Меню

Газовая запорная арматура что это такое



Газовая запорная арматура: виды и устройство

Все трубопроводы, подающие газ, воду, снабжены разнообразной арматурой, регулирующей движение рабочей среды, устройства для компенсации расширений, смещений (газовые компенсаторы), средствами для подключения приборов.

В системе водоснабжения это давно использовавшаяся жесткая подводка для воды. Но на смену ей сейчас пришла более удобная в работе, гибкая подводка для воды.

Аналогичные подводки имеют и различные приборы, использующие газ в своей работе.

Газовая арматура: виды и назначение

Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, представлена тремя видами:

  • Газовая запорная арматура, которая предназначена для отключения отдельных участков газопровода;
  • Регулировочная арматура. Обеспечивает возможность регулировки интенсивности подачи газа;
  • Предохранительная арматура. Служит для защиты приборов в случае внезапных перепадов давления в газопроводе.

Типы запорной арматуры

Первым широко распространенным типом является газовая запорная арматура в виде дисковых задвижек, которые, в свою очередь, представлены двумя видами.

К первому виду относятся задвижки с выдвигающимся шпинделем. Они состоят из стального или чугунного корпуса, в котором находится шпиндель, движение которого обеспечивается маховиком и гайкой. На шпинделе закреплены два диска с клином между ними. При повороте маховика шпиндель опускается вниз, клин раздвигает диски, которые запирают канал, прерывая, тем самым, поступление газа. При повороте в обратную сторону канал открывается. Герметичность этого устройства обеспечивается наличием сальника, заполненного набивкой из специального уплотняющего материала.

Второй вид — задвижка, снабженная закрытым шпинделем. Особенность ее конструкции заключается в том, что шпиндель закреплен специальным выступом на крышке, который препятствует его вертикальному движению. При этом он проходит через отверстие в верхнем клине, который перемещается вдоль оси при вращении шпинделя. Внизу корпуса размещен второй клин в комплексе с дисками. При вращении шпинделя клинья опускаются, и когда нижний достигает дна, верхний клин продолжает скользить по скошенной поверхности нижнего, раздвигая диски.

Второй тип запорной арматуры — краны, имеют более простую конструкцию, и предназначены не только для запирания, но и для регуляции подачи газа.

Существует много видов газовых кранов, которые различаются:

  • Способом соединения с трубопроводом (муфтовые, фланцевые);
  • Материалом, применяемым при их изготовлении. Краны могут быть выполнены из чугуна, латуни, бронзы;
  • Различаются они также способом герметизации (сальниковые, натяжные).

Наиболее распространенный вид — пробочные краны, они имеют в своей конструкции конический элемент (пробку) размещенную в их корпусе и шток с маховиком. Для герметизации служит сальник с изоляционным материалом, который уплотняется прижатием крышки сальника.

Конический запирающий элемент (пробка) имеет отверстие. Когда пробка поворачивается, то ее отверстие совмещается с отверстием в корпусе, и открывается путь газу. При вращении в противоположную сторону происходит запирание канала.

В кранах второго вида уплотнение достигается с помощью уплотнительного кольца и крышки с резьбой. Когда крышка навертывается на корпус, прокладка, размещенная между кольцом и шайбой, сжимается, и не дает выходить газу.

Все это разнообразие газовой запорной арматуры позволяет выбрать устройство, пригодное в любых конкретных условиях.

Источник

Особенности и сферы применения запорной арматуры

На сегодняшний день современную систему коммуникаций невозможно представить без качественных комплектующих к трубопроводу. Запорная арматура – это подвид трубопроводной арматуры, который применяется при устройстве инженерных сетей и предназначен для перекрывания движения потока рабочей среды.

Она должна соответствовать высокой степени герметичности, для того чтобы обеспечивать полное перекрытие среды. К рабочей среде относится вода, газ, пар, нефть. Запорная арматура изготавливается из стали, бронзы, латуни, чугуна.

Виды комплектующих и их предназначение

Классификация всей трубопроводной арматуры осуществляется по следующим критериям:

  • Способу перекрытия рабочей среды;
  • Области применения;
  • Методу управления;
  • Величине давления;
  • Виду материала;
  • Способу присоединения.

Использование каждого подвида возможно только при строгом соблюдении стандартов. По способу перекрытия классификация комплектующих осуществляется по следующим разновидностям:

У задвижки запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Их применяют на тех трубопроводах, по которым перекачивают:

Для передачи пара на промышленные предприятия, такие как тепловые, атомные электростанции, системы парового отопления, применяется паропровод. На данный момент большой популярностью в использовании пользуется запорная арматура с электроприводом. Электропривод приводит задвижку в открытое либо закрытое положение дистанционно, с использованием пульта.

