Меню

Где то из какого то дома из чьей то трубы выходил дымок синтаксический разбор



ГДЗ — Русский язык. Практика. 7 класс. Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю.

Упражнение 401 (382). 1. Как волка (ни) корми (корм), он все в лес смотрит (смотреть — II спряжение(искгаочение)). 2. (Ни) косточкой нигде (не) мог я поживиться (жив; что сделать?). 3. Дождь рыбаку (не) помеха. 4. (Ни) одна зв§зда(звезды) (не) оз§ряет(зарево) трудный путь.
Упражнение 402 (383). Мы пошли бы в лес (условное наклонение глагола). Пусть ярче светит солнце (побудительное наклонение глагола). Весна — самое хорошее время года (превосходная степень сравнения прилагательного).
Упражнение 403 (384). I. Разве гром бывает немотою болен? 1. Выделенное слово разве не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно предает предложению оттенок вопросительного. Следовательно, это частица. 2. Не пылит дорога, не дрожат листы. 1. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания глаголу отрицательный оттенок. Следовательно, это частица. 3. Если б гармошка умела все говорить не тая. 1. Выделенное слово б не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица. 2. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания деепричастию отрицательный оттенок. Следовательно, это частица.
Упражнение 404 (385). 1. Бежал я долго — где? куда? (Не) знаю! 2. О, я как брат обняться с бурей был (бы) рад! 3. (Лишь) серебристой бахромой вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной. 4. (Уж) луна вверху сияла, и одна лишь тучка крала- ся за ней. 5. Но даже на краю небес все тот (же) был зубчатый лес.
Упражнение 405 (386). 1. В стихи (б) я внес дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты. 2. Если (б) я поэтом не был, я (бы) стал (бы) звездочетом. 3. Дорог мне кубрик матросский, скромное наше житье, (самое) синее в мире Черное море мое. 4. (Пусть) безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в небеса. Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом.(Предложение сложноподчиненное, запятая разделяет два простых предложения.) ^атросс^йй! Житье — жи-тье — 2 слога ж[ж] — согласный, твердый, звонкий, парный; и[ы] — гласный, безударный; т[т’] — согласный, мягкий, глухой, парный; [й] — согласный, мягкий, звонкий, непарный; [о] — гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков.
Упражнение 406 (387). 1. Взяли (бы) меня на рыбалку, наловил (бы) я рыбы, сварил (бы) ухи. Хороша была (бы) уха! 2. Посадили (б) мы под окнами молодые кусты сирени. Зазеленели (б) они ранней весной. И через несколько лет порадовали (бы) нас чудесным запахом цветов.
Упражнение 407 (388). Ответ в учебнике.
Упражнение 408 (389). 1. Начинайте же выступление. Начинайте-ка выступление. 2. Прекратите же разговоры. Прекратите-ка разговоры 3. Сходи же за газетами. Сходи-ка за газетами. 4. Выучи же стихотворение. Выучи-ка стихотворение. 5. Дай же мне эту книгу. Дай-ка мне книгу. 6. Намажь же хлеб маслом. Намажь-ка хлеб маслом. 7. Отрежь же ровную полоску бумаги. Отрежь-ка ровную полоску бумаги.
Упражнение 409 (390). 1. Что бы мне подарить сестренке, чтобы она обрадовалась? 2. Мы продолжали двигаться по болоту так же осторожно, как и раньше. 3. Работали все с воодушевлением; он также старался не отставать от других. 4. Сапер должен быть уверен в себе так же, как и хирург. 5. В семье лесника охотились все; я тоже пристрастился к охоте. 6. Начались состязания прыгунов в высоту; в то же время объявили о забеге на 100 метров. [5] — гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков. Объявили — 2 орфограммы. 1. Объявили. Разделительный твердый знак. 2. Объявили. Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово — объявят.
Упражнение 410 (391). 1. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звезды тоже нахмурились. 2. Мой друг, со мной было то (же) самое. 3. Тучи ползли по небу так (же) медленно, как и раньше. 4. Мы ехали по той (же) дороге, останавливались в тех (же) местах, так (же) удили на Деме. 5. Что (бы) мне предпринять, чтобы закончить работу в срок?
Упражнение 411 (392). 1. Что же мне сделать, чтобы решить эту проблему поскорее. 2. Что бы такое почитать, чтобы отвлечься от грустных мыслей. 3. Свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир тоже отдыхал за игрой. 4. Эта задача решается так же, как и предыдущая. 5. То же самое можно было бы рассказать о лейтенанте, но о нем было гораздо меньше известно. 6. Все были в окопах, командир также занял место в укрытии. 7. Было еще темно, в то же время все было отлично видно. 8. Нельзя ли мне помочь, чтобы облегчить как-то ваши страдания.
Упражнение 412 (393). Прс^р^гь|ся,
Упражнение 413 (394). 1. Как бы мне хотелось его видеть. 2. Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете. 3. Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? 4. Ужель мне скоро тридцать лет? 5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 6. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок. 7. По карте можно странствовать так же, как по земле. 8. Все лучшие минуты его жизни в одно и то_же время вспомнились ему. 9. Выражение его лица тоже постоянно менялось.
Упражнение 414 (395). 1. Неужели мне можно пойти с вами в лес? 2. Разве ты прочитал эту книгу? 3. Якобы он стал таким сильным? 4. Выполнила ли она задание? Значение частиц (§ 152)
