводу потока, следует убедиться в герметичности соединения. В случае протечки гайки подтягиваются до устранения протекания.

Одностворчатый обратный клапан:

  1. При установке клапана нужно воспользоваться крючком для того, чтобы опустить клапан между фланцами.
  2. Если монтаж осуществляется в горизонтальном положении, то данный крючок располагается вертикально относительно трубопровода.

Двухстворчатый обратный клапан:

  1. Для ДУ более 150 монтаж клапана при нисходящем потоке строго запрещен во избежание поломки клапана.
  2. В документах указывается необходимость проверки работоспособности пружин клапана до его установки на трубопровод.

Шаровой обратный клапан:

  1. Повышенное внимание уделяется монтажу шарового клапана в горизонтальном положении и при небольших давлениях. Проверяется полное перекрытие шаром потока жидкости в трубопроводе.
  2. С целью смягчения гидроударов при возвращении металлического шара для ДУ более 250, установка шарового клапана может быть выполнена с перекосом.

Места установки запорной арматуры выбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить надежное функционирование трубопровода. При этом используется минимальное ее число, которое необходимо для нормальной работы.

Источник

Читайте также:  Судовая арматура клапаны запорные