Все краны устанавливаются на водных, нефтяных либо газовых магистралях. Краны бывают двух подвидов – шаровые и пробковые.

Шаровая запорная арматура – это один из самых современных, высококачественных и прогрессивных видов фитингов с высокой степенью герметичности.

Преимуществами шаровых кранов является:

  • Высокая степень герметичности;
  • Простая конструкция;
  • Небольшие размеры;
  • Безопасность и надежность работы;
  • Оптимальная цена.

Запорный вентиль необходим для полного перекрытия рабочей среды, потому как он не может регулировать рабочее давление магистрали. Запорные вентили используются на магистралях, где происходит подача воды, пара или воздуха.

Запорные заслонки используют на магистралях большого диаметра при невысоком давлении рабочей среды. Требования к герметичности у них намного меньше.

По величине давления устройства бывают вакуумные, низкого, среднего и высокого давления. Запорная арматура высокого давления широко востребована в нефтеперерабатывающей, газодобывающей, химической промышленности.

Различная классификация

В зависимости от состава рабочей среды существует такая классификация арматуры:

  • Энергетическая;
  • Криогенная;
  • Пароводяная;
  • Нефтяная;
  • Вентиляционная.

Энергетическая используется при высоких параметрах воды и пара. В большинстве случаев, энергетическая арматура относится к пароводяной арматуре, которая работает при высоких давлениях и температурах. Энергетическая арматура необходима для транспортировки нефти, газа.

Криогенная арматура используется для работы в специальных условиях, где рабочая среда с низкой температурой. Криогенная среда – это гелий, водород, фтор, кислород, которые применяются в жидком и газообразном виде с температурой до минус 260˚С. Поэтому криогенная арматура должна иметь сверхпрочную ударную вязкость. На трубопроводе с криогенной средой должна быть изоляция запорной арматуры, которая обеспечивает уменьшение теплопритока, и снижает испарение среды.

Читайте также:  Правила монтажа запорной арматуры

Классификация устройств по области применения:

  • Промышленные;
  • Специальные;
  • Судовые;
  • Сантехнические.

По методу управления классификация выделяет управляемые и автоматические устройства. Классификация по способу присоединения к трубопроводу такова:

  • Фланцевые соединения;
  • Муфтовые;
  • Штуцерные.
  • Приварные.

Предназначение и применение запорной арматуры

Комплектующие для тепловых сетей обеспечивают управление системами теплоснабжения во время их эксплуатации. Для систем тепловых сетей они необходимы, чтобы перекрывать потоки тепла, для спускания воды и выпускания воздуха.

Классификация устройств для тепловых сетей осуществляется по следующим видам:

  • Запорные;
  • Регулирующие;
  • Предохранительные;
  • Защитные.

Запорно-регулирующие используются в промышленности для того, чтобы перекрывать потоки пара, жидкости и газа на магистралях и обеспечивают необходимую степень герметичности.

Запорная арматура из нержавеющей стали для пара предназначается для перекрывания потоков пара в паропроводах, она применяется при высоких температурах.

Запорная арматура из нержавеющей стали

Запорная и регулирующая арматура являются неотъемлемой частью систем отопления. Комплектующие предназначены для тепловых сетей, чтобы была возможность отключения магистралей и ответвлений между ними, секционирования распределительных тепловых сетей во время ремонта и промывки теплотрасс.

Регулирующая арматура предусмотрена для контроля расхода, давления, температуры. Предохранительная, в свою очередь, защищает теплотрассу от высокого давления. Защитная арматура используется для защиты тепловых сетей при повышении параметров теплоносителя. Согласно нормативным документам для тепловых сетей используется стальная арматура.

Сантехническая нержавеющая запорная арматура используется для:

  • Радиаторов отопления;
  • Полотенцесушителя;
  • Умывальников;
  • Посудомоечных и стиральных машин.

Она управляет параметрами циркулирующей жидкости и предназначена для эффективного функционирования отопления (радиаторов, конвекторов), полотенцесушителя и т.п.