Упражнение 415 (396). Устно. Упражнения 416 (397). Ответ в учебнике.
Упражнение 417 (398). 1. Неужели сегодня понедельник? 2. Неужели уже двенадцать часов? 3, Разве вы купили билет? 4. Успеем ли мы на вокзал к отходу поезда? 5. Есть ли другие поезда, которые идут до этого города?
Упражнение 418 (399). Восклицательные частицы: 1. Весна, весна! (Как) воздух чист! (Как) ясен небосклон! (?. Баратынский.) 2. (Что за) уха! Да (как) жирна! 4. (Что за) звуки, (за) песни польются день-деньской, от зари до зари! Указательные частицы: 3. (Вот) (уж) снег последний в поле тает. 5. (Вот) на дорогу выезжает тяжелый воз. 6. (Вон) вдали чернеют, словно пни, избушки. Иослёдн^й| Вдали — 2 орфограммы: слитное написание наречий; правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово — даль.
Упражнение 419 (400). 1. Как прекрасен сад весной во время цветенья! 2. Что за наказанье — распутывать спутавшиеся нитки! 3. Как замечателен миг появления первого луча восходящего солнца! Упражнения 420 (401). ты нива моя, нивушка, скосить тебя с маху единого, связать тебя всю во единый сноп! вы думы мои, думушки, (Не) стряхнуть вас разом с плеч долой, Одной речью@)вас(нВ) высказать!
Упражнение 421 (402). 1. Мы все-таки поедем на Дальний Восток. 2. Это все-таки чудесный, необыкновенный край. 3. Найдутся ведь места прекраснее этих. 4. Я же люблю дальние поездки.
Упражнение 422 (403). 1. Вдали виднеется не озеро. 2. Там, возможно, и не водится рыба. 3. Мы отправимся туда не утром. 4. Нас будет не трое. 5. Я не один раз бывал на этом озере. 6. Не вычерпав воду, мы сели в лодку. Там, возможно, и не водится рыба. (Слово возможно выделено запятыми, так как является вводным словом.) Не вычерпав воду, мы сели в лодку. (Запятой выделен деепричастный оборот.) [‘ ]Л2 ]•
Упражнение 423 (404). 1. За что ни возьмется, все у него получается. 2. Куда ни погляжу, всюду вижу дружные всходы. 3. Сколько его ни предупреждали, он все равно делает по-своему. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Как ни красивы чужие края, но родина лучше. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. Упражнения 424 (405). Устно.
Упражнение 425 (406). 1. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь. 2. Наш Демид ни туда глядит. 3. Не тот силен, кто кричит, а тот, кто голову имеет. 4. Как ни старается, ничего у него не получается. 5. То же бы слово, да не так бы молвить. Словарный диктант на тему « Правописание личных окончаний глагола». Глядит, кричит, скажешь, напишешь, имеет, старается, получается, отрубишь, приставишь.
Упражнение 425 (с). Невыносимый шум — шум невыносим, непреодолимые преграды — преграды непреодолимы, неописуемый восторг — восторг неописуем, неопровержимые доказательства — доказательства неопровержимы, неоспоримое преимущество — преимущество неоспоримо, неотразимый натиск — натиск неотразим, нестерпимая жара — жара нестерпима, непобедимая армия — армия непобедима.
Упражнение 426 (407). 1. Судя по листьям, это не клен. — Ни ясень, ни клен еще не сбросили листвы. 2. Не я, а брат помог сестре. — Ни я, ни брат не могли помочь сестре. 3. Это не серебристая ель. — Ни серебристая, ни простая ель не растет в этих местах. 4. В команде нас было не пять человек. — Ни пять, ни шесть новых игроков не смогли заменить трех опытных.
Упражнение 427 (408). 1. Ни фиалка, ни ландыш еще не расцвели. 2. Ни я, ни сестра не смогли пойти в лес. 3. Ни еловые, ни сосновые дрова не заменят березовых. 4. Ни утром, ни днем, ни вечером не затихает движение машин по шоссе.
Упражнение 428 (409). 1. Он не любит ни петь, ни танцевать. 2. В нашей речке не водятся ни ерши, ни окуни. 3. На этой поляне не растут ни ромашки, ни гвоздики.
Упражнение 429 (410). 1. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2. Белый гриб мне еще ни разу не попадался. 3. Затихло все, не доносилось ни одного звука. 4. Ни птицы в небе нет, ни облачка. 5. За что ни возьмется, все ему удается. Удается — 1 орфограмма (Правописание безударных гласных в корне.) Проверочное слово — удастся.
Упражнение 430 (411). 1. Не пугай, зима, весна все равно придет. 2. Ранней весной, когда еще не оделся зеленой листвой лес, цветет нежная ива. 3. Кто не бывал в этом музее, советую побывать. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Куда ни оглянусь, всюду вижу пробуждение весны. 6. Он торопился и шел, не разбирая дороги.
Упражнение 431 (412). I. Ни одна во поле дороженька пролегала. 2. При мне он у нас ни разу не был. 3. Полковник ни разу не взглянул на Ростова. 4. Так делалось не один раз. 5. Не один раз наши лошади скатывались с крутизны. 6. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом. 7. Изведал враг в тот день немало. 8. Вы меня нимало не удивили. Пролегала — лечь, взглянул — взгляд, скатывались — скатываюсь, выдали — выдели, уездной — уезда, барышни — 1 склонение родительный падеж, удивили — диво.
Упражнение 432 (413). 1. Мать не могла не заметить успехи сына. — Мать заметила успехи сына. 2. Я не могу не согласиться с вами — Я согласен с вами. 3. Путешественники не могли не обратить внимания на ухудшение погоды. — Путешественники обратили внимание на ухудшение погоды. 4. Нельзя не восхищаться мастерством и талантом народных умельцев. — Восхищаюсь мастерством и талантом народных умельцев. 5. Не могу не выразить вам искренней благодарности за помощь и поддержку. — Выражаю вам искреннюю благодарность за помощь и поддержку.
