Меню

Флейта труба кларнет фагот что лишнее



Конспект урока по музыке на тему «Музыкальные инструменты: флейта, труба, валторна, кларнет» (1 класс)

Тема: Музыкальные инструменты: флейта, труба, валторна, кларнет

Цель: создание условий для расширения у обучающихся многообразия музыкальных инструментов, ознакомление с классом духовых музыкальных инструментов.

образовательная: расширять представления обучающихся о многообразии музыкальных инструментов;

развивающая: формировать навыки выражения своего мнения о музыке, развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах;

воспитательная: воспитывать в обучающихся интерес и любовь к музыке, эмоциональное и осознанное отношение к музыке.

личностные : умения оценивать музыкальное произведение с помощью наводящих вопросов;

предметные : формирование основ о музыкальных инструментах, умение воспринимать музыкальное произведение и анализировать его;

метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): прослушивание музыкальных инструментов не только в школе, но и дома, развитие художественного вкуса и интереса к искусству в целом.

личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

регулятивные: постановка темы, плана урока обучающимися, но с помощью учителя, оценивание себя и своих сверстников на уроке;

коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

познавательные: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение.

Ребята, мы сегодня с вами погрузимся в мир музыки. Будем изучать много интересного и нового. А также будем с вами слушать музыку. (Звучит классическая музыка)

-Ребята, мы с вами будем путешествовать по Музыколандии. В прошлый раз вы были на Острове Струнных инструментов, сегодня мы с вами отправимся на Остров Духовых инструментов. Мы будем с вами искать новые знания, а помогут нам в этом Цветан и Розочка, так как они всю свою жизнь посвящают музыке.

Обучающиеся готовятся к уроку.

Этап актуализации новых знаний и выявления затруднения

Давайте мы с вами вспомним, что вы проходили на предыдущем уроке. С какими инструментами вы знакомились на прошлом уроке? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас)

Давайте послушаем звучание виолончели, чтобы вспомнить, что было на предыдущем уроке. Посмотрите на слайд, здесь изображены инструменты, которые вы изучали, но музыка у них разная. Угадайте, какой инструмент звучит, на каждой из этих иллюстраций.

Вспоминают, что проходили на прошлом уроке.

Этап «открытия» нового знания

-Ребята, давайте послушаем несколько музыкальных произведение, а вы потом мне скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока.

(Включается мелодия: флейты, трубы, валторны, кларнета)

-Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? Что там играет в музыке? Какие инструменты?

А эти музыкальные инструменты одинаковые?

А можете ли вы их назвать?

Некоторые инструменты вы не знаете, но сегодня вы о них узнаете.

-Значит, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: Муз.инструменты: флейта, труба, валторна, кларнет.

-Мы с вами узнали тему урока, как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Ребята, послушайте одну интересную историю, которую рассказал Цветан Розочке. Это история произошла давно. Один человек очень давно сидел на берегу реки, где рос тростник, и услышал необычный звук, мелодию, исходящего от этого тростника. Отрезал его, сделал маленькие дырочки и стал дуть, нажимая пальцами на эти дырочки, так появилась мелодия духовых инструментов. Материалом для них служил кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Эти инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и тысячелетий.

-Мы сегодня будем изучать инструменты флейта, труба, валторна, кларнет. Эти инструменты входят в симфонический оркестр.

-В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы; медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, туба.
-То есть, ребята, наши инструменты делятся на деревянные духовые: флейта, кларнет; и медные духовые: труба, валторна.

-Ребята, посмотрите на слайд. Здесь изображены Духовые музыкальные инструменты.

Давайте с вами познакомимся с флейтой.

Посмотрите определение на экране.
Флейта — духовой деревянный музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева.

В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка.

Музыканта, играющего на флейте, обычно зовут флейтистом.

Флейта делится на: продольную, поперечную, многоствольную.

-Ребята, что вы из этого запомнили?

-Давайте, теперь, послушаем звучание флейты. Для этого закройте глаза, слушайте внимательно.

-Ребята, вам понравилось как звучит флейта? Как она звучала? Что вы почувствовали? Что вам представилось, когда звучала флейта?

Теперь, мы познакомимся с трубой. Посмотрите определение на слайде.

Труба — духовой медный музыкальный инструмент, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, позже вошла в состав оркестра. А 2 века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Труба делится на несколько видов: альтовая, басовая, труба-пикалло.