От качества отопления в зимнее время года зависит комфорт каждого дома. Поэтому перед началом отопительного сезона производится опрессовка запорной арматуры с целью выявления дефектов и выполнения ремонтных работ. С помощью запорных устройств для радиаторов отопления регулируется температура подачи тепла. На сегодняшний день существует множество разновидностей радиаторов отопления, которые отличаются между собой внешним видом и техническими характеристиками.

Запорная арматура для систем отопления

В зависимости от вида радиаторов отопления подбираются комплектующие. При выборе радиаторов отопления следует учитывать мощность теплоотдачи, срок службы и внутреннее давление. Подключение радиаторов происходит по схемах, где есть обозначение системы разводки по трубам.

Запорные устройства на газопроводах

Технические изделия, которые используются на газопроводах, должны соответствовать всем требованиям государственных стандартов. Арматура, используемая на газопроводах, бывает запорная, регулирующая, предохранительная, аварийная и конденсатоотводящая. Запорные устройства устанавливают на газопроводах для того, чтобы повысить эффективность и безопасность функционирования систем газоснабжения. На промышленных и коммунальных предприятиях на газопроводах в большинстве случаев используют краны и задвижки. Комплектующие, которые устанавливаются на газопроводах используются для:

  • Герметичности отключения;
  • Удобства обслуживания и ремонта;
  • Быстрого открытия и закрытия газопровода.

Запорная арматура для газопровода

Арматура, которая устанавливается на газопроводах, предназначена для работ в газовой среде. На газопроводах низкого давления применяются гидрозатворы. Для обеспечения надежной герметичности отключения, в большинстве случаев, используют краны.

Применение арматуры для многослойных металлополимерных труб

Комплектующие на трубопроводах применяются для включения, выключения и подачи воды в различные магистральные сети. Отличительной характеристикой, присущей многослойным металлополимерным трубам, является их отличная теплостойкость и инертность к любым агрессивным средам. Она состоит из алюминиевой трубы, покрытой снаружи и внутри пластиком. Многослойным металлополимерным трубам присущи такие характеристики как:

  • Сохранение своей формы после изгиба;
  • Способность выдерживать высокие температуры;
  • Непроницаемость газов;
  • Устойчивость к образованию отложений;
  • Долговечность.

Многослойные металлополимерные трубы

Положительные свойства многослойным металлополимерным трубам обеспечивают свойства полимера. Благодаря низкой стоимости происходит массовое производство труб. Но, несмотря на достоинства, многослойным металлополимерным трубам присущи недостатки:

  • Неустойчивость к перепадам температуры;
  • Необходимость использования компенсирующих элементов на изгибах;
  • Промерзание;
  • Сложность монтажа.

Многослойным металлополимерным трубам присуща сложность монтажа запорной арматуры из-за того, что алюминий и полиэтилен имеют разную теплопроводность, при перепаде температур алюминий сильно сужается и соединение труб ослабевает.

В качестве запорной арматуры к многослойным металлополимерным трубам служат краны, задвижки, клапаны, вентили. Арматуру устанавливают на разводах при установке труб.

Запорная арматура может входить в комплект к многослойным металлополимерным трубам.

Согласно нормативным документам существует условное обозначение запорной арматуры в зависимости от вида управления и типа соединения. Обозначение указывает, какой тип устройства и материал. Условное обозначение устройств с ручным управлением состоит из последовательно повторяемых цифр и букв.

Запорная арматура

Источник

Газовая арматура и оборудование

Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.

Классификация газовой арматуры.

По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:

  • на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
  • предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
  • арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
  • аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.

При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.

Читайте также:  Заводы российские запорной арматуры

Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.

Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения вида арматуры

Краны для трубопроводов

Клапаны обратные поворотные

Клапаны обратные подъемные

На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения материалов корпуса арматуры

Латунь и бронза

Сталь кислотостойкая и нержавеющая

На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:

11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.

В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.

Запорная арматура.

К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.

В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.

Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным. Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки. Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.

Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.

Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.

Задвижки

а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель

При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность. В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков. На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.

Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.

Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.

На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.

Устройство газовых колодцев

а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца

Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.

В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.

На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.

В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением. Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой. Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.

Читайте также:  Запорная арматура для газопроводов гост

Чугунный кран со смазкой под давлением

1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка

Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).

В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.

Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.

Конденсатосборники.

Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).

Конденсатосборники

а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк

В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.

Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.

Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке. Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк. При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.

Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.

Компенсаторы.

В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа. Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные. На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).

Линзовый компенсатор

1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга

Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают

направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.

При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).

Установка компенсаторов

а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый

Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.

В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.

Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.

Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.

Источник

Adblock
detector