Упражнение 433 (414). 1. Болельщики не могли не видеть старания команды. 2. Рассматривая картину, нельзя было не заметить мастерства художника. 3. В ведре не было ни капли воды. 4. Немало я стран перевидал. 5. В течение недели я ни разу не пропустил занятий. 6. Он не мог не помочь больному. 7. Мне так и не удалось поймать ни одной рыбки. В_течение — 1 орфограмма — правописание производных предлогов.
Упражнение 434 (415). 1. Где только не побывал известный русский путешественник Миклухо-Маклай! Миклухо-Маклай бывал во многих местах. 2. Каких только бабочек не увидишь в обширной коллекции зоологического музея! — В обширной коллекции зоологического музея большое разнообразие бабочек. 3. Каких только удивительных и причудливых растений не встретишь в ботаническом саду Москвы! — В ботаническом саду можно встретить много причудливых растений. 4. Нельзя не удивляться энциклопедическим знаниям и разносторонности интересов М.В. Ломоносова! — М.В. Ломоносов имел разносторонние интересы и владел энциклопедическими знаниями. 5. Кто из вас не помнит своей первой книжки? — Каждый помнит свою первую книжку. Известный — 1 орфограмма — непроизносимые согласные. Проверочное слово — известие. Не увидишь — 1 орфограмма — правописание не с глаголами. ГТри^у^ййь Удивляться — 1 орфограмма — правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово — диво.
Упражнение 435 (416). 1. Чего только не рассказывал нам этот старый моряк! 2. Где он только не плавал! 3. Какие страны он только не видел! 4. В каких широтах он только не побывал! 5. Кто только не завидовал ему!
Упражнение 436 (417). Как ни в чем не бывало — словно ничего не случилось; во что бы то ни стало — несмотря ни на что — вопреки всему; откуда ни возьмись — внезапно — неожиданно; как бы то ни было — непременно — обязательно.
Упражнение 437 (418). 1. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул крепкий, но попутный ветер. 2. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено. 3. Это задание надо выполнить во что бы то ни стало в срок. 4. Штаб остался как ни в чем не бывало там, где стоял.
Упражнение 438 (419). Самостоятельно.
Упражнение 439 (420). Устно.
Упражнение 440 (421). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Что такое станционный смотритель?. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Станционных — станция, смотрителей — смотрит, накоплен^ ную (совершенный вид), езды, путешественник — (е — соединительная гласная: путь и шествовать), вымещает — вымещать (I спряжение), везут — везший, виноват — повинный. Скучной — скуч-ной — 2 слога с[с] — согласный, твердый, глухой, парный; к[к] — согласный, твердый, глухой, парный; у[у] — гласный, ударный; ч[ш] — согласный, твердый, глухой, парный; н[н] — согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] — гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков.
Упражнение 440 (с). 1. Нечего и хвалиться, если из рук дело валится. 2. Дороги не знаю, а спросить не у кого. 3. Не зачем и дело начинать, коли не знаешь, как его кончать. 4. Не с кем мне посоветоваться, ничего не сделаешь, надо решать самому. 5. Отец сообщил мне нечто важное. Слитное и раздельное написание не и ни (§ 153)
Упражнение 441 (422). Слитно Раздельно несчастье, непогода, ненависть, ненастье не правда, а ложь; не добро, а зло небрежный, невзрачный, недобрый, неглубокий не умный, а глупый; совсем не интересный; ничуть не страшный; ваза не хрустальная некто, некоторые, негде не я; не с кем; не для чего негодует, нездоровится, недосолить не сплю; не пытайтесь негодующий, нескошенная, нерастопленная не законченный, а продолжающийся; не скошенная вчера; не покрашен ненавидя, негодуя не умолкая; не попросив небрежно, нелепо, негромко, нешутя не шутя, а серьезно; нисколько не умно; далеко не находчиво
Упражнение 442 (423). Негодовать, ненавидя, нелепо, неряшливо, невежда, недоумение.
Упражнение 443 (424). Ложь — неправда, скучно — невесело, низкий — невысокий, старый — немолодой, враг — недруг, близко — недалеко, медленный — небыстрый, плохо — нехорошо, беда — несчастье.
Упражнение 444 (426). 1. Врагов бьют не числом, а умом. 2. Он мне не приятель, а просто знакомый. 3. Ущелье не глубокое, но извилистое и узкое. 4. Дорога не дальняя, а совсем близкая. 5.Неприятель предпринял атаку, но мы были готовы к нападению. 6. Речушка наша не широкая, а узкая, и переправляться через нее одно удовольствие. 7. Этот памятник расположен недалеко от центра столицы. Упражнения 445 (427). Самостоятельно.
Упражнение 446 (428). Самостоятельно.
Упражнение 447 (429). Незаконченная работа. Не законченная в срок работа. Не законченная, а только начатая работа. Работа не закончена.
Упражнение 448 (430). Не закрытое вечером окно, не написанное в срок сочинение, не освоенный водителем маршрут, не работающий нормально мотор, не выполненное вовремя задание, не прочитанный до конца рассказ, не высказанная другом просьба.
Упражнение 449 (432). Неустрашимый солдат, матрос; несокрушимая артиллерия; неиссякаемый оптимизм; неслыханный героизм лейтенанта; генерал был непреклонен; непобедимый адмирал; обсуждение не закончено; рассказ не написан; груз не тяжел; ответ не краток.
Упражнение 450 (433). Самостоятельно.

