Запорная арматура, где устанавливается, ее виды, особенности использования
Содержание статьи
Под словом «кран» в обиходе понимается запорная арматура самых разных типов. Для чего же нужны краны и где их используют?
Назначение запорной арматуры
- Отключение участка отопительной системы, отопительных приборов.
- Регулирование проходимости в разных режимах для изменения температуры.
- Сброс теплоносителя, воздуха.
Где обычно устанавливают запорную арматуру
- На вводе в дом теплотрассы.
- Возле входа и выхода из элеваторного узла.
- Рядом со всеми стояками отопления.
- В месте установки байпаса для частного дома.
- На различных приборах отопления или же перемычках, стоящих перед ними.
- На верхних точках отопительного контура.
Задвижки на элеваторном узле
В многоквартирных домах, как правило, рядом с элеваторным узлом монтируют задвижки. Для чего это делают?
Корпус такого крана состоит из двух стальных колец, устойчивых к коррозии. Они опоясывают проход для воды. Вторая пара колец располагается непосредственно на подвижной части задвижки.
Заслонка, находясь в самом нижнем положении, перекрывает поток воды. Поднимаясь же, она пропускает жидкость, так как выходит за пределы ее досягаемости.
Для закрывания задвижки нужно повернуть штурвал, который отвечает за движение штока, имеющего винтовую нарезку. Чтобы шток был герметичным, на него набивают сальник. Такое устройство является единственно возможным при диаметре трубы от 5 см.
Если же размер меньше, то пробковые, или шаровые, вентили станут лучшим решением, поскольку задвижки имеют существенные минусы:
Набивка периодически соприкасается с водой и разрушается. Даже при неработающей задвижке сальник придется время от времени набивать.
На щечках появляются отложения. Задвижка перестает работать, простояв несколько лет без использования.
В аварийных ситуациях, когда счет может идти на секунды, штурвал задвижки сработает медленнее, чем пробковый вентиль.
Стоимость задвижки из чугуна больше цены пробкового вентиля, обладающего такой же проходимостью.
Для всех остальных устройств, например, замерочных вентилей, сбросников на грязевиках, врезок горячего водоснабжения тоже лучше использовать пробковые устройства.
Что собой представляют пробковые вентили?
Такое изделие по сути является шаром, имеющим канал для воды. Оно отличается долгим сроком службы, неприхотливостью в уходе, практичностью.
Однако у них тоже есть ряд недостатков:
Зачастую сальник нуждается в постоянной набивке. Порой для устранения возникшей течи можно открыть полностью вентиль, применив некоторое усилие. Это приведет к сжатию сальника резьбовой частью штока.
Вентили, имеющие латунные клапаны, через определенный срок начинают пропускать воду из-за отложений на седле и клапане.
Это оборудование должно устанавливаться по ходу воды. На корпусе специально изображают стрелку, указывающую верное направление. Если же установка произведена с ошибкой, то клапан обязательно оторвется, вода окажется перекрытой.
Неполное закрытие вентиля может способствовать созданию турбулентности, что приведет к гидроударам. Такие скачки давления будут постепенно разрушать контур.
Однако для стояков применение этих приспособлений будет оптимальным по ряду причин:
- Если устройство установлено правильно, то контакт сальника с водой исключается.
- Гидроудары будут не страшны, так как основную часть времени вентиль будет закрыт.
- Если зимой потребуется заменить прокладку, то можно будет остановить стояк, не сбрасывая целиком дом.
Воздушники, особенности использования
Самый яркий представитель этой группы – кран Маевского. Его отличает простая конструкция. Шток в закрытом состоянии перекрывает в седле отверстие. Для установки в пробку радиатора используется резьба.
Замену таких кранов приходится производить очень редко. Однако при их эксплуатации нужно учитывать следующее:
Для стравливания воздуха придется подождать несколько минут, так как проходимость крана мала.
Приобретать краны Маевского, рассчитанные под особый ключ, а не под отвертку, не рекомендуется. Искать ключ ежегодно бывает очень сложно.
Таким образом, приобретая запорную арматуру, ознакомьтесь сначала с инструкцией по ее применению и отзывами потребителей.