Читайте также:  Что за труба фазер sdr

-Ребята, что из сказанного вам запомнилось?

-Ребята, давайте теперь с вами послушаем звучание трубы. Закройте глаза, слушайте внимательно.

-Ребята, вам понравилось как звучит труба? Как она звучала? Что вы почувствовали? Что вам представилось, когда звучала труба?

-Ребята, давайте, теперь, немного отдохнем, вставайте.

Следующий инструмент, с которым нам предстоит познакомиться, это валторна.

Валторна — духовой медный музыкальный инструмент. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла несколько веков назад. Звук валторны очень мощный, и когда играет валторновая группа в полном составе, то она пронзает звучание всего симфонического оркестра.

-Ребята, что вы запомнили о валторне?

-Ребята, давайте теперь с вами послушаем звучание валторны. Закройте глаза, слушайте внимательно.

-Ребята, вам понравилось как звучит валторна? Как она звучала? Что вы почувствовали? Что вам представилось, когда звучала валторна?

Нам необходимо с вами узнать также информацию о кларнете.

Кларнет — духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Кларнет был изобретён очень давно.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

-Что вы запомнили?

-Ребята, давайте теперь с вами послушаем звучание кларнета. Закройте глаза, слушайте внимательно.

-Ребята, вам понравилось, как звучит кларнет? Как он звучал? Что вы почувствовали? Что вам представилось, когда звучал кларнет?

Источник

О музыкантах оркестра. Фагот.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

Продолжаем рассказ о деревянных духовых.

Классический состав группы: флейта, гобой, кларнет, фагот.

И вот, наконец, Фагот:

— Чем фагот лучше гобоя?

— И то и другое — дерево, но фагот горит дольше…

Фагот — самый большой и низкий среди деревянных духовых инструментов.

В переводе с итальянского fagotto — «вязанка дров». Почему он так называется? Все просто. Первые фаготы, которые появились более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот больше всего похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.

Фагот считается достаточно подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем весьма не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем часто пользуются многие композиторы. Может фагот звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно и с ноткой страсти.

Фагот, сука большой. Настолько большой, что фаготист носит на шее «удавку» с крючком на конце, на который он подвешивает инструмент, иначе в руках фагот долго не продержишь. А контрафагот вообще вывозят на тележке. Не смотря на то, что трость фагота, так же как и у гобоя, состоит из двух половинок, расход воздуха достаточно большой. Это, конечно связано и с размером инструмента, и с его диапазоном. В отличие от флейты, гипервентиляции мозга не происходит, скорее всего от того, что соло фагота достаточно короткие, а основная партия – это поддержание линии баса на уровне «пум» — «пум», «пум» — «пум».

Фагот среди духовых в оркестре — это как фундамент у дома, на котором строится вся мелодика. Видимо поэтому фаготисты очень основательные и взвешенные люди. Никогда не скажут лишнего, прежде чем ответить — подумают. В тайне завидуют остальным деревянным, у которых футлярчики маленькие, инструменты разбираются быстро, а флейту вообще чуть ли не в кармане носить можно. А тут пока разберешь эту «вязанку дров» пока сложишь, все уже разошлись. Да ещё и чемодан не маленький приходится таскать. Повторюсь, инструмент большой, и наверно поэтому фаготисты чаще всего высоки, стройны, весьма красивы. И очень любят себя.

Есть даже такой анекдот:

— Чем фаготист отличается от бога?

— Бог не считает себя фаготистом.

По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых — беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука, либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре. Обычное дело для группы фаготов — дублирование струнных басов (виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность и связность.

Читайте также:  Сальник для трубы 150

Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Стаккато фагота отчётливое и острое, хорошо получаются скачки на октаву и более, а смена регистров практически незаметна.

И, как обычно, немножко интересных фактов:

— Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец правой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки нажимает на 4 клапана.

— Иногда партитура обязывает использование звука «ля» контроктавы. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, «си» бемоль теряется и звучит более низкий звук – «ля».

— Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.

— Стоимость фаготов может доходить до 30 000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.

Найдены возможные дубликаты

Ставите минус — напишите, пожалуйста, почему, исправлюсь :-)))

Ты только по духовым собираешься посты делать?

Я уже спрашивал, но почему классическая гитара была, не очень популярна у минувших композиторов?