Читайте также:  Ручной трубогиб квадратная труба

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Читайте также:  Как сделать трубу из жести с углом

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

    Михаил Пришвин — Том 5. Лесная капель. Кладовая солнца

    Михаил Пришвин — Том 5. Лесная капель. Кладовая солнца краткое содержание

    В пятый том вошли произведения тридцатых – начала пятидесятых годов: «Лесная капель», «Повесть нашего времени», «Кладовая солнца» и другие рассказы.

    Том 5. Лесная капель. Кладовая солнца — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

    Весной береза возвратилась к тем елям, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.

    Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.

    Вспомнилось, как вчера ночью в Москве я проснулся и по дыму в окне узнал время: был предрассветный час. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок, едва различимый в темноте и прямой, как колонна, дрожащая в мареве. И никого живого не было, только этот живой дымок был, и сердце мое живое волновалось, как этот дымок, и вся душа была вверх в полнейшей тишине. Так некоторое время, припав лбом к стеклу, я и побыл наедине с дымом в этот предрассветный час.

    Читайте также:  Инвентарные обсадные трубы для буронабивных свай диаметры

    Борьба за жизнь

    Время, когда березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я замечаю даже блеск хвоинок на тропе в лучах заходящего солнца и все иду, любуясь, иду без конца по лесной тропе, и лес мне становится таким же. как море, и опушка его, как берег на море, а полянка в лесу, как остров. На этом острове стоит тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть. У этих елок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйствует белка, клесты и, наверное, еще много неизвестных мне существ. Внизу же под елями, как на черном ходу, все мрачно, и только смотришь, как летит шелуха.