Источник
Установка запорной арматуры трубопровода
Любая запорная арматура служит для перекрывания потока среды, циркулирующей по трубопроводу. Без нее обойтись практически невозможно ни на одном трубопроводе.
При прокладке коммуникаций монтаж запорной арматуры является одним из важнейших этапов строительных работ. Существует множество разновидностей запорной арматуры, поэтому установка какого-то определенного ее вида может значительно отличаться от монтажа других устройств.
Установка запорной арматуры должна осуществляться только специалистами, имеющими соответствующие допуски и необходимые инструменты. От качества монтажа зависит работоспособность всего трубопровода, его долговечность и безопасность.
Правила хранения запорной арматуры
Все запорные элементы, имеющие резиновые уплотнители, должны храниться на складах в полуоткрытом положении. Если предполагается длительное хранение, то металлические части должны быть обработаны для защиты от возможного образования коррозии. Резиновые уплотнители также желательно смазать силиконовой смазкой для предотвращения их растрескивания.
Правила монтажа запорной арматуры
Можно долго перечислять требования по установке запорной арматуры, но мы остановимся на самых важных требованиях, без которых обойтись просто невозможно:
Непосредственно перед процессом монтажа необходимо произвести чистку трубопровода и самой арматуры, если они находились на хранении. Чистку можно провести вручную, используя специальные щетки, а можно использовать для этой цели напор воды или пара.
- Устанавливаемую арматуру, в частности задвижки недопустимо перемещать за шток, так как это может привести к его поломке.
- Вся арматура должна устанавливаться только на прямолинейных участках трубопровода. Недопустимо выполнять монтаж запорной арматуры на неровных участках, так как в местах изгибов трубопровода постоянно возникают перепады давления. А это быстро сказывается на герметичности соединений арматуры с трубопроводом.
При монтаже арматуру следует беречь от ударов, падений, повреждений внешнего покрытия. Все эти действия могут привести к частичной или полной потере арматурой своих качеств, проявлению коррозии.
- Если устанавливаемые запорные элементы имеют большой вес, необходимо обеспечить для них дополнительные опоры. Это обезопасит их от разрушения прокладок или элементов крепежа.
- Перед установкой фланцевых приборов необходимо проверить состояние фланцев на предмет отсутствия дефектов.
- Если на корпусе арматуры имеются стрелки, показывающие направление движения рабочего потока, то установка арматуры выполняется с учетом этих указаний. Это свойственно, например, шиберам или обратным клапанам.
- Затяжка болтов и других элементов крепежа не должна быть очень сильной. При излишних усилиях могут образоваться трещины на корпусах запорных элементов, сократится их срок использования. Кроме того, прокладки очень быстро придут в негодность.
- Сварка должна производиться только в открытом положении арматуры.
Перечислим условия, которые следует соблюдать, выполняя монтаж различных видов запорной арматуры.
Перед выполнением работы необходимо убедиться, что из системы стравлено давление, отключено питание электрических приводов.
Обратные клапаны:
- Следует соблюдать указанные в нормативах монтажные расстояния.
- Направление потока должно соответствовать указателю на корпусе.
- Учитывается режим пульсации.
- Размеры клапана и трубопровода должны быть идентичными.
Дисковые поворотные затворы:
- В процессе монтажа диск затвора должен быть немного приоткрыт.
- При закручивании болтов на фланцевом соединении очень легко повредить прокладку, поэтому затяжку не доводить до конца.
- Диаметры фланцевых соединений затвора и трубопровода должны быть строго идентичны.
- При установке шарового крана используется только рожковый или разводной ключ. Газовый трубный ключ или щипцы использовать не рекомендуется, так как они могут повредить корпус крана.
- Корпус крана запрещено зажимать в тиски.
- Вес труб, особенно металлических, не должен восприниматься корпусом крана.
- Не прикладывайте очень большие усилия для прикручивания крана к трубе. Это может повредить кран.
- Для обеспечения герметичности соединения крана с трубопроводом используйте специальные герметизирующие ленты, которые наматываются на место резьбового соединения. Поверх ленты накручивается кран. Плюсом такой ленты является возможность легкого снятия крана в случае необходимости его замены.