Есть достаточно много инструментов, которые не входят в состав классического симфонического оркестра. И дело не в инструменте, просто так сложилось, что большинство произведений написаны именно для такого состава. Логики нет. Просто примите как факт.

В случае с гитарой есть и логика и исторический и функциональный контекст. Но в общем и целом вы правы.

Жду про саксофон.

Интересно, блин. Пишите ещё.

Я когда то оканчивал муз училище по классу фагота, сначала играл на совеццком «дубовом», потом на иностранном, но он был старый и потасканный, я даже марки не знаю, шильдики все стёрты были, Соноре какой-нибудь, такой был ещё один в училище, даже в оркестре губернаторском играл, были времена. А сейчас я программист, куда я скатился, во что превратился.

большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец левой руки

Левая рука вверху, там 8-9 (зависит от производителя) клапанов, на большом пальце; внизу для большого пальца правой руки – 4: си-бемоль, ми, фа-диез и соль-диез. Все, кроме ми, дублирующие.

Что-то ностальгия, надо завтра поиграть)

О музыкантах оркестра. Скрипка.

А теперь о струнной группе инструментов.

Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).

В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.

Переходим к самой многочисленной группе — струнные

Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Разрешите представить, его величество скрипка:

— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?

— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.

Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.

В современном симфоническом оркестре скрипке по праву отдана роль «королевы», а скрипачи и скрипачки, конечно, занимают почти треть состава, и делятся на 2 группы: первые скрипки, которые чаше всего играют верхний голос или мелодию, и вторые скрипки исполняющие нижний голос. А ещё в оркестре скрипки делятся по пультам: 1-й пульт первых скрипок, 2-й, 3-й и так далее. Ну и самый важный, конечно концертмейстер, это первая скрипка на первом пульте. Он же исполняет все сольные партии, он же проводит групповые репетиции со скрипачами, он же первым встаёт после приветствия оркестра, он же, он же, он же. короче, самый главный, после дирижера. Чем дальше пульт, тем меньше ответственности, за четвертым пультом можно вовсе делать вид, что играешь, главное красиво махать смычком со всеми вместе:-))). Конечно, это шутка. А Вы должны понимать, каких усилий требует от каждого скрипача в группе синхронное исполнение одной и той же мелодии, одним и тем же штрихом, в одинаковом темпе и желательно не фальшиво. Только в таком случае струнная группа сливается в единый инструмент, обогащенный множеством обертонов и струн каждого музыканта. И заметьте, в разные стороны смычками скрипачи не машут. А это все результат огромного труда, как на репетициях, так и дома. Да, да! Вы отработали смену, и , купив пивка оттягиваетесь на диване, а музыканты репетируют, репетируют, репетируют. Поэтому их так часто ненавидят соседи. Вот почему я просто дико ржу над песенкой «В нашем доме поселился замечательный сосед».

Читайте также:  Труба приемная газель змз 402

Мне кажется, что человеку, научившемуся играть на скрипке, подвластно если не всё, то очень многое. Вы не поверите, какой это ад обучать и учится играть на скрипке. Наверно поэтому учить начинают в очень юном возрасте, чтоб не сопротивлялись, на маленькой скрипочке, которую называют 1/32 и скрипка «растет» вместе с учеником. Представьте себе, струны на скрипке надо настраивать при помощи колков. Ну ладно, в начале это может делать учитель, но, в конечном итоге, придется делать самому. Далее, относительно чисто извлечь можно только четыре ноты на «открытой» струне, но, пока смычок ещё не «поставлен», даже эти ноты звучат весьма гаденько. А дальше — как в сказке, надо пальчиком зажать на грифе струну в нужном месте, чтобы получилась требуемая нота. И никаких тебе ладов как на гитаре, и пометок. Только глазки и ушки. А пальчики ещё не слушаются, а ушки пока слышат плохенько, да и смычком надо правильно работать. Короче, мартовское завывание котов — это ангельское пение по сравнению с первыми уроками на скрипке. Да ещё и подбородок болит, держать скрипку, и на пальчиках очень больные мозоли от струн. Так что анекдот про вылетающую в форточку скрипку очень даже из жизни.

Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.

Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.

Ну и как обычно, немножко интересных фактов:

— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.

— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.

— Самыми ценными и дорогими в мире считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери «Вьетан» в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается «Леди Блант», и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.

— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.

— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.

— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.

Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.

Источник

Adblock
detector