    Если пользоваться умным вниманием к жизни и питать сочувствие ко всякой твари, можно и здесь читать увлекательную книгу: вот хотя бы об этих семечках елей, падающих вниз при шелушении шишек клестами и белками. Когда-то одно такое семечко упало под березой между ее обнаженными корнями. Елка, прикрытая от ожогов солнца и морозов березой, стала расти, продвигаясь между наружными корнями березы вниз, встретила там новые корни березы, и своих корней елке некуда девать. Тогда она подняла свои корешки поверх березовых, обогнула их и на той стороне впустила в землю. Теперь эта ель обогнала березу и стоит рядом с ней со сплетенными корнями.

    Цветущий луг возле бочага. Я прислонил велосипед к дереву, а сам сел на бревно, мне захотелось после движенья собраться с мыслями. Движенье так выводит из себя, что не скоро и соберешься. Не в том состоит победа над машиной, что научаешься баранкой вертеть, а в том, что при всяком движении сохраняешь свою внутреннюю тишину. Ведь чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движенье жизни.

    Сказано у Гёте недвусмысленно, что, созерцая природу, человек все лучшее, о чем он говорит, берет из себя. Но почему же, бывает, подходишь к большой воде с такой мелкой душонкой, раздробленной еще больше какой-нибудь домашней ссорой, а взглянул на большую воду – и душа стала большой, и все простил великодушно?

    Заметка на старость

    Начиная с момента нашей посадки в Вежах на лодку и кончая приездом в Загорск, не было ни одного даже малейшего столкновения с людьми, и поездка прошла без сучка без задоринки. К старости надо твердо помнить, что всякая ссора со своими людьми, всякий «выход из себя» стоит чего-то себе, что это самое-самое бесполезное расходование самого себя, и этого надо бояться больше всего на свете: работа над этим есть что-то вроде необходимости перехода к растительной пище.

    Дни переходят в очень жаркие, но росы еще сильные, прохладные. Скотину стали выгонять рано и в полдень пригонять, спасать от слепней. Пастушья свирель имеет способность проникать в каждый дом и достигать каждой спящей души.

    Сегодня мелодия проникла в меня, и я допустил для себя возможность удовлетворения жизнью совершенно простой, в которой настоящее добро выходило бы без всяких усилий, а прямо как непременное следствие жизни, которую ведешь для себя. А мое общение с человеком происходило бы в силу того, что хочется с человеком поговорить, хочется обласкать детей. Никаких подходов и загадов, все само собой должно выходить: внимания ждет человек, а не денег.

    Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. Солнце садилось пухлое. Лег спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».

    Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи. Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит: там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе, готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда и вдруг останавливается и улыбается: это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

    Глядя на ульи с пчелами, летающими туда и сюда в солнечном свете: туда легкими, сюда обремененными цветочной пыльцой, – легко представляешь себе мир людей и вещей согласованных, вещей, обжитых до того, что они, как двери в «Старосветских помещиках», поют.

    На пасеке я всегда вспоминаю старосветских помещиков, как они были для Гоголя: в смешных старичках с их поющими дверями Гоголю чудилась возможность гармонической и совершенной любви людей на земле.

    Когда-то я дивился, как не стыдно жить лысым, откуда берут они охоту и на что рассчитывают, расправляя нижние последние длинные волосы по всей лысине, примазывая их чем-то даже довольно прочно. Лысые, пузатые люди во фраках, старые девы с желтыми щеками, в бриллиантах и бархате. Как не стыдно всем им показываться при белом свете и рядиться в богатые одежды? Прошло два, три десятка лет, и мне пришлось зачесывать волосы свои наперед, и кто-то открыл однажды их и сказал: зачем вы закрываете, у вас такой правильный лоб, превосходная лысина. И вот я мало-помалу совершенно примирился с лысиной. Я со всеми примирился недостатками… Примирился даже с утратой своей юношеской Фацелии. Лысые, пузатые, желтые, больные не беспокоят моего воображения, и только не могу еще перешагнуть через бездарных. Но думаю, что и талант тоже, как лысина: может талант пройти, писать не захочется, и с этим тоже помиришься. Ведь не ты же сам создал свой талант, у тебя это выросло, как густые волосы, и он тоже, если так оставить, вылезет, как волосы: писатель «испишется». Не в таланте дело, а в том, кто управляет талантом. Вот уж этого утратить нельзя, эта утрата незаменима: это уж не лысина, не брюхо, это я сам. И пока «я сам» существует, нечего плакать об утраченном; ведь говорят: «снявши голову, по волосам не плачут», значит – можно сказать и так: «была бы голова, а волосы вырастут».

    Источник