Шиберные ножевые задвижки:
- Необходимо учитывать направление потока рабочей среды.
- После установки нужно убедиться в том, что виден индикатор положения задвижки.
- Гайки не закручивать до конца во избежание повреждения прокладки. После пуска по трубопроводу потока, следует убедиться в герметичности соединения. В случае протечки гайки подтягиваются до устранения протекания.
Одностворчатый обратный клапан:
- При установке клапана нужно воспользоваться крючком для того, чтобы опустить клапан между фланцами.
- Если монтаж осуществляется в горизонтальном положении, то данный крючок располагается вертикально относительно трубопровода.
Двухстворчатый обратный клапан:
- Для ДУ более 150 монтаж клапана при нисходящем потоке строго запрещен во избежание поломки клапана.
- В документах указывается необходимость проверки работоспособности пружин клапана до его установки на трубопровод.
Шаровой обратный клапан:
- Повышенное внимание уделяется монтажу шарового клапана в горизонтальном положении и при небольших давлениях. Проверяется полное перекрытие шаром потока жидкости в трубопроводе.
- С целью смягчения гидроударов при возвращении металлического шара для ДУ более 250, установка шарового клапана может быть выполнена с перекосом.
Места установки запорной арматуры выбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить надежное функционирование трубопровода. При этом используется минимальное ее число, которое необходимо для нормальной работы.
Источник
Установка запорной арматуры
Учитывая ответственную роль, сложности конструктивного исполнения и немалую стоимость изделий, установка запорной арматуры на промышленных трубопроводах должна производиться только специалистами высокого класса. Как показывает практика, в таком процессе важно все – соблюдение правил, предписанных производителем, грамотный выбор места подключения, способы приладки изделий.
От того, насколько ответственно пользователь подойдет к работе, зависит не только окупаемость вложений, но и безопасность эксплуатации новой коммуникационной системы (или восстановленной, если монтаж запорно-регулирующей арматуры осуществляется по программе ремонта). Что здесь надо учесть?
Перед установкой запорной арматуры
Для многих крупных проектов распределение строительного бюджета до начала работ является нормой. При таком сценарии покупка арматурных изделий производится намного раньше их использования. Если это ваш случай, и до монтажа запорная арматура некоторое время будет храниться на складе, для нее нужно создать соответствующие условия. Хранить ее надо:
- в закрытой упаковке;
- при небольшой влажности;
- при температуре от 5 до 20 градусов тепла без резких перепадов;
- без прямого попадания солнечных лучей.
Заводскую упаковку желательно оставить запечатанной. Это позволит исключить риски попадания в прибор пыльного абразива. Если упаковка не сохранилась, желательно упаковать прибор в другую тару. При длительном хранении металлические детали стоит периодически смазывать для профилактики коррозии. То же касается резиновых уплотнителей: чтобы они не пересохли и не растрескались, применяют силиконовую смазку.
Этапы монтажа запорной арматуры
Процесс монтажа запорной арматуры делится на 3 основных этапа: подготовку, планирование и закрепление изделий. В рамках подготовительной стадии необходимо:
- прочистить трубопровод – удалить инородные предметы и грязь вручную или при помощи системы очистки (водной, воздушной);
- проверить фланцы на предмет целостности и отсутствия дефектов;
- подготовить устройства (распечатать, осмотреть, при необходимости – очистить корпус).
Планирование включает выбор места монтажа запорной арматуры и крепление обратного клапана (он обеспечит стабильность направления потока и предупредит гидравлические удары, которые сильно снизят срок службы оборудования). Ставится данный вид устройств строго на ровную площадку без поворотов и изгибов. В месте установки запорной арматуры не должно быть трещин, деформаций труб и других дефектов.
Монтаж запорной арматуры проводится двумя способами – фиксацией на фланцах (или других способах крепления) и сваркой. В первом случае важно не переусердствовать: чрезмерное усилие может повредить корпус и другие элементы устройства. При сварке прибор необходимо перевести в открытое положение (в некоторых случаях – промежуточное).
Основные правила
На каждом этапе есть правила установки запорной арматуры, которые нужно соблюдать для всех ее типов.
- Перед монтажом запорную арматуру необходимо очистить с помощью щетки (вода, пар).
- При выборе места следует ориентироваться на самую ровную площадку, при этом:
- во избежание разгерметизации в местах стыковки недопустима установка запорной арматуры на трубопровод в месте изгиба;
- участок для монтажных работ должен быть строго прямолинейным и предварительно очищенным от пыли и грязи;
- состояние фланцев не может вызывать сомнений (их нужно проверить).
- В процессе монтажа запорной арматуры трубопроводов надо обращать внимание на направление стрелок – оно должно соответствовать току рабочей среды. Сварочные работы следует проводить, предварительно переведя устройства в открытые положения. Затяжку креплений при бессварочной установке запорной арматуры надо жестко контролировать: она не должна быть чрезмерной во избежание механических повреждений корпуса и других частей устройства.
Аккуратность – главное правило при проведении монтажных операций. Именно в таких процессах дорогостоящее оборудование или крепежные фланцы чаще всего повреждаются. Основные риски – падение изделий с высоты (сулит разбитый корпус и неправильную работу в будущем), чрезмерное давление на прибор во время фиксации (может привести к растрескиванию и коррозии короба или нарушению целостности уплотнителей, что сильно сократит срок службы изделий).
Правила монтажа запорной арматуры по видам
Для каждого из видов продукции класса существуют свои ограничения и рекомендации. Они указываются в инструкции по установке запорной и регулирующей арматуры, предоставленной производителем. Рассмотрим важные моменты при работе с самыми популярными вариантами арматурных изделий.
Задвижки
При фиксации задвижек важно обеспечить безопасность самих конструкций и их правильное положение. Переносят устройства только на стропах (обвязка корпуса). Переносить задвижку за шток/штурвал нельзя, это может привести к ее повреждению и полному выходу из строя. На время приварки нужно установить шток стальной задвижки в верхнее положение. Для некоторых представителей класса очень важно учитывать соответствие стрелок на корпусе и направления потока рабочей среды.
Дисковые затворы
Правила установки запорной арматуры этого типа:
- аккуратная затяжка соединений (большой риск при перетяжке резьбового крепежа повредить прокладку);
- при сварке – установить запирающий элемент в промежуточное положение между «открыто» и «закрыто»;
- диаметр монтажного фланца подбирается, равным диаметру трубопровода.
Шаровой кран
При работе с шаровым краном нельзя использовать щипцы, тиски и прочий зажимный инструмент. Повредить такие устройства очень легко. Устанавливается кран так, чтобы на него не приходилось давление подключенных приборов или самого трубопровода. Усилие при закреплении – до 30 Н.
Обратный клапан
Установка запорной арматуры для контроля тока жидкости всегда производится со строгим соблюдением направлений (меток на корпусе). В случае с обратным клапаном обязательным является соблюдение монтажных отступов и учет режима пульсации.
Рекомендации экспертов
От правильности установки запорной арматуры зависит долговечность и безопасность работы трубопровода. Потому здесь нет места ошибкам и недочетам. Требования к проведению сварочных работ должны соблюдаться строго.
Важное правило: для исключения поломки конструктивных элементов габаритных изделий, смещения их прокладок или повреждение уплотнителей под них сооружают основание – ставят бетонную плиту или делают заливку. В других случаях, если это предусмотрено проектом или того требует безопасный монтаж запорной арматуры, могут устанавливаться другие опоры.
Чрезмерное напряжение при эксплуатации запорно-регулирующих устройств – самый верный способ обеспечить их ранний износ. Оно возникает при неправильном выборе места на трубопроводе (деформации, повороты, изгибы).
Не стоит недооценивать и этап подготовки основных компонентов и систем к монтажным операциям. Проверять корпус конструкций на предмет целостности антикоррозионного покрытия, деформаций и прочих дефектов нужно очень внимательно. То же касается фланцев, монтажной площадки.
Самый надежный способ исключить многочисленные риски монтажных работ – доверить их квалифицированным специалистам с достаточным опытом и профессиональным инструментом.
Источник